Когда режиссер признанной критиками исторической драмы "Прислуга" вдруг обращает внимание на хоррор, да еще и зовет с собой свою оскароносную музу, это автоматически вызывает интерес. Да, уже понятно, что большим откровением в жанре "Ма" (Ma) не стала. Однако перед нами все еще довольно любопытный эксперимент, в сути и результатах которого стоит разобраться.
Сюжет фильма подкупает своей простотой и реалистичностью. Компания американских подростков торчит у супермаркета, страдая от извечной проблемы всех американских подростков: никто не соглашается купить им выпивку. Наконец появляется добродушная черная женщина с собачкой, которая приходит ребятам на помощь, а затем и зовет к себе домой, дабы молодежь не пьянствовала на улице, рискуя попасться копам. Подростки только рады и уже называют свою спасительницу просто Ма. Только дамочка-то себе на уме. Не по доброте душевной она превращает свой подвал в бар для школьников. Более того, и школьников этих она выбрала вовсе не случайно. Постепенно всем становится понятно, что Ма — женщина эксцентричная, однако никто и не подозревает, насколько безумный и жестокий план она собирается привести в исполнение.
Фильм, возможно, и не лучший в этом году, а вот злодейка определенно удалась. Октавия Спенсер создает очень живой и знакомый образ: это не очередной хладнокровный психопат, а просто чудаковатая тетка, живущая по соседству. Можно каждый день проходить мимо, здороваться и не замечать ее странностей, не замечать драмы этого маленького человека, той драмы, что превращает ее в преступника-садиста. Ма неплохо манипулирует юнцами, попавшими в ее сети, благо это не так уж сложно, когда знаешь, что им нужно. При этом злодейка не в силах скрывать свою неуравновешенность, обидчивость, на ряду с хитроумными действиями она совершает и множество ошибок, отталкивая подростков от себя. Иными словами, остается человеком.
Остальной каст, в том числе юная Диана Сильверс, харизматичный Люк Эванс и "прирожденная убийца" Джульетт Льюис, справляется со своими ролями на твердое "хорошо", однако сколько-нибудь конгениальных выступлений ожидать тут не приходится. Спенсер главная звезда этой картины: всех затмевает, и все вокруг нее вращается.
К сожалению, даже такой интересной антагонистки недостаточно, чтобы кинолента удалась в целом. Более того, проблемы начинаются уже на стадии мотивации. Ее вполне достаточно, но уж больно она заезжена в жанре и очевидна с первого же намека. Эдакая Кэрри замедленного действия. Для эксплуатационного кино неплохо, но Тейт Тейлор тут пытается вытянуть драму на серьезных щах и терпит маленькое фиаско всякий раз, когда на экране начинается еще один приторный флешбэк.
Развязка фильма не оправдывает ожиданий. Ма наконец-то сходит с катушек, воплощая все свои садистские фантазии, но режиссер попросту не умеет это показать. В итоге столь долгожданные сцены расправы вызывают больше недоумения, чем ужаса или отвращения, не говоря уж об эстетическом удовлетворении. У Тейлора есть свои художественные находки, однако он не может заставить их работать. Хоррор-потенциал "Ма" остается не реализован чуть более чем полностью.
Ну, по крайней мере, режиссеру хватило ума и таланта на красивую и по-своему эпичную концовку, которая оттеняет разочарование, вызванное предыдущими сценами.
"Ма" пытается вдохнуть новую жизнь в избитый сюжет жанрового кино, причем небезуспешно, однако оказывается слаба там, где нужно лишь соответствовать канонам этого самого жанрового кино. И все-таки теперь у нас есть прекрасная колоритная злодейка, пусть и без достойного бэкграунда. Королева без трона, который она, безусловно, заслужила.
За информацию благодарим сайт HORRORZONE
МА: Королева вечеринок без заслуженного трона (рецензия)
|