Итоговая оценка: Непоколебимое начало Новой Важной Саги среди молодежно-подростковых франшиз
Выход: Пятница, 21 марта (Lionsgate/Summit Entertainment)
Актерский состав: Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Эшли Джадд, Джай Кортни, Кейт Уинслет
Режиссер: Нил Бёргер
Шейлин Вудли и Тео Джеймс представили миру первую из трех картин, основанных на пост-апокалиптических романах Вероники Рот.
Антиутопия – это не пикник для большинства, но в будущем мире «Дивергента», она особенно сложна для подростков. В сердце подростково-молодежного бестселлера Вероники Рот – провокационная экзистенциальная дилемма, включающая юность и идентификацию себя: в 16 лет все должны выбрать одну из строго определенных фракций, к которой они присоединятся. Это значит, что либо ты остаешься на родной земле, или оставляешь семью далеко позади, и это необратимое решение. В эпоху, когда ты никогда не считаешься слишком юным, чтобы не только выбрать себе карьеру, но и начать ее, эта мысль является особо резонансной.
Это также одна из идей фильма, которая теряет большую часть своего потенциала в экранизации, пока режиссер Нил Бёргер боролся, чтобы соединить философию, странную романтическую линию и жестокий экшн. Даже если и звезда фильма Шейлин Вудли смогла предоставить необходимую стойкость и магнетизм, неуклюжий результат почти неумолимо мрачен. Антиутопии могут быть представлены динамично, но эта итерация, в общем-то, не пикник для зрителей.
Теплый отзыв может уничтожить любопытство среди тех, кто незнаком с трилогией книг, но фактор «обязательно к просмотру» среди фанатов обеспечит надежное открытие для «Summit», который уже работает над двумя сиквелами, и следующий фильм, «Инсургент», намечен уже на 2015 год.
Как и большая часть социально-научной фантастики, история, разворачивающаяся в разоренном войной Чикаго в неопределенном будущем, приводится в движение за счет трения между вольнодумцами и авторитарным режимом. Главная героиня Беатрис Приор (Вудли) сталкивается с опасностью буквально, потому что она редкая и опасная птица: так называемый Дивергент, которые не вписывается ни в одну из установленных категорий, что контролируют каждый аспект жизни.
Как и исходный материал, фильм начинается с кануна Церемонии Выбора, когда 16-летняя Беатрис должна пройти тест на пригодность – персональный тест личности, которому способствуют медикаментозные галлюцинации – и этот тест должен сказать ей, какой из фракций она подходит больше всего. Неубедительные результаты заставляют забеспокоиться ее тестера (хорошо известную Мэгги Кью), которая предупреждает ее никогда ни одной душе не говорить, что она Дивергент. Будучи некатегоризованной, Беатрис становится угрозой общественному порядку.
Возможно, слишком быстрое развитие экранной адаптации, написанное Эваном Догерти и Ванессой Тейлор, урезает динамику семьи Приор, уменьшая эмоциональное влияние церемонии на обоих, Беатрис и ее брата, Калеба (Энсел Эльгорт), которые решили перейти из Отреченных, фракции самоотверженных. Беатрис никогда не чувствовала себя настолько естественно милосердной, как ее родители (Эшли Джадд и Тони Голдвин), и ее лицо светится, когда она видит Бесстрашных, тех храбрецов, которые рычат и резвятся как группа панк-рокеров: они столь же неистовы и вызывающи, как члены Отреченных сдержаны и скромны.
Первый момент Беатрис с ее новой фракцией окутан адреналином и чувством опасности, тогда она еще просто наблюдает за ними издали. Прыгающие из движущегося поезда – способ Бесстрашных передвигаться по городу, и одна из лучших сцен фильма – в тот момент она испытывает притягательность физической силы, которую очень долго отрицала. (Проржавевшие, но все еще функционирующие поезда – выдающийся компонент художника Энди Николсона.)
Но вскоре после того, как Беатрис присоединилась к Бесстрашным, она выбирает себе новое имя, Трис, узнает, что прыжки с поезда, лазанье по зданиям и другое дикое поведение не выбор свободного духа, а необходимые качества, что приобретают солдаты благодаря тренировкам. Подземная Яма, которая служит Бесстрашным штабом, является мрачным местом, лишенным юмора и ярких красок – такая же она и в фильме.
Боевое воспитание Трис занимает большую часть первого часа, когда она вместе с другими посвященными сходится один на один в тренировочных сражениях. Те, кто не доказал свою храбрость, в конечном итоге заканчивают среди «бесфракционников», изгоев, живущих на улицах города, и которые никогда не смогут вернуться домой.
Инструктор Четыре (командир Тео Джеймс из «Другого мира: Пробуждение») проявляет интерес к Трис и ее выживанию, смягчая беспощадные требования лидера Эрика (Джай Кортни). Как и следовало ожидать, тут и зарождается любовь: Четыре показывает Трис свою татуировку и, в акте настоящей близости, приглашает ее в свой химически вызванный ночной кошмар, чтобы лучше подготовить ее к финальному препятствию в ее обучении: тесте страха, очевидная вариация на тему Комнаты 101 в «1984» Оруэлла.
В небольших ролях, которые вероятно статут побольше в следующем фильме, Мехи Файфер и Рэй Стивенсон, сыгравшие лидеров фракции, и Зои Кравиц, и Майлз Теллер – двое инициированных из Искренности (фракции людей, говорящих только правду).
Кейт Уинслет появляется в образе ледяной блондинки Джанин, свирепого сторонника социальной инженерии этого мира и лидера Эрудитов, башковитой фракции, которая ведет кампанию по дискредитации правящей элиты Отреченных. (Мирная фракция Дружелюбных едва-едва присутствует в этом фильме.) Разговор между Джанин и Трис предлагает несколько моментов освещающей сублимированной враждебности. В противном случае высоко ожидаемой напряжение потерялось бы в экшне, когда почти каждый обмен любезностями попадает прямо в точку, ударяя в самое больное место (вторя простой прозе книги).
Карло Поджиоли привнес утилитарную выразительность в цвета одежды фракций, тогда как съемочные площадки Николсона добавили промышленного гранжа; военно-морской пирс Чикаго и его колесо обозрения добавляют заброшенности парку развлечений. В общем, однако, послевоенный городской пейзаж ничем не выделяется, захваченные простыми широкоэкранным кадрами оператора Альвина Х. Кюхлера, создавшего гораздо более эффектные мрачные виды в недооцененном «Коде 46».
Саундтреки Джанки Экс-Эл (Ханс Циммер выступил в качестве исполнительного продюсера саундтреков) зажигают, когда нужно, а в основном ненавязчиво звучат где-то на заднем фоне, в отличие от немузыкального использования инди-поп и техно треков в ключевых моментах экшна (Рэндалл Постер выступил музыкальным продюсером).
Вудли, чувствительная исполнительница, столкнулась с определенными проблемами сценария, но смогла придать своей роли необходимой трогательности и убедительного атлетизма. К несчастью, предпочтения Бёргером и Кюхлером крупных планов, как в рекламе туши, однако не умаляют силы этого персонажа.
В руках Бёргера, чьи работы включают «Иллюзиониста» и «Область тьмы», эта история о зрелище, распаде, символизме и борьбе редко чувствуется по-настоящему живой. Хотя не особо блестящее создание других ранних молодежно-подростковых франшиз не замедлило их продвижения в кассовых сборах. И «Дивергент» не станет исключением.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
THR: «Дивергент»: Обзор фильма
|