Продолжаем нашу серию превью Каннского конкурса.
Автор: Дэвид Кроненберг (канадец, 69 лет).
Талант: на этой стадии его карьеры мы не ожидаем, что актерский состав фильма Кроненберга будет каким-то невыдающимся, и, что характерно, это подкреплено интересными именами – хотя на совместной афише вы не ожидали бы увидеть ни одно из них. Жюльет Бинош (возвращающаяся в Канны впервые после получения награды в номинации "Лучшая актриса" два года назад), Саманта Мортон, Пол Джаматти, Мэтью Амальрик и Джей Барушель – все в сборе – как и, что более невероятно, сомалийский реппер К’Наан (со стороны заметим, что это первая картина режиссера за 10 лет, где не снимается Вигго Мортенсен).
Как бы то ни было, во главе большая приманка – это некий парень, которого зовут Роберт Паттинсон. Возможно, это самый удачный ход при выборе актера в карьере Кроненберга, и лучшая возможность для талантливого британского сердцееда получить награду свыше признательности неистово восхищенных Твайхардов.
Высшая точка интереса – то, что это первая картина после «Экзистенции» (eXistenZ), в которой Кроненберг сам выступает сценаристом, и это, скорее, повышает возможность режиссера поддержать марку. Между тем, это обычное дело: кинематографист Питер Сушицки работал во всех фильмах Кроненберга со времен «Связанных насмерть» (Dead Ringers) в 1998, композитор Говард Шор - автор музыки всех, кроме одного, фильмов, со времен «Выводка» (The Brood) в 1979, тогда как режиссер монтажа Рональд Сандерс и художник по костюмам (по совместительству сестра режиссера) Дениз Кроненберг, похоже, отходят далеко назад. Эта крепкая команда в такой же степени интегрирована в бренд Кроненберга, как и он сам.
Главное: за более чем 40 лет со времени публикации своего первого романа Дон ДеЛилло, конечно, стал одним из самых знаменитых современных авторов, произведения которого ранее никогда не были экранизированы, кроме студийных попыток снять «Белый шум» (White Noise) и «Зону защиты» (End Zone), в конечном итоге оказавшихся на полке.
Это не случайность: непонятная, иносказательная, тематически переплетенная проза ДеЛилло не подготовлена для кино. Это обретает абсолютный смысл, потому что это Дэвид Кроненберг, который, в конце концов, сделал это первый раз – канадский ветеран, уже перенесший на экраны Уильяма С. Берроуза, Д.Г. Баларда и Патрика МакГрата, кое-что знает о том, как снять неснимаемое кино.
Короткий роман Дона ДеЛилло 2003 года «Космополис» не особенно поразил критиков, как его другие работы, что, вероятно, делает книгу разумным выбором для адаптации, хотя это все равно высокая заявка. Съемки в современном районе Манхэттена, сюрреалистичное повествование охватывает один день жизни молодого финансиста-миллиардера, чья поездка через весь город, чтобы постричься, полна сложностей, различных препятствий и сексуально заряженных столкновений, тогда как он теряет значительное состояние – его собственное и его клиентов. Как потенциальная аллегория для наших собственных финансовых передряг, это ловко рассчитанный проект.
Происхождение: что ж, это Кроненберг, один из немногих кинематографистов, чье имя породило его собственное широко используемое в кинематографе прилагательное, обратившийся не просто к своим собственным фильмам – происхождение едва ли нужно объяснять. Это его четвертый заход на конкурс в Каннах, хотя он выиграл только в первый раз, когда фильм «Катастрофа» (Crash) удостоился специального приза жюри после неудачи на Круазетт в 1996 году. «Паук» (Spider) и «Оправданная жестокость» (A History of Violence), оба тепло встреченные на фестивале, остались ни с чем. («Обед нагишом» (Naked Lunch) и «Экзистенция» (eXistenZ), выставлялись в Берлине, тогда как в Венеции он дебютировал в прошлом году с «Опасным методом» (A Dangerous Method)). Наконец, Кроненберг возглавлял жюри Каннского фестиваля в 1999 – многократный победитель или нет, он входит в фестивальную элиту.
Слухи: Выбор Паттинсона на главную роль делает неизбежным необычную ситуацию: арт-хаусная интеллигенция и кричащая толпа подростков собираются встретиться на одной красной ковровой дорожке, делая «Космополис» гвоздем фестиваля. Что это означает для самого фильма, оценить сложнее. Фотовспышки фестиваля, направленные прямо на него, то, что фильм находится под давлением, чтобы оправдать ожидания - но это, вероятнее, удовлетворит, или, по крайней мере, возбудит приверженцев Кроненберга, чем массовые СМИ, которых больше привлекает актерский состав, чем смелый выбор режиссера и исходный материал. Смешанные отзывы - это не обязательно плохо: это может оказаться тем странным фестивальным варевом, для которого согласие критиков не спешит проявиться.
Шансы: букмекерам нравятся шансы фильма на Пальмовую ветвь – Paddy Power оценивает их 11 к 2 – но в этом случае я не думаю, что они обязательно введены в заблуждение яркими вспышками (прим. пер.: Paddy Power – ирландская букмекерская контора). Кроненберг здорово запоздал к некоторым главным фестивалям, и сюжет фильма сделал бы его привлекательным своевременным победителем. Я сомневаюсь в том, что Пальмовая ветвь уйдет к именитому североамериканскому фантазеру два года подряд, но, по мне, из всех англо-язычных фильмов конкурса, это лучший выбор. РПаттц как Лучший актер, с другой стороны? Я не уверен, что Интернет сможет справиться с этим. Перевод выполнен Yulla специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
«Космополис» Дэвида Кроненберга: проверка Каннами
|