В последний раз мы говорили несколько лет назад во время «Сандэнс», тогда вы упомянули, что у вас есть идея для футуристического романа.
Доримус: Верно!
На самом деле я совсем недавно просматривал ту статью. Мне стало любопытно: насколько близко друг к другу окончательный вариант фильма и ваша идея?
Доримус: Хороший вопрос, парень. Трудно вспомнить. Я имею в виду, что на тот момент, думаю, это было только ядром идеи.
Да, вы говорили, что идея еще в разработке.
Доримус: Да, это был январь 2013 года, верно? Это было что-то вроде: «Как насчет мира, в котором любви больше не существует, потому что она не нужна. Поскольку у нас совсем другая прерогатива в виде человеческой расы. Мы эволюционируем в этом плане. Любовь больше не должна существовать. Но найдет ли она свой путь?» Все эти вопросы, идеи для самой сути, знаете ли, сильны так, что просто хочется забыться и ощутить неземную, романтическую историю любви, которую я всегда хотел сотворить. Но да, это началось с этого, а затем еще и [сценарист] Нэйтан [Паркер], я посмотрел его «Луну 2112», а она была замечательной, и понял, что он привнесет в съемочный процесс разнообразие. Вот он (указывает на голову) и я вот (указывает на сердце), так что наше сотрудничество принесло интересный баланс. И тогда мы начали прорабатывать идею, эмоции, любовь/ненависть, что является одним и тем же, и остальные аспекты. И в конечном итоге получили сценарий.
Я был несколько поражен масштабом, потому что он настолько огромен, «Как сумасшедший» и «Полной грудью» - небольшие и личные. И хоть масштаб увеличивается, но тесная связь остается. А как для вас? Что это был за опыт в жизни, чтобы выйти и снять научно-фантастический фильм?
Доримус: Ну, это именно то, что я хотел оставить без изменений, но при этом достичь успеха и пойти более сложным путем, попробовать что-либо, что меня пугало. Знаете, идея применить в фильме 600 визуальных эффектов приводила в ужас. Я ничего не знал об этом, но должен был изучать, а также окружить себя людьми, которые могли бы мне помочь. Я хотел сделать большой фильм, выйти за пределы зоны комфорта и рискнуть в жанре, который не был мне знаком, однако я им восхищался. Так что я не очень хорошо разбираюсь в жанре как таковом, честно говоря, я больше поклонник издалека. Но для меня это возможность сделать что-то пугающее и в тоже время за пределами своей зоны комфорта, если быть честным.
И как же вы начинали работать с визуальными инструментами? Применяли раскадровку для этого, вы же использовали ее?
Доримус: Нет, мы вовсе не использовали раскадровку. Для наиболее тяжелых визуальных эффектов мы сделали последовательный ряд кинокадров. Но это просто мы с [оператором] Джоном [Галесерианом] бегали с камерой, добывая нужный фрагмент, на самом деле, это тот же философский подход. Но так как мир развивается, мы искали по везде четко выраженную, очень чистую, стерильную и с прекрасным дизайном среду, которая была своего рода встроена в эти неприкосновенные красоты, где царили ощущения свободных просторов. В конечном итоге Япония стала для нас таким местом, где и проводились съемки, а потом мы еще отправились и в Сингапур. Было так здорово находиться там и окунуться в атмосферу японской культуры, думаю, что это просочилось и в мир коллективизма в фильме.
Что ж, визуально это несколько напоминает фильм «Она». Я имею в виду, причину вашего переезда куда-то, где сможете почувствовать себя чужаком для североамериканских зрителей, а также ощутить футуризм, не перегибая с научной фантастикой.
Доримус: Рад это слышать. Поскольку я, безусловно, не желал делать техническое кино, а также знал, что хочу снять фильм об окружающем мире. Фильм, в котором поднимался вопрос об отношениях и о том, можете ли вы любить или нет, что является очень актуальной проблемой сейчас, но, как бы вставляя в рамки, в другое устройство этого мира.
Каковы были ваши первые беседы с Кристен [Стюарт] и Ником [Николасом Холтом]? Потому как я знаю, что в предыдущих интервью, прежде чем вы, ребята, начали съемки, они были очень взволнованы и откровенничали о том, как им было страшно.
