Остроумная экранизация Джейн Остин, глядя на которую сожалеешь, что режиссер Уит Стиллман перепахал романтическое поле викторианской классики только в 2016 году.
Леди Сьюзан Вернон (Кейт Бекинсейл) – красивая вдова тридцати пяти лет. Родовое поместье мужа продано за долги, денег нет, в пансионе подрастает юная дочь Фредерика. Надо бы ее удачно выдать замуж за денежный мешок, да и заодно обустроить свою личную жизнь. Консультантом в сфере интимных дел у Сьюзан выступает Алисия — немолодая, но бойкая американка, то ли удачно, то ли неудачно вышедшая замуж в Британию за джентльмена постарше, мистера Джонсона (Стивен Фрай). Алисия, конечно же, надеется, что мистер Джонсон скоро благополучно отойдет в мир иной, оставив ей наследство. Но не тут-то было. Как метко замечает Сьюзан: «Ты совершила такую ошибку, выйдя замуж за Джонсона. Слишком стар, чтобы управлять им, слишком молод, чтобы умереть». Мистер Джонсон не в восторге от дружбы жены с леди Вернон, которую перестали принимать в порядочных домах из-за ее сомнительной репутации. Получив приглашение от родни из провинции, Сьюзан цепляется за этот шанс. Там она знакомится с молодым Реджинальдом де Курси и начинает плести интриги, чтобы женить его на себе. Дело осложняется тем, что невинная и несмышленая Фредерика тоже влюбляется в Реджинальда.
Малоизвестный эпистолярный роман «Леди Сьюзан» Джейн Остин написала в самом начале своей карьеры, но он так никогда и не был опубликован при жизни писательницы. Новую жизнь этот труд приобрел благодаря режиссеру Уиту Стиллману, специализирующемуся на комедии нравов. Странно, что Стиллман только сейчас обратился к творчеству популярной английской писательницы, ведь Стиллман и Остин, кажется, созданы друг для друга. Тем более странно, что это первая костюмная драма в недлинной фильмографии режиссера, обращавшегося до этого к неглубокому ретро («Последние дни диско») и стилизации «вне времени» («Девы в беде»). Впрочем, драмой «Любовь и дружбу» можно назвать с огромной натяжкой. Это скорее, мелодрама, ромком или даже скрюболл. Фильм построен на изящных мизансценах и диалогах героев, пронизанных лицемерием и фальшью леди Вернон. Однако проделки адской вдовы не столько ужасают, сколько смешат, потому что все эти выходки и притворства кажутся возмутительными в рамках светских норм и правил поведения XIX века. Современный зритель же привык, грубо говоря, и не к таким жизненным перипетиям.
Ближе всего «Любовь и дружба» по духу к другой киношной адаптации Остин – фильму «Эмма» Дугласа Мак-Грата (1996), в которой главная героиня Эмма (Гвинет Пэлтроу) пыталась сосватать свою подругу, да внезапно и сама вышла замуж. Помолвки, колечки, свадебные букеты, любовные романсы, девичьи дневники, запятнанная репутация – как жаль, что Стиллман перепахал это романтическое поле викторианской классики только в 2016 году. Потому что в этом деле он просто гениален (и это можно было предугадать уже по картине «Девы в беде», в которой все танцуют вымышленный танец – самболу).
Отдельно следует отметить игру актеров. Стивен Фрай настолько органично вписывается в жанр классического ромкома, как будто не снимал фрак еще со времен сериала «Дживс и Вустер», а может быть, и вовсе сошел со страниц неведомого произведения Оскара Уайльда. Бекинсейл же без труда играет хитрую великосветскую стерву, заполучившую в итоге и богатого мужа (полного идиота), и франтоватого любовника, лорда Мэнверинга. Впрочем, ее бессовестность не обсуждается, а осуждается разве что несчастной покинутой женой Люси Мэнверинг (Джин Мюррэй). Мюррэй в картине доверили сыграть ровно две сцены, в которых она рыдает. Ну а что еще остается обманутым супругам на этом празднике жизни?
За информацию спасибо сайту http://thr.ru.
Рецензия: «Любовь и дружба» с Кейт Бекинсейл
|