История неистовой страсти молодого миллиардера и застенчивой студентки. После одной случайной встречи он не в силах остановиться, а она хочет узнать о нем все. Но прежде чем они встретятся вновь, ей предстоит подписать весьма необычный контракт…
С чего все началось: книга
Э.Л. Джеймс: «Этот роман рассказывает историю неопытной девушки, которая оказывается намного сильнее, чем считала сама».
Книга «Пятьдесят оттенков серого» стала феноменом с того самого дня, когда писательница Э. Л. Джеймс сама опубликовала первую историю в интернете пять лет назад. Изначально книга была выложена в Сети и распространялась по системе публикации по запросу. Но уже тогда особо любопытные читатели могли ознакомиться с содержанием увлекательной эротической истории. «Пятьдесят оттенков» стали трилогией: Э. Л. Джеймс отправила Кристиана и Ану в два новых путешествия — «На пятьдесят оттенков темнее» в 2011-м и «Пятьдесят оттенков свободы» в 2012-м, — чтобы утолить любопытство фанатов первой книги, одной из самых крупнотиражных и быстро раскупающихся в истории. Более 100 млн копий издания на 52 языках разошлись по всему миру. Три слова, составляющие название книги, стали своеобразным эпитетом современной чувственности.
По сути «Пятьдесят оттенков серого» — действительно любовный роман, но написанный в очень провокационной форме. Повествование ведется в четких рамках, особенно когда дело доходит до секса: автор устанавливает эти рамки, уважает и не нарушает их. Все экскурсы в эту область персонажи совершают, повинуясь заданным автором правилам. Для автора, а следовательно, и для персонажей, было очень важно удерживаться в рамках дозволенного.
Джеймс высказала свои предположения о том, что привлекло миллионы читателей в книге «Пятьдесят оттенков серого»: «Этот роман рассказывает историю неопытной девушки, которая оказывается намного сильнее, чем считала сама. Она встречает очаровательного мужчину, характер которого, кажется, безнадежно испорчен болезненным прошлым. Книга повествует о целебной силе любви. Сексуальные сцены выведены на первый план, но фанатов трилогии привлекала именно любовная линия».
Битва титанов за права на экранизацию бестселлера
Э. Л. Джеймс: «Я встречалась со многими продюсерами из самых разных студий Голливуда, решение мне далось отнюдь нелегко».
В марте 2012 года, после недели активных переговоров между Джеймс и крупными голливудскими студиями, которая окончилась уик-эндом жаркого тендера, Universal Pictures и Focus Features получили права на экранизацию всех книг трилогии «Пятьдесят оттенков», опубликованных издательством Random House.
По словам писательницы, она почувствовала, что именно Universal станет идеальной площадкой для экранизации ее детища: «Я встречалась со многими продюсерами из самых разных студий Голливуда, решение мне далось отнюдь нелегко. Но, в конце концов, я выбрала Universal, поскольку убедилась, что Донна Лэнгли (председатель правления студии) и ее команда снимут фильм в четком соответствии с книгой, ведь именно этого ожидают многие фанаты, и именно это они достойны увидеть. Студию Focus я выбрала потому, что в их активе есть много примеров удачной экранизации сложнейшего материала…» Выдержав паузу, она продолжает: «…И потому, что Джебу Броди (исполнительный продюсер) удалось меня рассмешить».
Права на экранизацию трилогии перешли в распоряжение Universal/Focus. Неоднократно номинированные на премию «Оскар» продюсеры Майкл Де Лука и Дэна Брунетти отлично понимали, что за проектом выстроится настоящая очередь из их коллег, и все же решили предложить свои кандидатуры. Они встречались с ассистентами Джеймс, а затем провели несколько переговоров с самой писательницей. Ожидая решения, они занялись другим проектом. Коллеги находились в море, работая над фильмом Пола Гринграсса «Капитан Филлипс», когда им позвонили и сказали, что они утверждены в качестве продюсеров фильма «50 оттенков серого».