Доримус: Мы с Ником знали друг друга в течение многих лет через общих друзей. И мы виделись только на общих сборах, знаете, вы делитесь общей информацией с актерами и это всегда выглядит как: «Да, парень. Возможно, мы хотели это, может быть, то». Но когда мы определились с идеей, то это было просто как: «Нет, Ник – тот парень. Он должен быть тем парнем», – я всегда держал его на примете. Да и он тоже хотел поработать со мной. Я думаю, что стал фанатом этого фильма, так как для него это было как: «Давайте сделаем это». А насчет Кристен, то она переживала. Думаю, что она действительно доверилась мне, хотя и не было никаких оснований. Для нее, по моему мнению, это было больше сотрудничеством, чем как: «О, я хочу просто пойти и сделать все для этого фильма», да и ее персонаж внутренне был близок к ней. Кристен уже осознала в своей жизни довольно многое, хотя еще так молода, они оба очень молоды и так быстро повзрослели из-за долгих лет работы. Короче говоря, это было как: «Хорошо, давайте создадим оригинальную концепцию, которая будет работать». На съемках «Равных» не было вообще никакой импровизации и только, когда все расходились, мы могли себе это позволить. Так у нас были строгие правила о том, когда и где никакой самодеятельности.
Каково это было для вас? Потому что я знаю, что импровизация для вас привычное дело, а здесь вы работаете с уже окончательным вариантом сценария.
Доримус: Это было странно! Необычно, но отлично подходило для фильма, так как мы были связаны сценарием, и это походило на то, что наши эмоции тоже были под запретом. Для меня сам процесс проходил отчасти отлично, потому что я из всех сил старался выйти из этого, и такими же были персонажи, так что на самом деле это работало. Момент в комнате, когда они находились только вдвоем, был невероятен: «Слава Богу! Сейчас мы можем просто выбросить это из головы». Камера только и работала, они могли говорить минут десять, а потом: «Подожди, ты сейчас снимаешь?». Я имею в виду, есть нечто такое, о чем нужно узнавать больше: у него всегда были веснушки, а он и не знал об этом. Это основа: просто моментами узнавать больше друг друга, позволять им по-настоящему говорить друг с другом, - и это действительно выглядит прекрасно, так как это не подделка, а совершенная реальность.
Ну, думаю, это откроется на большом экране. Вы видите так много любовных историй и верите, что главные герои влюбляются, так и этот фильм, думаю, вы верите этим персонажам и их любви, но с другой стороны это своего рода поражает вас лично, чувствуете это как: «Это я. Я был там». Это универсальный опыт, что обхватывает этот научно-фантастический фильм, который, думаю, имеет жесткую линию баланса. Осознавали вы это, так как руководили съемкой, зная, что находитесь в научно-фантастическом мире, и как пытались сохранить этот баланс?
Доримус: Да. Знаю, что если нет химии, и между героями происходит что-то совсем другое, то и фильма нет, его просто не существует. Поэтому я всегда стремился тщательно проверять такие моменты и старался снимать как можно больше, чтобы мы могли постепенно убирать климатические моменты и подобное этому; пробовать делать упражнения или держать их подальше друг от друга, или пускать некоторые моменты на самотек. Это были их попытки сосредоточиться на реальной динамике, как в качестве компаньонов, со временем – друзей, и, в конечном счете, как Ниа и Сайлас. Я просто пытался следовать за ними, а не вести их, думаю, это и есть ключ к успеху, а не: «Хорошо, ты будешь стоять здесь и влюбляться в него», - так не бывает. Таким образом, вы должны разобрать материал, изучить его, а затем с помощью монтажной можете уже сделать это.
Когда вы снимали долгие импровизированные сцены, после Кристен подходила и пересматривала это. Им было любопытно это вообще?
Доримус: Они замечательны насчет этого. Кристен и Ник не заботятся о себе. Думаю, они действительно были увлечены процессом съемок, так как временами приходили ко мне и говорили: «Я даже не помню, что мы делали или говорили там. Я не знаю, что происходило». И мой ответ им: «Хорошо. Это значит, что мы делаем все верно, потому что вы были поглощены в тот момент и не думали о том, что говорили, не пытались контролировать свои чувства. Вы просто позволяли себе сосредоточиться друг на друге, и разрешали этому механизму развиваться дальше».
Я хотел задать вопрос, вы вновь сотрудничаете с оператором, с которым вам уже приходилось ранее работать, и он сделал потрясающую работу. На сей раз это фантастика, это так свежо и лично, но также и отчужденно. Как вы, ребята, подошли к изображению, особенно с научно-фантастической точки зрения? Были ли у вас определенные научно-фантастические ориентиры, которые вы до этого просматривали?
