«Облака Зильс-Марии», представленные чуть больше месяца назад на кинофестивале в Каннах, являются, пожалуй, вершиной карьеры Оливье Ассайаса, шедевр в области сценария и постановки, размышление о жизни, ее представления в кинематографе и связи со временем. Фильм повествует об актрисе «за пятьдесят» (в исполнении необыкновенной Жюльет Бинош) и ее роли в постановке, которая сделала ее знаменитой в молодости. Теперь, «уйдя на пенсию», и находясь вместе со своей ассистенткой (Кристен Стюарт) в доме Зильс-Марии, в Швейцарском горно-туристическом курорте Энгадин, она сталкивается с неожиданным сообщением, новой ролью (уже не молодой безрассудной девушки, а ее жертвы, зрелой искушенной дамы), прошлым и связью с современностью, современным представлением и чувствительностью ее молодой ассистентки.
Не считая темы молодости, зрелости, любви, семейных уз, в «Зильс-Марии» впервые говорится о времени. И в частности о связи с временем, которая у каждого из нас возникала, с настоящим, прошлым и будущим. Это первый ваш фильм о «зрелости»?
Оливье: На самом деле, я не думаю, что с точки зрения старения время не имеет значения, я по-прежнему ощущаю себя человеком, который много лет назад начал снимать фильмы. Но это правда, что через года время добавляет кое-что к индивидуальности, возможно, мировой опыт, возможно, восприятие вещей, которые делают нас менее чуткими и более черствыми. Факт остается фактом, режиссеры, преимущественно мужчины, легче относятся к вопросу времени и старения. Для женщин и для актрис это намного сложнее, появляются признаки старения на лице, а камера подмечает все, как микроскоп.
Именно поэтому вы решили сделать Жюльет Бинош, ее лицо и тело, центром картины?
Оливье: Опыт Жюльет позволил мне говорить о трудностях, пройденных через боль, которые я не испытывал, но могу понять. Я выбрал ее потому, что она так вжилась в свою роль, и между мной, ею и общим опытом прошлого, совершенно разного, существовала динамика. Зарабатывая на жизнь этим напряжением, я, однако, нуждаюсь в молодом помощнике – вот откуда взялась идея о Валентине, ассистентке ведущей актрисы. Наличие молодежи в моих фильмах всегда было решающим, потому что, как мне кажется, фильм сам по себе – это искусство молодых: есть что-то такое в определяющем отношении, которое устанавливает не только представление о периоде жизни, но также взаимодействует с молодежной аудиторией. Я понимал тогда, что в фильме будут показаны отношения зрелой женщины и молодой девушки, и моя позиция режиссера весьма не однозначна, поскольку, являясь ровесником Марии, я чувствую себя намного ближе к Валентине.
Тогда напрашивается вопрос о Кристен Стюарт и ее героине Валентине, самой неоднозначной и туманной в фильме. Как вам удалось придумать героя настолько мимолетным и неясным, вечно исчезающим из кадра, но при этом оставляющим неизгладимое впечатление недосказанности, тайны?
Оливье: Все персонажи «Зильс-Марии» были прописаны весьма тщательно, но при этом актеры привнесли в них что-то свое. Роль Валентины, на самом деле, была написана под Мию Васиковска, - и я уверен, что она прекрасно бы справилась с работой – но когда на смену пришла Кристен (которая, честно признаться, и была изначальным выбором, потом по некоторым причинам оставила проект и вернулась к нему как раз тогда, когда Миа отказалась от участия в фильме из-за проблем с договором в другом проекте…), она придала ей новую форму. Неоднозначность героини, совершенно очевидно, соответствует тому, что я написал, но и Кристен привнесла в этого персонажа немало: если она способна быть проницательной и умной, я бы ограничил себя, предложив изобразить эту героиню такой прагматичной и почти грубой, но в то же время и нежной. Для меня было важно ощущать сочувствие к Валентине, потому что понимание ее характера публикой имеет важное значение. «Зильс-Мария» в этом плане движется непрерывно от одного героя к другому, но Валентина в некотором роде особенная. В некотором смысле я чувствую себя ближе к ней, чем к героине Жюльет, несмотря на разницу в возрасте. В ее исчезновении меня привлек его отзвук, его резонанс: Валентина исчезает из кадра, но на этом ее роль в фильме не заканчивается, зритель продолжает думать о ней, когда она исчезает… вот что на самом деле происходит!
Что касается взаимосвязи между телом и его отсутствием, не думаете ли вы, что спустя годы ваш фильм станет менее прямолинейным и более физическим и непоследовательным, также как и в «Карлосе», из-за погружения в телевизионное повествование? В этом плане, как мне кажется, «Зильс-Мария» демонстрирует деликатный синтез между этими аспектами вашего фильма, которые антропоцентричны и, скажем, повествовательны…
Оливье: Правда в том, что, да, «Карлос» - это сериал, но я снял фильм: в ответ на телевизионный формат я почувствовал необходимость окунуться в мир кино. Я использовал большие линзы, потому что хотелось снимать пейзажи, апартаменты и помещения, где декор играет решающее роль. До этого момента я использовал длинные линзы с абстрактным эффектом, но с «Карлосом» мне пришлось открыть больше возможностей… пока не нашлась связь с пространством. С тех пор я неизменен, я хочу снимать фильмы с большей перспективой, а также знать, что в кадре есть подходящий человек. Раньше я снимал только лица, но теперь в кадр попадает все тело, и мне это больше по душе. И Кристен сыграла во всем этом не малую роль, потому что использовала свое тело с грацией танцовщицы. Ей присуща необычайная подвижность и креативность в использовании физических возможностей. Кажется, что вы и не работаете вовсе, но то, как вы воплощаете это в фильме, просто завораживает и впечатляет.
Перевод выполнен Nikki6392 специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Оливье Ассайас говорит об "Облаках Зильс-Марии" и Кристен Стюарт
|