Джеймс объяснила, почему она выбрала именно их: «На первой встрече мы говорили с Майклом о первой юношеской любви. Он загорелся этим проектом, ему не терпелось приступить к работе. Я не встречалась с Дэной до последнего момента, но и с ним мы быстро нашли общий язык. Вообще, мы отлично провели время, обсуждая будущий проект».
Брунетти утверждает, что не поверил ушам, узнав, что его утвердили продюсером фильма: «Мы с Майклом работали вместе над несколькими проектами. Первым был фильм «Двадцать одно», сценарий которого был написан по книге. Затем были фильмы «Социальная сеть» и «Капитан Филлипс», в основу которых также были положены самостоятельные романы. Мне кажется, что именно опыт экранизации книг дал нам решающее преимущество. А кроме того, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор — мы все поладили с самой первой встречи».
Продюсер заявляет, что его с самого начала заинтриговала тайна, спрятанная в книге: «Подчинится ли Ана Кристиану и даст ли ему все, о чем он просил? Ведь то же самое он получал от каждой другой девушки, над которой доминировал. Подпишет ли она контракт или предпочтет уйти, чтобы никогда уже не вернуться? Эти вопросы держат читателя в постоянном напряжении. Мы хотели, чтобы подобное напряжение было и у зрителей будущего фильма».
Оперативно были назначены интервью с потенциальными сценаристами. Был составлен список кандидатов и передан на студию. Изрядно сокращенный список впоследствии представили на суд Джеймс. Поговорив с продюсерами, писательница остановила свой выбор на талантливом сценаристе Келли Марсел. В списке ее достижений — сценарий фильма «Спасти мистера Бэнкса», который был номинирован на несколько престижных наград, включая премию BAFTA.
«Мы искали подходящего сценариста, который бы не только уловил все нюансы персонажей, описанных Эрикой, но и смог интерпретировать историю об Ане и Кристиане по-своему, — рассказывает Де Лука. — Келли удалось прочувствовать все, что Эрика заложила в книге «Пятьдесят оттенков серого», и превратить сюжет в изысканный пикантный сценарий, в котором четко прослеживается ее собственный авторский голос. Мы были в восторге от того, насколько элегантно она справилась со столь нелегким заданием».
Джеймс чувствовала, что способность Марсел интерпретировать написанное для последующей экранизации, целиком и полностью соответствует ожиданиям писательницы: «Моя книга «Пятьдесят оттенков серого» довольно длинна, и я была поражена тем, как Келли умудрилась вместить все необходимые нюансы в сценарий. Больше всего в работе с ней мне нравилось обсуждать, какие сцены необходимо оставить, а какими можно пожертвовать».
Поиски режиссера
Сэм Тейлор-Джонсон: «Я почувствовала в истории скрытую сказку, похожую на те, на которых все мы выросли, хотя и рассказанную сугубо для взрослых».
Пока Марсел занималась сценарием, начались поиски режиссера. Британка Сэм Тейлор-Джонсон за свою карьеру сняла несколько качественных короткометражных проектов и полнометражный фильм «Стать Джоном Ленноном» о великом музыканте. Представляя свои работы продюсерам, она надеялась, что те оценят ее способность улавливать и передавать визуальные тонкости материала. Продюсеры были совершенно уверены в том, что нашли идеального режиссера для будущего проекта, ведь она не только поняла всю чувственность истории, но и выразила огромное желание занять режиссерское кресло.
Брунетти утверждает, что его вера в профессионализм Тейлор-Джонсон была незыблема: «Поиски были сопряжены с некоторыми трудностями. Кандидатура Сэм потребовала от многих из нас кредита доверия, особенно от представителей студии. Считалось, что такой проект должен был получить режиссер, у которого в резюме намного больше крупных студийных проектов. Но Сэм нас всех покорила».
Тейлор-Джонсон объяснила, что ее привлекло в трилогии и почему она решилась на съемки столь амбициозного фильма: «Главной причиной, по которой я взялась за съемки этой картины, является то, что я почувствовала в истории скрытую сказку, похожую на те, на которых все мы выросли, хотя и рассказанную сугубо для взрослых. Девушка влюбляется в принца. Он недостижим для нее: он успешен, красив, богат. Но со временем ситуация меняется, и жизнь все расставляет по своим местам. Кроме того, эта история о том, как девушка получает первые в ее жизни сексуальные уроки. Тоже, согласитесь, нестареющая тема».