Доримус: Да-да. Я сотрудничаю с Джоном с тех времен, как закончил киношколу, и он работал со всеми моими картинами. Я действительно хотел подтолкнуть его на что-то совершенно другое, чужое, что-то сумасшедшее, и также за зоной его комфорта, и он поддерживал мою идею сделать нечто пугающее. Мы просто просматривали множество изображений, как делаем всегда, слушали много музыки, она действительно вдохновляет на изобразительный ряд фильма и его ощущения. Мы смотрели «451º по Фаренгейту» [Франсуа Трюффо], что имеет определенное влияние. Вообще, думаю, из всех картин фильм «Альпы» Йоргоса Лантимоса на самом деле прекрасный и интересный для меня. И затем кинолента «Бегущий по лезвию» Ридли [Скотта], которая переполняла меня эмоциями. По существу, в некотором смысле для меня это походило на симфоническую поэму, которая вдохновила пожелать добиться многих аспектов этого фильма, особенно в первой части, где это своего рода медитация, а затем привлекает вас и поглощает. Но в первой половине я хотел просто захватить внимание неземным и очаровательным местом будущего.
Ридли участвовал в разработке сценария? Известно, что он исполнительный продюсер, как он был вовлечен в проект?
Доримус: Он великолепен. Ридли был очень занят и, по сути, не участвовал в разработке сценария, но иногда привносил и свой вклад, всегда был готов поддержать концепцию и меня. Я горжусь всем в фильме и никогда не просил что-либо изменить или передвинуть, так что, думаю, это величайший дар из всех. Было легко сотрудничать с его ребятами, [Майкл] Шефер и [Майкл А.] Прусс, с которыми в основном я и работал. Это просто замечательный выигрыш – участие Ридли в фильме и его поддержка. Если честно, то это был как сценарий мечты, особенно для парня, который впервые за свою карьеру взялся за фильм с бюджетом в 5 миллионов долларов, и затем внезапный взрыв, что было за пределами понимания, и это сделало фильм чем-то большим, это стало подарком.
Вы упоминали, что проигрывали на съемочной площадке некоторые композиции, и снова в фильм привлечен человек, с которым ранее вам уже приходилось работать, но в этот раз вы сделали что-то совершенно другое с Дастином [О’Халлораном]. Как проходил съемочный процесс? Он закончил некоторые композиции еще до того, как вы, парни, начали съемки?
Доримус: Ну да, я привлек в проект еще одного парня - Сашу Ринга. Он был участником группы "Apparat and Moderat", которую я слушал все это время. Также во время совместной работы дал послушать множество треков Нэйтану [Паркеру], что было своего рода вдохновением. А потом, Дастин всегда работал над моими фильмами, так что его присутствие вполне очевидно. Я подтолкнул Дастина оставить домашнее пианино и окунуться в мир саундскейпа (прим.: вид музыки, в которой, в основном, используются натуральные звуки окружающего мира - ветра, дождя, животных, механизмов и т.д.). Он не использовал для работы никаких компьютеров и любых других программ, а только аналоговые клавишные инструменты, что звучало действительно очень круто, потому что все было органично, в его манере – жизненно и взаимосвязано – но все же выходило за рамки его зоны комфорта. Это и нас с Джоном двигало в направлении чего-то другого, нового. Но у нас было много композиций, некоторые из них написаны Сашей. С нами был "Apparat" и Дастин, так что нам повезло, так как музыку творили на протяжении всего съемочного процесса. Я имею в виду, что в предыдущих моих картинах такого не было, а всегда: «Хорошо, вот готовый фильм, теперь давайте поработаем над музыкой». Иногда мы обрезали сцены, подстраиваясь под музыку, или же сочиняли что-то новое. Это как очень организованный свободный ход действий, и в этом плане я работал с отличным музыкальным супервайзером - Кэтерин Миллер. Она невероятна, фактически Кэтерин взяла труды Дастина и Саши, что заняло у них довольно много времени, объединила их в одно и выполнила поставленную цель. Так что это было просто удивительное сотрудничество, и в конечном итоге они завоевали награду в Венеции, что действительно здорово, и я горжусь ими.
Что ж, это фантастика, и мне нравится музыкальное сопровождение фильма, которое как будто начинает расти, особенно в первой части, когда они впервые касаются друг друга, оно непосредственно подводит нас, пока не взрывается, и вы чувствуете этот взрыв внутри себя. Было ли легким решением для вас выбрать такой способ подачи?
Доримус: Да, абсолютно. Я имею в виду, все - от насыщенности цвета до громкости музыки. Задача заключалась просто в обработке, а затем к концу просто происходит взрыв. Безусловно, это как американские горки, где вы медленно поднимаетесь к вершине и вдруг резко падаете. Так что, да, абсолютно легко.
Что ж, я дальтоник, но я уловил некоторые цвета.
Доримус: Вы?
Да.
Доримус: О нет!
Не совсем, я вижу просачивание цветов, но не могу сказать точно желтый это или зеленый.
Доримус: Ну, тогда вы видели его?
Да, видел.
Доримус: Как выглядела ванна? Какого была цвета?
Вроде голубого.
