Соркин возвращается в суд, Нолан продолжает играть со временем, а Финчер выносит приговор классическому Голливуду – выбрали главные фильмы уходящего года.
Редакция КиноПоиска вслед за сериалами выбрала лучшие фильмы 2020 года. Десятка составлялась по простым правилам: каждый сотрудник выбрал пятёрку любимых картин, которые вышли в российский прокат или на стримингах в уходящем году. Те, что получили больше всего голосов, оказались в итоговом топе. Как и в случае с сериалами, места мы не присуждали – фильмы расположены в произвольном порядке.
1. «Зависнуть в Палм-Спрингс»
Ключевая часть любого проекта о временной петле – нигилизм. Застрявший в ней человек вынужден снова и снова переживать одни и те же события, и в итоге это его ломает: он перестаёт воспринимать всё всерьёз. Именно так происходит и с Найлзом (Энди Сэмберг) в «Зависнуть в Палм-Спрингс». Застряв в одном дне в небольшом калифорнийском городке, он проживает несколько тысячелетий, совершенно не меняясь. Стать другим и проснуться ему помогает Сара, которая также оказывается во временной петле.
Авторы «Зависнуть в Палм-Спрингс» на основе знакомого сюжета создают трогательную историю любви, в которой два человека встречаются и помогают друг другу стать лучше при странных обстоятельствах. Благодаря идеальной смеси из юмора, трагизма и романтики на свет появился один из лучших фильмов года, который умело развлекает зрителя, одновременно заставляя задуматься о том, как измениться самому.
Александр Федоров, редактор новостей
2. «Суд над чикагской семёркой»
Фильм о суде над «чикагской семёркой» Аарон Соркин вынашивал более 10 лет. Его сценарий, посвящённый процессу над активистами, которых судили как зачинщиков забастовок в 1968 году, должен был превратить в фильм Стивен Спилберг на исходе нулевых – не получилось. Спустя десятилетие сам Соркин снял по нему едкую драму о человеческой несправедливости.
Как и в любом соркиновском сценарии, здесь полно пламенных речей и ярких героев. Эдди Редмэйн играет политика-аккуратиста с амбициями, Саша Барон Коэн – немолодого хиппи, Марк Райлэнс – нервного адвоката. Но лучше всех – Фрэнк Ланджелла в роли мерзкого судьи, и недолгий выход Майкла Китона, который на десять минут подчиняет всё зрительское внимание себе. «Суд над чикагской семёркой» продолжает богатые традиции жанра судебной драмы, и Аарон Соркин чувствует себя в нём как рыба в воде.
Андрей Загудаев, шеф-редактор
3. «Довод»
Неудавшийся мессия проката, фильм «Довод», как ни крути, всё равно остаётся в числе главных кинособытий 2020 года. Масштабные и сверхсекретные съёмки, симуляция инверсии на площадке, взорванные самолеты вместо CGI-эффектов – уже этого достаточно, чтобы попасть в итоговый список. Как и любой фильм Нолана, «Довод» стал источником мемов и разделил киносообщество на несколько лагерей: одним всё оказалось ясно после просмотра, другие ничего не поняли, третьи остались в восторге, четвёртых бесит вымороченная нолановская сложность. Равнодушных не было, и обсуждения сюжетных линий и перемещений во времени переплюнули по интенсивности дебаты о том, упал волчок или нет в финале «Начала» 10 лет назад.
Можно не любить Нолана и его фильмы, считать его шарлатаном или слишком расчётливым ремесленником, но он по-прежнему способен и увлечь, и развлечь, и заставить задуматься любого зрителя – как говорится, от пионеров до пенсионеров. Признавайтесь, вы же гадали, кем приходится Нил Протагонисту? А как инверсированная Кэт выбралась с яхты? А что такое парадокс убитого дедушки? Если до сих пор не разобрались – не беда: мы составили шпаргалку.