Тейлор-Джонсон признается, что относилась к материалу, как к «необычной любовной истории». «Погружаясь в чтение книги, я невольно начала выискивать моменты, когда главные герои начинают меняться, — объясняет она. — Это необходимо было передать и в фильме, чтобы зрители не теряли маршрута, по которому путешествуют персонажи».
Де Лука резюмирует мнения своих коллег о том, что им удалось подобрать идеальную закадровую команду для съемки первой части популярной трилогии: «Мы провели интервью со многими специалистами, но в конечном итоге остановили свой выбор на режиссере и сценаристе, которые, как нам казалось, идеально подходят именно для этого проекта и обладают уникальным мировоззрением. Все могло сложиться иначе, но наш выбор пал на двух женщин. Возможно потому, что они понимают книгу по-своему, по-женски. Как бы то ни было, во время работы над фильмом нас окружало множество женщин, что, кажется, пошло лишь на пользу картине».
Актерский кастинг: кто сыграет Кристиана и Анастейшу
Джейми Дорнан: «По-моему, о книге «50 оттенков серого» только мертвые не знают».
Директор по кастингу Фрэнсин Мэйслер и ее команда потратили немало времени, штудируя актерские базы данных Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Лондона, прежде чем наткнулись на Джейми Дорнана, которому предложили роль Кристиана Грея. Популярность ирландскому актеру принесли роли в получившем премию BAFTA телесериале «Крах» и в сериале «Однажды в сказке». Ему предложили пройти пробы. В интересах защиты сценария актерам предлагалось сыграть сцену из другого фильма (Дорнан выбрал сцену из триллера «Настоящая любовь»). Сценарии актеры получали намного позже — на прослушивании финалистов. О доступности исходного материала Дорнан замечает: «Разумеется, я знал о существовании книг. По-моему, о них только мертвые не знают».
После многообещающего прослушивания актер связался по Skype с Тейлор-Джонсон и встретился с Де Лукой, Джеймс и Брунетти в Лондоне. По желанию самого Дорнана разговор затянулся. О том, почему она увидела Кристиана Грея именно в Джейми, Э. Л. Джеймс говорит: «Достаточно взглянуть на то, как держится Джейми на экране, чтобы отпали всякие вопросы. Его актерская игра приковывает к себе взгляд так, что чувствуешь себя птичкой перед змеей. Кроме того, он невероятно хорошенький, что тоже было нам на руку».
После радушного приема в Лондоне Дорнан вылетел в Лос-Анджелес, чтобы пройти пробы лично перед Тейлор-Джонсон, которая хотела увидеть, как актер будет смотреться с уже утвержденной на роль главной героини Дакоты Джонсон. Об этих прослушиваниях актер говорит: «Мы с Дакотой сразу нашли общий язык. В ней чувствовалась замкнутость — именно такой я представлял Анастейшу Стил. Дакота отлично подготовилась к прослушиванию и сыграла свою роль идеально. Мне действительно стало жалко ту девочку, которую она играла. Ей приходилось играть одну и ту же сцену с разными актерами, а затем настал и мой черед. Кажется, я тогда спросил: «Проведешь еще один мастер-класс хорошей актерской игры для меня?» И это был настоящий урок».
Тейлор-Джонсон воодушевило то, как гармонично актеры смотрелись в паре. Режиссер понимала, что она нашла идеального Кристиана для Аны, ведь изначально планировалось отдать роль Грея Чарли Ханнэму, но он отказался от роли еще до начала съемок. Дакота Джонсон была утверждена на роль Анастейши Стил за несколько месяцев до указанных выше событий. Она вспоминает день подписания контракта с улыбкой: «Чувственные пробы с другими актерами — это самый нереальный опыт. Мы не знаем друг друга, читаем так, словно идем на ощупь в кромешной мгле. Но все же пытаемся сделать так, чтобы сцена удалась, несмотря на короткое отведенное время и присутствие большого количества наблюдателей. За это время ты пытаешься найти что-то, что тебе нравится в твоем партнере, хотя кажется, что это невозможно. В любом случае, ситуация далека от комфортной… Но когда появился Джейми, мне удалось по-настоящему расслабиться. Он постоянно разряжал обстановку шутками».