Доримус: Вот ведь. Это цвет морской волны – голубовато-зеленый, думаю, так что у вас получилось.
Знаете, есть что-то вроде таблиц, с помощью которых можно заранее получить определенный цвет?
Доримус: Да-да. Когда он начинает меняться, мы переходили в оранжевые, красные, зеленые оттенки чувств настоящих красок. И раз Сайлас начинает видеть мир по-другому, то и мы начинаем смотреть на него иначе. Так, на протяжении всего фильма проводилась обработка, потому что в самом начале преобладает значительная монохромность и специфичность. Но идея была, да, что ванная комната была из того мира.
Это была одна из тех импровизированных сцен - их встреча? Потому что это своего рода ключевой момент в фильме.
Доримус: Когда Ник впервые прикасается к ней?
Да-да.
Доримус: Да. Тогда на съемочной площадке играла музыка, и камера целых два часа работала без остановок. Ник продолжал разбираться в чувствах, что испытывает впервые, и медленно проверял их в отношении к Кристен, не будучи в состоянии больше с этим бороться, и тогда шлюзы открываются. Он просто плавал в этих водах все эти два часа. Я о том, что у меня есть двухчасовое видео, где Ник в основном только касается ее лица. И я должен был сократить его до трех минут.
Герой Холта, по сути, был зрителем, когда вы представляли этот мир. Но в некотором роде, думаю, персонаж Кристен более разрушительный, поскольку, понимаете, она живет с этим в течение года, и это сказывается на ее стремлении к некоторой связи, в итоге, они объединяются. Своего рода дуга ее характера является более сильной, и в конце вы наблюдаете неустойчивые изображения пропущенных моментов и все.
Доримус: Да, это очень проницательно. Потому что Холт - это начало истории, а затем это право переходит ей, безусловно, концовка принадлежит Кристен. Таким образом, это было вроде переключателя между повествованиями, которые пересекаются в середине фильма, а затем еще в конце, что интересно. Думаю, во всех моих фильмах можно было это наблюдать время от времени, вы знаете, это о двух людях, порой это рассказ их обоих, затем, может быть, история Фелисити [Джонс], затем, возможно, это Гай [Пирс] или не исключено, что это Антон [Ельчин], не важно. Это действительно дает осознание того, что зрители с ними на протяжении всего времени, но да, это определенно путешествие Ника до тех пор, пока не начинает набирать обороты путешествие Кристен.
Каково это было, вернуть обратно Гая [Пирса], и сработались ли вы? И что насчет Джеки Уивер?
Доримус: Это было здорово, потому что мне нравится, когда в моих новых проектах задействованы ребята, с которыми я до этого уже работал. Это была Фелисити [Джонс], затем, возможно Гай [Пирс], а в будущем, надеюсь, это будет Кристен, или даже они оба. Но это только так хорошо, когда опускаешь подробности. Мы с Гаем хорошие друзья, и нам нравится заставлять друг друга смеяться, мы довольно чокнутые, когда вместе, поэтому снова имели возможность регулярно видеться в течение нескольких недель и знали, чего стоит ожидать. Я говорю о том, что он просто выделяется. Гай – профессионал, настолько талантлив и сдержан. Это подходит для него, чтобы прийти и сыграть, по сути, весьма неблагодарную роль в фильме, и это звучит как: «Хей, он вошел во вкус, - или как, - да, Гай, все получилось». Пирс очень самоотвержен, он просто самоотверженный актер, и в каком-то смысле это здорово. Также я был большим поклонником Джеки, поэтому работать с ней - своего рода мечта для меня.
Опыт съемок за рубежом – Япония и Сингапур – помог вам ограничить мир от чувств в «Равных»?
Доримус: Определенно. Ну, мы должны были держаться вместе, наша команда вынужденно стала семьей, потому что мы единственные были друг у друга. Я имею в виду, что никто там не говорил на английском, и мы находились в собственном мирке. Поэтому чувство отчуждения присутствовало, а снять фильм в США было невозможно: отсутствовали те ощущения, я не смог бы направить съемки в нужное русло, и начало было бы совсем другим. Так что все должно было быть именно так.
И с кем-то наподобие Кристен Стюарт, всегда вызывает интерес, отчасти сосредоточенный на вас. Надеюсь, этот фильм найдет много зрителей, потому что Кристен невероятно талантлива, и думаю, люди просто несправедливо списывают ее со счетов.
Доримус: Ну, думаю, уже нет, с работой, которую она делает и режиссерами, с которыми работает.
Она выиграла…
Доримус: Сезар. Она стала первой американкой!
Точно, да.
Доримус: Вполне заслужено.
Перевод выполнен Мисс_Монг специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Collider: Интервью Дрейка Доримуса о фильме «Равные»
|