Это очередная попытка нажиться на повальном увлечении подростково-молодежными фильмами совсем не выглядит как привлекательный самодостаточный фильм.
Несмотря на то, что фильм идет почти два с половиной часа и завершается длительной перестрелкой, к моменту окончания «Дивергента», все еще кажется, что фильм только развивается. Вините в этом обременительные коммерческие ожидания: экранизация первого романа Вероники Рот, возможной подростково-молодежной серии-блокбастера, этот фильм, очевидно, был создан как наследник масштабных прибыльных, ориентированных на подростков саг «Summit-Lionsgate», «Сумерек» и «Голодных игр». Тем не менее, режиссер Нил Бёргер, кажется, настолько озабочен закладыванием основ для будущей франшизы, что он пренебрег созданием привлекательного самостоятельного фильма, и неопределенные пейзажи «Дивергента», раздутый сюжет, серый визуальный стиль и избрание на главные роли заурядных Шейлин Вудли и Тео Джейса не обязательно лучший выбор для саги-новичка. Фанаты книги получат то, что должно было стать очень прибыльным открытием выходных, но с будущими фильмами, о дате выхода которых уже объявлено, их судьбу довольно легко прочесть на чайных листьях.
В то время как очевидный успех кассовых сборов от «Сумерек» и «Голодных игр», казалось бы, продемонстрировали, какими качествами должны обладать фильмы, чтобы завладеть вниманием девушек-подростков, а также показать потенциал нового рынка для их собратьев, множество студий вместо этого просто решили придерживаться общемирового тренда экранизировать подростково-молодежные истории со внешне схожими элементами. События в них развиваются в мрачном будущем с «избранной» героиней и ограниченным временем, целомудренной любовной линией, и «Дивергент» определенно соответствует этому шаблону.
Действия фильма происходят в распадающейся футуристической версии Чикаго, где общество разделено на пять различных фракций, основываясь на их добродетелях и названный словами, которые должны были бы быть хорошо понятны целевой аудитории: Отреченные, Дружелюбные, Искренние, Бесстрашные и Эрудиты.
Стандартный тест имеет первостепенное значение в жизни подростка в этом фильме. В возрасте 16 лет все подростки должны выбрать фракцию, в которой они проведут остаток их жизней, после галлюциногенного экзамена, который порекомендует им к какой из фракций они подходят больше всего. Конечно же, результаты секретны, тестируемые могут свободно выбирать ту фракцию, что им нравится, и большинство просто предпочитают оставаться там, где они родились, что ставит под сомнение такую уж важность этого теста.
Главная героиня Беатрис Приор (Вудли) – дочь главы Отреченных (Тони Голдвин), живет со своей заботливой мамой (Эшли Джадд) и братом-близнецом Калебом (Энсел Эльгорт). Она никогда не чувствовала, что подходит скромному, самоотверженному образу жизни своей фракции, и когда проходит тест, ее результате неубедительны, предполагая, что она одинаково хороша в трех добродетелях. Ее тестер (Мэгги Кью) спешит вывести ее из здания, объясняя, что она принадлежит к редкому виду, дивергент, и должна держать эту информацию в секрете, иначе последствия будут ужасны для нее. Это первое из многих предупреждений от персонажей, у которых даже не находится времени, чтобы объяснить их опасения в деталях.
Когда наступает День Выбора, близнецы Приор шокируют весь город, оба выбирая новые фракции. Калеб выбирает снобистскую фракцию Эрудитов во главе с елейной, жадной до власти Джанин Мэттьюз (Кейт Уинслет, которая производит впечатление, довольно схожее с Хиллари Клинтон). Беатрис отправляется во фракцию воинов, Бесстрашных, вопящей, кричащей, спрыгивающей с поездов кучки модных эстетов, которые напоминают нечто среднее между бойцами «Абсолютного бойцовского чемпионата» и горячими клерками.
Посвящение в новую фракцию начинается немедленно, и Беатрис (которая теперь принимает совершенно новое, хиппстерское имя Трис) взбирается на небоскреб, с которого прыгает в яму и принимает участие в жестоких спарринг-боях с другими посвященными. Вскоре она узнает, что те, кто не проходят инициацию Бесстрашных, изгоняются, чтобы присоединиться к неприкасаемым «бесфракционным», касте, которая живет на улицах. Еще больше все осложняется парочкой вечно препирающихся инструкторов: красавчиком с гранитной челюстью Четыре (Тео Джеймс) – который посматривал на Трис задумчивыми взглядами, которые подразумевают, что он изо всех сил пытается решить, какой шрифт выбрать для их свадебных приглашений – и коварным Эриком (Джай Кортни).
Между тем ритуал инициации занимает большую часть этого фильма, а также борьба за власть между Эрудитами и Отреченными, и Трис, которая медленно собирает разъеденные части своей жизни воедино, в то время как дивергенты оказываются в опасности.
Если эта история кажется разделенной на слишком много сюжетных линий фракций одновременно, то так и есть. И пытаясь при этом втиснуть столько объяснительной информации, сколько возможно, Бёргер пренебрегает теми элементами фильма, которые могли бы облегчить эти проблемы с рассказом: а именно чувством места и чувством срочности.
Несмотря на всю эту войну и высокую угрозу изгнания, посвященные, похоже, редко нервничают. И не помогает то, что сценаристы Эван Догерти и Ванесса Тейлор вырезали ряд темных сцен из книги Рот, и Бёргер не показал ничего более кровавого, кроме незначительных кровотечений из носа и синяков в первых двух актах фильма, даже когда персонажи укладывают друг друга в больницу с большой регулярностью. И для гипер-военизированного, технологически продвинутого, разделенного мрачного общества на грани фракционного конфликта, различные городские зоны, похоже, все оснащены видеонаблюдением и тем же уровнем безопасности.
В отличие от материального, полного кадров Хогвардса «Гарри Поттера» или красочно пестрых дистриктов «Голодных игр», виденье нового Чикаго в «Дивергенте» не слишком уж отличается от стандартной пост-апокалиптической картинки. Снятый в местах Города ветров фильм редко задерживается слишком долго на городских пейзажах, и интерьеры очень напоминают павильонные, а обстановка центра Бесстрашных, получившего название «Яма», выглядит так, будто они остались после оригинального фильма с категории научной фантастики, который снимался здесь за неделю до «Дивергента»,
Получив свою первую главную роль в проекте подобного масштаба, Вудли может быть прекрасной, когда ей позволено продемонстрировать немного дерзости, но когда она с легкостью отыгрывает самые эмоциональные актерские моменты, ее Трис не настолько независимая, какой должна была бы быть. Коллега Вудли по «Захватывающему времени», Майлз Теллер, провел большую часть этого фильма, посмеиваясь над Трис, воплощая еще одного злодея, тогда как ее друзья, сыгранные Зои Кравиц и Беном Ллойд-Хьюзом, впустую тратят здесь свое время.
Хотя и ручная, в основном операторская, работа компетентна, фильм демонстрирует нескладный скучный блеск: фон очень часто размыт и невыразителен, лица актеров иногда отображают безжизненный аспект слишком совершенных цифровых технологий. Трансовая музыка Джанки Экс-Эла надлежаще молодежна, в то время как музыкальный супервайзер Рэндалл Постер собрал замечательную коллекцию инди-рока, электроники и хип-хопа.
Эндрю Баркер
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Variety: Обзор фильма «Дивергент»
|