«Белфаст», «Камон Камон», «Макбет»: почему все ринулись снимать черно-белые фильмы

Обсудить0

Монохромных картин за последние пару лет выходит заметно больше, чем раньше. Мы изучили, что об этой волне черно-белых фильмов пишут в медиа, а также попросили российских операторов объяснить, какие преимущества у черно-белого кино перед цветным и в чем его художественные особенности.

При всех технических возможностях работы с цветным кино в последние годы регулярно выходят черно-белые фильмы. В 2021-м на главный «Оскар» номинировали историческую драму «Манк» Дэвида Финчера и в итоге статуэткой наградили оператора Эрика Мессершмидта, а еще вышли «Малкольм и Мари» (оператор Марцель Рев) и шекспировская «Трагедия Макбета» (оператор Брюно Дельбоннель). В 2019-м студия A24 выпустила пленочный хоррор «Маяк», его номинировали на «Оскар» за операторскую работу Джарина Блашке, как лучший фильм Американская киноакадемия рассматривала монохромную «Рому» Альфонсо Куарона, который снял ее сам, а в номинантах также была «Холодная война» Павла Павликовского, снятая Лукашем Залом. В 2012-м «Оскар» за лучший фильм получила драмеди о немом кино «Артист» (Гийом Шиффман). В России вышли черно-белые «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского (спецприз жюри Венецианского фестиваля), «Блокадный дневник» Андрея Зайцева (приз ММКФ) и «Лето» Кирилла Серебренникова, показанное в Каннах.

Для чего создатели выбирают черно-белое кино?

«Артист»

После появления цветного кино черно-белое не исчезло. Культовые режиссеры часто возвращались к черно-белой палитре. Мартин Скорсезе решил снять «Бешеного быка» в ч/б после пары дублей на цветной пленке. Из-за бутафорской крови боксерские перчатки Роберта Де Ниро были то красными, то коричневыми. Вдобавок режиссер не хотел акцентировать на этом внимание, так как после «Таксиста» зрители были недовольны обилием жестокости в фильме, и отсутствие цвета как раз помогло скрыть следы на перчатках. «Эд Вуд» Тима Бёртона вышел черно-белым, потому что таким видел материал режиссер. Бёртон даже ушел от Columbia Pictures, которая была за цветовое решение, к Walt Disney. Дэвид Линч в «Человеке-слоне» монохромом хотел перенести зрителя в показываемую эпоху — сюжет основан на биографии британца Джозефа Меррика, жившего в XIX веке. А Стивен Спилберг, говоря о «Списке Шиндлера», объяснил, что цвет — это жизнь, а фильм о холокосте должен быть черно-белым.

Режиссеры XXI века используют черно-белый формат по похожим причинам. Триумфом монохромной стилистики стала победа французского «Артиста» на «Оскаре» в 2012 году. После его победы The Guardian расспросила режиссеров, почему они отказались от цветной техники. Бен Уитли, снявший хоррор об Английской революции XVII века «Поле в Англии», рассказал, что делал цветные и черно-белые пробы. По его словам, яркие цвета неба, травы отвлекали от содержания. Вдобавок большинство съемок проходили в Великобритании на открытом воздухе с то выходящим, то исчезающим солнцем. Из-за этого сложно было бы монтировать разные по контрастности дубли. А в черно-белом формате это не так заметно. Ноа Баумбак в «Милой Фрэнсис» использовал монохром, чтобы по-новому взглянуть на современный Нью-Йорк, а Джосс Уидон обесцветил экранизацию шекспировской комедии «Много шума из ничего», чтобы отдать дать уважения комедиям 1930–40-х годов.

«Французский вестник»

Vox также отметил бум черно-белых фильмов в 2020-е. Сайт пишет, что Уэс Андерсон использует черно-белые фрагменты во «Французском вестнике», чтобы отдать дань уважения кинематографистам французской новой волны. Драма «Идентичность» Ребекки Холл снята в монохроме, чтобы сфокусировать внимание на расовом вопросе прошлых лет, а «Малкольм и Мари» — чтобы создать утонченную камерную атмосферу. «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна выстраивает диалог с работами немецких экспрессионистов 1910–20-х.

