Монохромных картин за последние пару лет выходит заметно больше, чем раньше. Мы изучили, что об этой волне чёрно-белых фильмов пишут в медиа, а также попросили российских операторов объяснить, какие преимущества у чёрно-белого кино перед цветным, и в чём его художественные особенности.
При всех технических возможностях работы с цветным кино в последние годы регулярно выходят чёрно-белые фильмы. В 2021-м на главный «Оскар» номинировали историческую драму «Манк» Дэвида Финчера и в итоге статуэткой наградили оператора Эрика Мессершмидта, а ещё вышли «Малкольм и Мари» (оператор Марцель Рев) и шекспировская «Трагедия Макбета» (оператор Брюно Дельбоннель). В 2019-м студия A24 выпустила плёночный хоррор «Маяк», его номинировали на «Оскар» за операторскую работу Джарина Блашке, как лучший фильм Американская киноакадемия рассматривала монохромную «Рому» Альфонсо Куарона, который снял её сам, а в номинантах также была «Холодная война» Павла Павликовского, снятая Лукашем Залом. В 2012-м «Оскар» за лучший фильм получила драмеди о немом кино «Артист» (Гийом Шиффман). В России вышли чёрно-белые «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского (спецприз жюри Венецианского фестиваля), «Блокадный дневник» Андрея Зайцева (приз ММКФ) и «Лето» Кирилла Серебренникова, показанное в Каннах.
Для чего создатели выбирают чёрно-белое кино?
После появления цветного кино чёрно-белое не исчезло. Культовые режиссеры часто возвращались к чёрно-белой палитре. Мартин Скорсезе решил снять «Бешеного быка» в ч/б после пары дублей на цветной плёнке. Из-за бутафорской крови боксерские перчатки Роберта Де Ниро были то красными, то коричневыми. Вдобавок режиссёр не хотел акцентировать на этом внимание, так как после «Таксиста» зрители были недовольны обилием жестокости в фильме, и отсутствие цвета как раз помогло скрыть следы на перчатках. «Эд Вуд» Тима Бёртона вышел чёрно-белым, потому что таким видел материал режиссёр. Бёртон даже ушел от Columbia Pictures, которая была за цветовое решение, к Walt Disney. Дэвид Линч в «Человеке-слоне» монохромом хотел перенести зрителя в показываемую эпоху – сюжет основан на биографии британца Джозефа Меррика, жившего в XIX веке. А Стивен Спилберг, говоря о «Списке Шиндлера», объяснил, что цвет – это жизнь, а фильм о холокосте должен быть чёрно-белым.
Режиссёры XXI века используют чёрно-белый формат по похожим причинам. Триумфом монохромной стилистики стала победа французского «Артиста» на «Оскаре» в 2012 году. После его победы The Guardian расспросила режиссёров, почему они отказались от цветной техники. Бен Уитли, снявший хоррор об Английской революции XVII века «Поле в Англии», рассказал, что делал цветные и чёрно-белые пробы. По его словам, яркие цвета неба, травы отвлекали от содержания. Вдобавок большинство съёмок проходили в Великобритании на открытом воздухе с то выходящим, то исчезающим солнцем. Из-за этого сложно было бы монтировать разные по контрастности дубли. А в чёрно-белом формате это не так заметно. Ноа Баумбак в «Милой Фрэнсис» использовал монохром, чтобы по-новому взглянуть на современный Нью-Йорк, а Джосс Уидон обесцветил экранизацию шекспировской комедии «Много шума из ничего», чтобы отдать дать уважения комедиям 1930–40-х годов.
Vox также отметил бум чёрно-белых фильмов в 2020-е. Сайт пишет, что Уэс Андерсон использует чёрно-белые фрагменты во «Французском вестнике», чтобы отдать дань уважения кинематографистам французской новой волны. Драма «Идентичность» Ребекки Холл снята в монохроме, чтобы сфокусировать внимание на расовом вопросе прошлых лет, а «Малкольм и Мари» – чтобы создать утонченную камерную атмосферу. «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна выстраивает диалог с работами немецких экспрессионистов 1910–20-х.
В эпоху стримингов и повторного проката, развитие которых подстегнула пандемия, также стали популярные чёрно-белые режиссёрские версии цветных фильмов. В таком виде были перевыпущены «Безумный Макс» Джорджа Миллера, «Логан» Джеймса Мэнголда, «Лига справедливости» Зака Снайдера. Даже Пон Джун-хо сделал чёрно-белую версию «Паразитов», иронично объяснив на Роттердамском фестивале, что чёрно-белые фильмы чаще становятся классикой. Кстати, это было за год до того, как корейская драма стала победительницей «Оскара».