Актриса признается, что была заинтригована ролью Анастейши задолго до того, как узнала о готовящейся экранизации. О том, что ее заинтересовало в материале, Джонсон говорит: «Наш мир меняется с невероятной скоростью, события сменяют друг друга с устрашающей быстротой. Так что описанный на страницах книги секс, с учетом того, что описан он очень красочно, стал для читателей глотком свежего воздуха».
Она признается, что, когда узнала, кто взялся за экранизацию книги, проект показался ей многообещающим: «Я читала книгу, постоянно задаваясь вопросом: есть ли на страницах что-либо, во что я смогла бы поверить. Мне было важно понять, задевает ли меня сюжет за живое. Затем, около года спустя, когда меня пригласили на пробы, я вновь спросила себя, готова ли я взяться за эту роль. После первого прослушивания было еще несколько, но в конечном итоге мне предложили роль Анастейши. Мне очень хотелось, чтобы нашелся сценарист, который бы смог преподать столь мрачный материал с толикой теплоты и юмора. Получив на руки сценарий, я поняла, что мои надежды оправдались. Тогда все вопросы и сомнения отпали сами собой».
Тейлор-Джонсон объяснила, почему считает, что актриса была идеальна для этой роли: «С первой нашей встречи с Дакотой я знала, что мы нашли нашу Анастейшу. Она продемонстрировала идеальный баланс уязвимости, дерзости, красоты и мужества. Дакота пришла на прослушивание в самом начале проб. Это был один из тех моментов, когда я чувствовала, что эта роль принадлежит ей, но нам пришлось просмотреть еще добрую дюжину других актрис, просто чтобы убедиться, что лучших вариантов попросту нет. Даже не на подкорке, а на коре головного мозга у меня постоянно была мысль: «Роль для Дакоты… Роль для Дакоты...» Она была остроумна, очаровательна, образованна и все свои самые лучшие качества отдала Ане. Она сыграла свою героиню лучше, чем кто бы то ни было другой. Она феноменальная актриса. Я не могла отделаться от ощущения, что мне был ниспослан невероятный дар свыше — представить ее зрителю в этом образе».
Джеймс вторит режиссеру: «Дакота — фантастическая актриса. Она смогла уловить все нюансы разностороннего характера своей героини: и невинность, и страсть, и строптивость. Она украшала собой каждую сцену, в которой играла».
Разумеется, решение о кастинге Джонсон было принято еще и потому, что Джеймс очень понравился подход актрисы к роли. Брунетти вспоминает: «Дакота видела Ану точно такой же, какой видели мы все, — она является глазами зрителя в этой истории, она словно ведет нас на экскурсию в незнакомый мир. У Дакоты точно такой же невинный взгляд и поведение, как у ее героини. Она очень привлекательна и многие женщины без труда представят себя на ее месте. Завораживающее зрелище — когда Дакота в роли Аны превращается из неопытной девушки в состоявшуюся во всех смыслах женщину».
Дакота Джонсон высказывает свое мнение, с которым, возможно, согласятся миллионы читателей: «Самое опасное и, как следствие, увлекательное заключается в том, что в этой истории есть все компоненты полноценного триллера — никто не скажет наперед, чем все закончится. Смирится ли она с трудностями? Сможет ли наступить на горло собственной песне в угоду Кристиану? Сможет ли измениться сама и будет ли по-прежнему любить Кристиана? Сможет ли он сделать то же самое ради нее?»