В эпоху стримингов и повторного проката, развитие которых подстегнула пандемия, также стали популярные черно-белые режиссерские версии цветных фильмов. В таком виде были перевыпущены «Безумный Макс» Джорджа Миллера, «Логан» Джеймса Мэнголда, «Лига справедливости» Зака Снайдера. Даже Пон Джун-хо сделал черно-белую версию «Паразитов», иронично объяснив на Роттердамском фестивале, что черно-белые фильмы чаще становятся классикой. Кстати, это было за год до того, как корейская драма стала победительницей «Оскара».

Черно-белые фильмы по-прежнему рискованны в коммерческом плане. При этом, как отмечает Variety, они менее затратны, поэтому их чаще снимают независимые режиссеры. По оценке издания, «Артист» подстегнул интерес зрителей к черно-белым фильмам в два раза.

Что о черно-белом кино говорят наши операторы

Я считаю, что черно-белый формат позволяет концентрировать внимание на деталях или драматургии. Зачастую это инструмент, который используется для усиления глубины содержания. Он помогает создать настроение и тональность повествования точно так же, как в других фильмах это делает цвет. Порой ч/б дает гораздо большую перспективу для киноязыка, чем цветной вариант.

Чаще формат используется для передачи настроения, а не в качестве атмосферы исторического кино. Точно так же, например, это происходит в фотографии. Как мне видится, в современных способах работы с изображением ч/б — это эстетическая потребность, а не стремление передать ретростиль.

Из недавних черно-белых фильмов понравился очень «Манк». Как ни странно, мой фильм «Лето» — мне нравится, что он сделан в черно-белом варианте. Меньше других, но понравился «Макбет».

Все фильмы, снятые в черно-белом варианте, в основном создают определенный стиль. [Черно-белая палитра нужна] ради получения драматургии в истории, она тебя окунает в ту или иную временную эпоху. Видя черно-белое изображение, ты подсознательно думаешь о прошлом. Можно визуально с помощью света и тени добиваться такого характера освещения, чтобы передать зрителю нужную эмоцию истории, не отвлекаясь от дополнительной нагрузки цветом. С черно-белыми работами как-то по-особенному наблюдается повествование времени в кино, это видно в работе у Финчера в «Манке» и у Коэна в «Трагедии Макбета».

Очень крутая работа у наших мэтров кинематографа Кирилла Семеновича Серебренникова и Владислава Юрьевича Опельянца — «Лето». Оно снято в ч/б, но выглядит, как по мне, максимально свежо и современно, хоть и передает эпоху 1980-х. Или фильм Роберта Эггерса и оператора Джарина Блашке «Маяк». Они сняли его на черно-белую пленку с очень низкой светочувствительностью. Это сильно усложнило производство, и всё ради того, чтобы получить ту фактуру, которую мы увидели на экранах в итоге, она помогала получить нужное впечатление от истории.

Как по мне, черно-белое кино всегда было и останется отдельным видом искусства в нашем мире. Какой бы широкой ни была палитра возможностей в цветном кино, черно-белое не менее сложно устроено.

Почему выбирают, снимают, смотрят, оценивают черно-белое кино? Во-первых, это определенная эстетика. Во-вторых, оно создает определенное настроение, созданное за счет выбора фактур, контрастов, геометрии, «силуэтности» и света, как это было в «Трагедии Макбета». Театральная черно-белая условность и ничего лишнего. В-третьих, это чистота восприятия без лишних инструментов. Например, фильм «Камон Камон» — трогательная и довольно интимная история отношений между героем и его племянником. Ничто не может отвлечь от эмоциональной составляющей фильма.

Конечно же, в последнюю очередь черно-белое кино отражает исторический момент, его архивность. И то я думаю, что большинство фильмов при создании даже не ссылались на это. Хороший пример стилизации — фильм «Манк», в котором воссоздается атмосфера 1940-х годов. Фильм снят по всем канонам устаревшего голливудского кино. В том числе и цвет играет тут важную роль.

Из черно-белых фильмов последних лет определенно могу выделить «Лето», «Камон Камон» и «Рому». Ни один из фильмов не могу представить цветным, в каждом есть особая атмосфера и осознанно выбранный прием, работающий на содержание фильма.

Кинопоиск в Telegram

Мгновенные киноновости в нашем Telegram, быстрее только Флэш

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

20 апреля 202123
20 ноября 202373
15 ноября 20233
14 июля 20209

Главное сегодня

Вчера5
Вчера10
Вчера2
Вчера3
Вчера2
27 марта0
27 марта10
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации