В
свои 69 лет канадский режиссер Дэвид Кроненберг более преуспевающий и
респектабельный, чем когда-либо. Но от усиливающих половое влечение
паразитов из «Судорог» 1975 года и до Эрика Пэкера, капиталиста с потухшим взглядом, которого сыграл
Роберт Паттинсон в экранизации романа Дона ДеЛилло «Космополис»,
интеллект Кроненберга, его целостность и непредубежденное понимание
человеческой психологии никогда не ставились под сомнение. Поскольку
бывший Кровавый Барон становится столпом
кинопроизводства, мы поняли, что несмотря на то, что его тематика
может измениться, страсть Кроненберга остается непотускневшей.
Дэвид, «Космополис» - первый сценарий, который вы написали спустя более чем десятилетие. Почему адаптация этой книги?
Это что-то вроде интуиции. Я должен был написать сценарий, чтобы знать,
будет ли эта книга работать как фильм. Раньше это мне не приходило в
голову, потому что никому не удалось превратить книгу ДеЛилло в фильм.
Многие из них приобретали права на эту книгу, но ничего не вышло. Так что мне захотелось быть первым в мире, кто даст волю
диалогу Дона. Такой стилизованный диалог установил шаблон для всего,
включая визуализацию.
Вам, кажется, удобно в написании любого
вида диалога, от романтичной мелодрамы «Муха» до черной комедии
«Катастроф», и в этом есть странная мелодраматичность.
Ну,
«Космополис» - тоже забавный фильм, даже при том, что это - очень
странный, темный юмор. Но, хотя это по-разному от фильма к фильму,
диалогу всегда уделяют много внимания. Даже в моих ранних фильмах, таких
как «Судороги», диалог довольно эксцентричен. Это не обычный
низкобюджетный диалог фильма ужасов, который имеет тенденцию быть
банальным и реалистичным. Там всегда был стилизованный к нему элемент. Я
наслаждаюсь этим. Для меня диалог – это и есть фильм.
Вас
расстраивает, когда критики обвиняют ваши недавние фильмы в том, что они
болтливые, будто ваши ранние работы были какими-то другими?
Немного разочарования – это неизбежно. Вы чувствуете, что они не
уделяют должного внимания. Для случайного кинолюбителя это
простительно, им позволительно быть беззаботными. Вы платите свои
деньги, вы можете обратить столько внимания, сколько хотите. Но для
киножурналиста это не очень профессионально - допустить такую ошибку.
Многие сказали бы, что Дэвид Кроненберг сегодня - уже не тот человек,
который сделал «Судороги» и «Муху». Ощущаете ли вы себя тем же
режиссером?
Я ощущаю себя тем же режиссером, хотя и более
зрелым, более уверенным в своей режиссуре. Но я сделал определенные
вещи, и я не чувствую необходимости делать их снова. Я не имею в виду
это с точки зрения жанра. Я не думаю: «Я никогда не должен делать еще
один фильм ужасов, потому что я уже общепризнанный мастер своего дела». Я
не постеснялся бы снять еще один фильм ужасов, если бы он был достаточно
интересным. Но многие предложения настолько зависят от моих предыдущих
работ, что это будет восприниматься как римейк. На самом деле я получал
предложения о римейке большинства моих фильмов. Этого не произойдет. Но
я не отвернулся от этого жанра в кино, я просто не хочу утомлять самого
себя.
Справедливо ли сказать, что «Космополис» больше заинтересует настроением и стилем, чем логикой или изложением?
Я рад слышать это! Люди, которые привыкли к голливудским фильмам, где
все понятно, могут быть разочарованы. Например, нет никакого способа,
чтоб каждый смог проследить некоторые слова персонажа Саманты Мортон. По
крайней мере, не сразу. Я думаю о нем, как о научно-фантастическом
фильме, где межгалактический пилот объясняет, как работает его корабль.
Вам не нужно знать, что он говорит, нужно просто верить, что он знает, о
чем он говорит. Эрик Пэкер понимает, когда его главный теоретик
объясняет, как будущее связано с капитализмом. Это волнует его, и это
все, что вам нужно знать.
Что вы думаете о Эрике Пэкере и действительно ли важно любить вашего главного персонажа?
Я думаю, важно сочувствовать, не обязательно симпатизировать. Вы должны
иметь некоторое представление о нем, но это не значит, что нужно любить
его. Вы должны быть достаточно очарованы, чтобы остаться с ним на
протяжении всего фильма. Именно поэтому нужен такой харизматичный актер,
как Роб, который обладает лицом, на которое хочется смотреть и смотреть.
Кастинг такой звезды, как Роберт Паттинсон, имеет значение для вас, вне факта, что он именно тот, кто нужен для этой роли?
Нет. Это, как и в случае, когда я выбрал Виго [Мортенсен в «Порок на
экспорт»]. Это важно для финансирования. Если бы Роб не был известен по
«Сумеркам», у меня, возможно, не было бы его в фильме. Но для меня, как
творческого человека, это ничего не значит. Как только вы оказываетесь на
съемочной площадке, вы - это просто вы, ребята. И больше никто. Это
как если бы он не играл в другом фильме, а я никогда не снимал другой
фильм.
Вам нравится идея, что твайхарды могли бы расширить свои горизонты благодаря «Космополису»?
Да. Немало девочек, поклонниц Роба, создали веб-сайты «Космополиса», и
некоторые из них действительно тщательно продуманы и красивы. И они
читают книгу и говорят об этом. Они знают, что это не «Сумерки», и они
все равно в восторге. У нас было несколько девочек, стоящих снаружи в
3 часа ночи, в то время как мы снимали. Они сделали футболку, на
которой было написано "Нэнси Бабич" и нарисован пистолет [намек на
телохранителя Паттинсона]. Так что я с удовольствием носил это для них!
Несомненно, будут некоторые поклонники Роба, которые никогда не слышали
о Доне ДеЛилло или обо мне и которые посмотрят этот фильм. Это не
торт, но это - глазурь на нем.
Перевод выполнен innyshka
специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала
обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Интервью Дэвида Кронеберга о «Космополисе», Роберте и твайхардах
|