Тейлор-Джонсон говорит, что вся съемочная группа ломала над этими вопросами голову: «Мы постоянно следили за тем, чтобы соблюсти этот баланс, на всем протяжении съемок. Некоторые финальные сцены снимались в начале производственного периода, когда дружеские отношения между актерами еще не наладились. Но какая бы сцена ни снималась, мы всегда «замеряли» эмоциональную «температуру» на площадке. Она не должна была быть ни слишком высокой, ни слишком низкой. Именно это меня привлекает в профессии режиссера более чем что бы то ни было другое: работа с актерами, произведение замеров, проигрывание сцен и оценка эмоциональной составляющей».
Музыка к фильму «50 оттенков серого»
Сэм Тейлор-Джонсон: «Музыка имеет огромное значение и для меня, и для этого фильма».
Для Тейлор-Джонсон идеально подобранный саундтрек для фильма «50 оттенков серого» был не менее важен, чем собственно съемки картины. Она говорит: «Музыку я добавляю в самом конце работы. Саундтрек очень важен для сцен, для того, какие эмоции будет переживать зритель. Это как в реальной жизни: ты сидишь, пьешь чай и, слушая инсценировку по радио, переносишься в совершенно другое место. Музыка имеет огромное значение и для меня, и для этого фильма. Очень важно помогать зрителю двигаться вперед, вслед за сюжетом – в нужном направлении и в нужном настроении».
Музыку и стихи режиссер попросила написать четырежды номинированного на премию «Оскар» композитора Дэнни Элфмана. В его послужном списке — популярная музыкальная тема телевизионного анимационного сериала «Симпсоны» и долговременное сотрудничество с режиссером Тимом Бартоном.
Элфман рассказал: «Когда я пишу подобный саундтрек, надеюсь только, что актеры будут чувствовать некую связь с музыкой, слышат они ее в этот момент или нет. Музыка в фильме в чем-то похожа на текст от автора в книге. В книге мы можем прочитать: «Ана подумала: «О, Боже мой! Этот парень — просто чудо!» В фильме эти эмоции должна передать музыка. Например, при помощи музыки можно донести до зрителя, что между молодыми людьми произошло нечто большее при их первой встрече, промелькнула какая-то искра».
Композиции «Ана и Кристиан» (Ana and Christian) и «Тебе больно?» (Did that Hurt?) Элфман писал, ориентируясь на собственный организм. О творческом процессе он рассказывает: «Всякий раз, когда я сажусь сочинять что-то ритмичное и простое, я прислушиваюсь к собственному пульсу. Музыка начинает звучать сама собой. Мне не так часто выдается шанс написать что-то подобное, и я благодарен каждому подобному случаю».
Помимо музыки Элфмана в саундтрек вошли и другие композиции, которые ведут зрителя от первой встречи Аны и Кристиана вплоть до глубин Красной комнаты. Саундтрек собирал супервайзер по музыкальному оформлению Дэна Сано. В альбом вошли 16 композиций таких легенд сцены, как Фрэнк Синатра (Witchcraft), The Rolling Stones (Beast of Burden) и Энни Леннокс (I Put a Spell on You), а также песни, которые раньше никогда и нигде не звучали, в их числе – композиции Элли Голдинг (Love Me Like You Do), Сии Ферлер (Salted Wound), Скайлар Грей (I Know You), Джесси Уэр (Meet Me In The Middle), Лаура Уэлш (Undiscovered), Vaults (One Last Night), AWOLNATION (I’m on Fire). Прозвучат также две новые песни канадского певца под псевдонимом Уикенд — Where You Belong и Earned It. После окончания съемок канадец пригласил Тейлор-Джонсон для съемок видеоклипа на одну из своих песен. На съемках клипа она вновь встретилась с Дакотой Джонсон и с оператором Шеймасом МакГарви.
В записи саундтрека приняла участие даже суперзвезда Бейонсе. Она спела песню Crazy in Love в ремиксе 2014 года, которая звучала в официальном трейлере, а также песню 2013 года Haunted в ремиксе Майкла Даймонда.
За информацию спасибо сайту http://www.vokrug.tv.
«50 оттенков серого»: подробный гид по экранизации
|