Сразу два главных киножурнала — Variety и The Hollywood Reporter — разбираются в вопросе: почему в американском прокате так плохо повел себя «Стив Джобс». Учитывая историю создания фильма, трейды приходят к выводу, что в Sony были не так уж и неправы, когда отказались запускать картину.
В ноябре 2014 года студия Sony отказалась от работы над фильмом «Стив Джобс». До этого проект продюсера Скотта Рудина постоянно лихорадило. Леонардо ДиКаприо отказался играть основателя Apple, затем прибывший в режиссерское кресло Дэвид Финчер не смог договориться с главой студии Эми Паскаль, а Кристиан Бэйл, назначенный на роль Джобса, из фильма выбыл.
Все это осталось бы заголовками новостей, если бы не мощнейший слив информации из взломанных компьютеров сотрудников Sony, случившийся спустя месяц после того как к проекту были приписаны Дэнни Бойл и Майкл Фассбендер. За кулисами разворачивалась драма, достойная пера Аарона Соркина, написавшего сценарий «Джобса».
Паскаль неоднократно выражала сомнения насчет коммерческой привлекательности проекта. Сценарий Соркина по своей сути являлся трехактной пьесой, которая никак не походила на предыдущий проект Финчера «Социальная сеть», заработавший только в американском прокате 97 млн долларов.
В письмах, которые стали публичным достоянием видно, что студия понятия не имеет, кто такой Фассбендер, и только Рудин считает, что у актера есть потенциал. Однако Паскаль потребовала сократить бюджет фильма с 33 миллионов до 25, что привело к скандалу с продюсером и его уходом с Sony. «Стива Джобса» подобрала Universal, дав картине бюджет 30 млн долларов.
Эми Паскаль, которая только-только пережила два неудачных проекта (полный провал фантастики «После нашей эры» и не окупившийся боевик «Штурм Белого дома»), опасалась, что «Стив Джобс» получится далеко не массовым фильмом. Впрочем, это не мешало Эми давать добро на такие картины как «Алоха» (бюджет: 37 млн; сборы в мире: 26,5 млн) или «Пиксели» (бюджет: 88 млн; сборы в мире: 236 млн). Ладно, «Пиксели» были не так страшны, но в Америке они недобрали даже до своего бюджета. Также Паскаль винили в огромных тратах на перезапуск «Человека-паука».
Через некоторое время чиновница была уволена, однако с «Джобсом» она не ошибалась. Картина действительно не пошла у себя на родине. На сегодняшний день фильм, находящийся в американском прокате с 9 октября, заработал всего 9 млн долларов. С учетом того, что на рекламу было потрачено примерно столько же, сколько и на съемки, «Джобс» должен заработать как минимум 120 миллионов только чтобы выйти в ноль.
Universal в этом году трудно жаловаться: на их счету такие многомиллионники, как «Форсаж 7», Миньоны и «Мир Юрского периода». Но фильм Бойла не взлетел. Джефф Бок, аналитик Exhibitor Relations говорит: «Насчет сборов этой картины у всех были завышенные ожидания. Сейчас ее единственный шанс нормально заработать — наградной сезон».
Сравнения с «Социальной сетью», как уже и говорилось, не сыграло фильму Бойла на руку. Для начала, картина Финчера, вышедшая в 2010-м году, поймала дух времени, рассказав о Марке Цукерберге, который еще не был так хорошо знаком широкому зрителю. Стив Джобс, напротив, является фигурой видной, а его биографию, написанную Уолтером Айзексоном (как раз на нее Sony и купили права), читали очень многие. И это не говоря о другой литературе, посвященной основателю Apple.
В отличие от самого Джобса, Майкл Фассбендер, играющий его, хорошо знаком киноманам (две номинации на «Золотой глобус», номинация на «Оскар», приз Венецианского фестиваля, снимался у Тарантино, Кроненберга, Скотта), но для студий он остается актером независимого кино, которому еще предстоит вырваться в высшую лигу. Да, он играет Магнето в «Людях Икс», но этого недостаточно. Возможно, ситуация изменится после «Кредо убийцы», но на момент выхода «Стива Джобса», инсайдеры перешептывались, что на главную роль следовало бы пригласить Роберта Дауни мл. или добиться расположения ДиКаприо. Картина без коммерческого потенциала требовала себе звезду.
Выход фильма в Америке тоже оказался не в кассу. Взрослый зритель, на которого рассчитана картина, получил хороший выбор. «Черная месса», «Убийца», «Эверест», «99 домов», наконец, «Шпионский мост» Стивена Спилберга и «Марсианин» Ридли Скотта, и по сей день продолжающий свое победное шествие по миру. Аналитик компании Rentrak Пол Дергарабедян считает так: «Рынок тоже важен. Он был переполнен как фильмами для взрослой публики, так и независимыми картинами, на которые идет специфический зритель. Выбор был огромен».
«Специфический» и «взрослый» зритель и так знал Стива Джобса. Возможно, кто-то даже видел фильм с Эштоном Кутчером. Еще одна биография? Когда в соседнем зале новый Спилберг? Да и пусть рецензии хорошие, кошелек не резиновый.
Были разговоры, что технологическое сообщество отвергнет «Стива Джобса» из-за того, как близкие к покойному лидеру Apple критиковали картину Бойла. Однако, один из наиболее хорошо отработавших на «Джобсе» кинотеатров — Cinemark Century Cinema 16, находящийся в 15 километрах от штаб-квартиры Apple. В центре Сан-Франциско, который так любят технари, и неподалеку от Редвуд Сити, где расположен ряд технологических гигантов вроде Oracle и Electronic Arts, фильм собрал приличную аудиторию.
«Стив Джобс» на минувших выходных расширил прокат, добавив 2433 кинотеатра. Вот только со сборами все равно не очень — чуть меньше 10 миллионов. В ноябре «Джобса» подвинет «007: СПЕКТР» и выходящие в прокат картины с «оскаровским» потенциалом: «Бруклин», «Трамбо», «В центре внимания» и, наконец, финальная часть «Голодных игр».
Впрочем, всем аналитикам еще хочется напомнить про иностранные сборы, а в России, например, картина «Джобс: Империя соблазна» собрала почти 6 миллионов в прокате. И фильм Бойла может показать себя в Европе, где он стартует в ноябре, гораздо лучше, чем на родине.
По крайней мере, надеяться ничто не мешает.
За информацию спасибо сайту http://www.kinopoisk.ru.
Прокат «Стива Джобса» в Америке: Что пошло не так
|