В прокат 10 февраля вышел «Смерть на Ниле» (Death on the Nile), 20-й полнометражный фильм сэра Кеннета Браны, который также возвращается к роли Эркюля Пуаро, чтобы расследовать загадочное убийство на пароходе. Помогают/мешают ему в этом Галь Гадот, Арми Хаммер (чудом не выбывший из проекта после кэнселинга за свои высказывания), Аннет Бенинг и другие звёздные лица. Кинокритик Иван Афанасьев нацепил свой кинокритический монокль, накрутил усы и выносит вердикт: экранизация Агаты Кристи получилась красивой и, в целом, славной, но неоднозначной.
Мсье Эркюль Пуаро, вроде как решивший завязать с карьерой детектива и отправиться на пенсию, чтобы выращивать кабачки (не шутка!), оказывается в Египте. Его томный отпуск с кофе и пирамидами нарушает появление давнего друга, молодого повесы Бука, пригласившего знаменитого детектива составить ему компанию в путешествии на шикарном круизном пароходе «Карнак». С ними на борту оказываются чертовски богатые молодожёны Саймон и Линнет, а также их друзья и родственники, празднующие помолвку красивой пары.
Но не всё радужно: компанию участникам свадьбы решила составить утончённая, но чертовски озлобленная на мир Жаклин, которую Саймон накануне бросил ради свадьбы с её экс-подругой Линнет, и которая преследует новоиспечённую ячейку общества повсюду. И без того напряжённая обстановка обостряется: во время осмотра достопримечательностей на парочку чуть не падает огромный валун. А позже мисс Линнет и вовсе находят с дыркой от пули в виске в собственной постели. Убийца на борту – и это будет далеко не единственная смерть на Ниле.
Кеннет Брана в этом году на высоте: продолжение похождений Эркюля Пуаро должно разогреть российскую публику своей пышной цветовой гаммой и египетскими диковинками перед чёрно-белой ностальгией «Белфаста», одного из фаворитов грядущего «Оскара». Да и в целом для февральского уныния российской зимы такой яркий релиз, как подарок под новогоднюю ёлку: старомодный детектив с элегантными разговорами, в котором блестящий ум бельгийского сыщика разоблачит затаившихся злодеев прямо посреди воды, без регистрации и почтовых голубей.
Красивый, но относительно короткий аттракцион в виде Галь Гадот в роли первой жертвы убийцы, которой, в общем-то, и играть особо ничего не приходится – знай себе ходи, глазками стреляй да наряды примеряй, пока сценарий позволяет. Возможно, последняя роль Арми Хаммера в большом кино – неожиданно самоироничная (смотрите сами). Ну и, конечно, усищи самого Браны, которыми он, очевидно, наслаждается, подбирая для них самые сочные кадры.
В общем-то, если этого достаточно для восторга, то фильм вам понравится – вперёд за билетами. А теперь позволим себе превратиться в Эркюля Пуаро, отбросить мирское и посмотреть на фильм глазами въедливого детектива-кинокритика. Что со «Смертью на Ниле» не так? Довольно многое. Начать стоит с самого формата: вышедший три года назад «Достать ножи» как бы говорил – господа, классические детективы не будут прежними, дайте нам мяса и постмодерна. Глубины конфликтов, актуального контекста, уместной самоиронии.
Есть ощущение, что этому месседжу сэр Кеннет Брана отчасти внял и попытался на пару со сценаристом Майклом Грином, писавшим и «Убийство в Восточном экспрессе», уместить на тесном кораблике не только детективные шашни Агаты Кристи, но и актуальные конфликты. Да, действие разворачивается в эпоху блюза, роскошные предвоенные 1930-е, в начале нам показывают пролог с военным прошлым Пуаро в Первую Мировую (после которого ясно, что Брана мечтает о собственном «1917»), а дактилоскопия – всё ещё удел слабых духом. То есть, фильм как бы пронизан этой ностальгией по старому-доброму детективу с трубкой в зубах и индукцией/дедукцией. Но его осовременивание в итоге играет с ним злую шутку.
Герои, очевидно, разговаривают и ведут себя, как люди XXI века; понятно, со стилизацией под «то время», но, например, откровенный танец Саймона и Жаклин в самом начале, за который их в реальные 1930-е уже погнали бы драными вениками с винтажного танцпола, совершенно никого не смущает. Кроме меня – въедливого вредного зрителя, которому кажется, что всё это компьютерное великолепие и проблемы, например, темнокожего населения и ЛГБТК+ в эпоху, которая бесконечно далека от современной, плохо сочетаются. От фильма веет искусственностью: я совершенно ничего не имею против вплетения того, что удовлетворит приверженцев современной новой этики, но в конкретном произведении оно смотрится чуждо и вызывает вопросы. Но классический детектив – это немного про другое; этот консервативный жанр не слишком подходит для того, чтобы в нём выборочно экспериментировать с темами, продолжая при этом игнорировать все остальные наработки человечества. По крайней мере, без доли самоиронии – но Кеннет Брана плохо умеет в юмор. Поэтому «Смерть на Ниле» смотрится как красивая, но пустая безделушка, в которой саспенс вслед за фотогенией отправились на корм египетским CGI-крокодилам.
Даже если вы не читали роман Агаты Кристи, догадаться, кто убийца, будет не сложно – стреляный знаток детективного жанра в два счёта распределит потенциальных злодеев по категориям, от «наиболее вероятного» до «настолько невероятного, что это точно он» и раскроет завязку если не в самом начале, то задолго до финала уж точно. Правда, готовьтесь вытерпеть перед этим ужасно длинную экспозицию – тоже дань жанру и архаизм одновременно. Да, Брана пытается замаскировать эту навязчивую старомодность модными кунштюками, вроде симпатичной, но лезущей в глаза графики и торчащим в паре мест хромакеем. Но по факту всё это выглядит примерно так же, как смешные усищи Пуаро, которые делают его не хладнокровным детективом, а няшным зайкой.
Плюс ко всему, создатели добавляют линию, которой не было в оригинальном романе – пытаются очеловечить своего героя, введя тему любви. Сам Эркюль трагически потерял свою супругу на фронте, а потому особенно чутко относится к чужим чувствам, что, впрочем, не мешает ему в нужные моменты превратиться в человека-лупу, прожигающего глазками окружающих.
Это переключение между холодным мозгом и пылким сердцем – ещё один пример того, как создатели будто не могут определиться, чего же они, в итоге, хотят: стилизации под классику или стать новой классикой. В итоге не получается ни то, ни другое. А жаль: если уж Бране так хотелось, вслед за экранизациями Шекспира, внести своё имя в списки лучших интерпретаторов изящно покрывшихся пылью старомодных болтологических детективов, надо было винтажничать до конца, а не играться в охотника за социальным правосудием. Вышел бы приятный и пышный, хоть и одноразовый ретро-спектакль про человека с железным разумом. А так – ни уму, ни сердцу, ни усам. Hold my egg and coffee, please!
За информацию благодарим сайт media.2x2tv.ru
Не усы надежды: что не так с новой «Смертью на Ниле»
|