Чёрно-белые фильмы по-прежнему рискованны в коммерческом плане. При этом, как отмечает Variety, они менее затратны, поэтому их чаще снимают независимые режиссёры. По оценке издания, «Артист» подстегнул интерес зрителей к чёрно-белым фильмам в два раза.
Что о чёрно-белом кино говорят наши операторы
Владислав Опельянц Снимал «Лето», «Петровых в гриппе»
Я считаю, что чёрно-белый формат позволяет концентрировать внимание на деталях или драматургии. Зачастую это инструмент, который используется для усиления глубины содержания. Он помогает создать настроение и тональность повествования точно так же, как в других фильмах это делает цвет. Порой ч/б даёт гораздо большую перспективу для киноязыка, чем цветной вариант.
Чаще формат используется для передачи настроения, а не в качестве атмосферы исторического кино. Точно так же, например, это происходит в фотографии. Как мне видится, в современных способах работы с изображением ч/б – это эстетическая потребность, а не стремление передать ретростиль.
Из недавних чёрно-белых фильмов понравился очень «Манк». Как ни странно, мой фильм «Лето» – мне нравится, что он сделан в чёрно-белом варианте. Меньше других, но понравился «Макбет».
Михаил Хасая Снимал «Ивана Денисовича», «Анну К»
Все фильмы, снятые в чёрно-белом варианте, в основном создают определённый стиль. [Чёрно-белая палитра нужна] ради получения драматургии в истории, она тебя окунает в ту или иную временную эпоху. Видя чёрно-белое изображение, ты подсознательно думаешь о прошлом. Можно визуально с помощью света и тени добиваться такого характера освещения, чтобы передать зрителю нужную эмоцию истории, не отвлекаясь от дополнительной нагрузки цветом. С чёрно-белыми работами как-то по-особенному наблюдается повествование времени в кино, это видно в работе у Финчера в «Манке» и у Коэна в «Трагедии Макбета».
Очень крутая работа у наших мэтров кинематографа Кирилла Семеновича Серебренникова и Владислава Юрьевича Опельянца – «Лето». Оно снято в ч/б, но выглядит, как по мне, максимально свежо и современно, хоть и передаёт эпоху 1980-х. Или фильм Роберта Эггерса и оператора Джарина Блашке «Маяк». Они сняли его на чёрно-белую пленку с очень низкой светочувствительностью. Это сильно усложнило производство, и всё ради того, чтобы получить ту фактуру, которую мы увидели на экранах в итоге, она помогала получить нужное впечатление от истории.
Даша Графова Снимала «Джетлаг»
Как по мне, чёрно-белое кино всегда было и останется отдельным видом искусства в нашем мире. Какой бы широкой ни была палитра возможностей в цветном кино, чёрно-белое не менее сложно устроено.
Почему выбирают, снимают, смотрят, оценивают чёрно-белое кино? Во-первых, это определённая эстетика. Во-вторых, оно создает определённое настроение, созданное за счёт выбора фактур, контрастов, геометрии, «силуэтности» и света, как это было в «Трагедии Макбета». Театральная чёрно-белая условность и ничего лишнего. В-третьих, это чистота восприятия без лишних инструментов. Например, фильм «Камон Камон» – трогательная и довольно интимная история отношений между героем и его племянником. Ничто не может отвлечь от эмоциональной составляющей фильма.
Конечно же, в последнюю очередь чёрно-белое кино отражает исторический момент, его архивность. И то я думаю, что большинство фильмов при создании даже не ссылались на это. Хороший пример стилизации – фильм «Манк», в котором воссоздается атмосфера 1940-х годов. Фильм снят по всем канонам устаревшего голливудского кино. В том числе и цвет играет тут важную роль.
Из чёрно-белых фильмов последних лет определённо могу выделить «Лето», «Камон Камон» и «Рому». Ни один из фильмов не могу представить цветным, в каждом есть особая атмосфера и осознанно выбранный приём, работающий на содержание фильма.
За информацию благодарим сайт kinopoisk.ru
«Белфаст», «Камон Камон», «Макбет»: почему все ринулись снимать чёрно-белые фильмы
|