В прокате идет один из самых интересных фильмов года – очень веселая и сатирическая лента, высмеивающая романы Джейн Остин, при этом поставленная по одному из ее романов. Главный хит последнего «Санденса».
Леди Сьюзан – оставшаяся без мужа и обеспечения знатная особа, которой нужно пристроить дочку на выданье, симпатичную тихоню, поющую как соловей. В первой сцене фильма ее выгоняют из дома друзей: чужой муж понравился леди Сьюзан слишком сильно, и бедных родственниц выкидывают на улицу без всяких церемоний. Вариантов не слишком много: Лондон, где нужно изрядно тратиться на образ жизни, и захолустье Черчилл, где живет брат покойного мужа с прозорливой женой и двумя детьми. Быстро выучив слабые места семьи и имя любимого ребеночка – возможно, потому, что его зовут Фредерик, а дочку леди Сьюзан Фредерика, – оптимистичная вдова начинает обустраиваться в сельской глуши и раскидывать сети. Первым в них попадает молодой и доверчивый Реджинальд, брат жены. А еще поблизости бродит сэр Джеймс Мартин, которого даже состояние не спасает от статуса главного местного идиота: он знает аж 12 заповедей, любит «стихи и поэзию», восхищается формой поданного к ужину горошка (называя их «крохотули») и может пять минут шутить один и тот же каламбур. По плану леди Сьюзан две свадьбы – ее и дочери – должны быть сыграны как можно скорее, но есть несколько препятствий: кавалеров – кот наплакал, репутация хуже некуда, реальные симпатии плохо совмещаются с трезвым расчетом. Мужья должны быть подходящими для активной жизни жовиальной девушки: самый безнадежный случай – «слишком молод, чтобы умереть, слишком стар, чтобы быть под влиянием».
Уит Стиллман, американский независимый режиссер, снявший за 25 лет карьеры всего пять фильмов о жизни в замкнутом круге, умеет обращаться с языком и ситуациями так, что никто в кадре не говорит, что думает, и постоянно пытается казаться кем-то другим. Ритуалы ежедневного вранья, в которые пускаются люди, необязательно с привычкой крутиться в светском обществе, идеально ложатся на сюжет новеллы Джейн Остин: там тоже главное стоит читать между строк адресованных друг другу писем. Эпистолярный текст Остин – не любимый самой писательницей и во многом черновой: все события раскрываются в нем через сообщения между действующими лицами – «Дорогая леди Сьюзан», «Милый сэр Джеймс», «Достопочтенная Алисия» и все в таком роде. Леди Сьюзан в блистательном исполнении Кейт Бекинсейл весь фильм сражается с собственной гордостью и предубеждением посторонних, шурша платьями и умасливая окружающих: ее очевидная лесть и наглое вранье – грубый, но рабочий инструмент в обустройстве жизни. Кажется, большинство героев относятся к ее отчаянному положению с пониманием, на мужчин ее щебетание действует безотказно, на каждое возражение со стороны она быстро вылавливает из памяти легенду про царя Соломона или четвертую заповедь. Леди Сьюзан отчаянно ищет зону комфорта – ей совсем не нужно, чтобы начинались чудеса.
Обаяние кино Стиллмана в том, что мы два часа смотрим на мелочных, скучающих, посредственных персонажей и с пятнадцатой минуты начинаем ловить каждое их слово: никто лучше него не умеет делать далекое близким, а посредственное – обаятельным. Какая вероятность того, что герои конца XVIII века будут сильно напоминать тебя и твое окружение из начала XXI? Даже делая костюмный фильм, Стиллман вынимает историю из корсета и делает кино не про далекую леди Сьюзан и ее дочку Фредерику (до них нам объяснимо нет никакого дела) – а про меня, тебя и всех, кого мы знаем. В своем первом фильме, «Золотая молодежь», Стиллман пытался объяснить, как парень простого происхождения неловко пытается вписаться в молодежные салоны высшего общества. В «Барселоне» – как молодые американцы строят жизнь через океан в каталонской столице. В «Последних днях диско» – как устроена система демократичных свиданий в конце эпохи танцев под дискоболом. В «Девушках в беде» – как ищут спасение от разбитого сердца в замкнутом мире колледжа. «Любовь и дружба» – фильм с теми же вводными: тесная поляна, жесткая конкуренция, нужно держать спину ровно, каждый сам за себя, нет ничего опаснее правды. Любовь и дружба, божественное начало, библейские истины и долг друг перед другом – самое простое и удобное объяснение унизительных мезальянсов, полусветского трепа, тайных свиданий, дешевых манипуляций и фальшивых улыбок за чаепитием. Большие и сложные вещи никому не нужны, многим достаточно самых простых удобств. Решив все трудности, леди Сьюзан в конце переходит на настоящий язык. «Чтобы твоего мужа уложила подагра!» – говорит она своей поверенной: когда дела устроены, можно отложить беседы о любви и дружбе для официальных случаев.
За информацию спасибо сайту http://www.gq.ru.
|