Ольга Белик, старший редактор
4. «Маленькие женщины»
Одна из главных представительниц американского инди, Грета Гервиг в этом году вышла наконец на широкую аудиторию: Sony Pictures доверила ей экранизацию важного американского романа – «Маленьких женщин» Луизы Мей Элкотт. Казалось бы, где Гервиг с её мамблкор-героинями из больших городов и где костюмная драма про XIX век и Гражданскую войну. Но в истории четырёх сестер Марч режиссёр нашла для себя знакомые мотивы: трудности взросления и подростковое бунтарство, нежная женская дружба и несчастная любовь, поиски себя и желание самореализоваться. В итоге получилась ностальгическая (и даже немного идеализированная) история про молодость, в которой можно найти отголоски «Леди Бёрд», режиссёрского дебюта Гервиг. И новые декорации этой истории только к лицу: провинциальные балы и домашние спектакли, пышные кринолины и клетчатые шерстяные шали (костюмы – это отдельное удовольствие в «Маленьких женщинах»), катание на коньках прямо на пруду и рождественские чудеса – у Гервиг получился обаятельный портрет старой Америки.
Но главное достоинство фильма – это, конечно же, ансамбль из четырёх ярких молодых актрис (Сирша Ронан, Флоренс Пью, Эмма Уотсон и Элайза Сканлен), который не могут затмить ни томные красавцы Тимоти Шаламе и Луи Гаррель, ни маститые дамы Лора Дерн и Мэрил Стрип. Кажется, что именно «Маленькие женщины» с их домашним уютом и юношеским идеализмом – отличное кино, которое можно пересмотреть в конце этого тяжёлого и беспокойного года.
Елизавета Сурганова, главный редактор
5. «Джентльмены»
Своей сюжетной изобретательностью «Джентльмены» вполне могли бы составить конкуренцию «Доводу» – с той лишь разницей, что нарративные эксперименты у Ричи сочетаются с великолепным юмором. Нельзя не отметить и работу с актёрами: вечный лапочка Хью Грант открылся в фильме с совершенно неожиданной, тёмной стороны, да и Колин Фаррелл с Мэттью Макконахи выступили вроде и в своих обычных амплуа, но особенно весело и самоотверженно.
В России с её околофутбольной англоманией «Джентльмены» стали поистине всенародным фильмом. Кристаллизации режиссёрского стиля, его определённому облагораживанию поспособствовала и временная дистанция: «Джентльмены» – это, в конце концов, классический гоп-стоп нулевых, который мы смотрим 10 лет спустя и видим уже не вульгарность улиц, а чистый стиль со своими законами и условностями. Не мешает напомнить, что для современников и Шекспир тоже был не скучной классикой, а остросюжетным боевиком с интригами, трупами и злыми шутками.
Василий Корецкий, старший редактор
6. «Манк»
Идея фильма про полузабытого голливудского сценариста Германа Я. Манкевича пришла в голову Дэвиду Финчеру и его отцу Джеку в конце восьмидесятых. Оба хотели сделать технологическое ретро: фильм про сценариста «Гражданина Кейна» должен был звучать и выглядеть так же, как картина конца 1930-х годов. Но воплотить мечту Финчеру-младшему удалось только сейчас и при помощи Netflix.
«Манк» вряд ли мог быть успешен в рамках традиционного проката, а вот на стриминге – да. Это, пожалуй, самое сложное и синефильское кино в карьере Финчера, а он, на секундочку, снял «Зодиак». Чёрно-белая картина про работу над сценарием «Гражданина Кейна» может сбить с толку неподготовленного зрителя. По-хорошему, перед просмотром нужно пару часов посидеть в «Википедии» и как минимум посмотреть «Гражданина Кейна». Но за пеленой образов, тем и технического великолепия (монохромная картинка, звук 1930-х, оркестровый саундтрек и игра актёров в духе классического Голливуда) скрывается горькая история одного успеха, которым Финчер не столько восхищается, сколько хочет увековечить.
Андрей Загудаев, шеф-редактор
7. «Неогранённые алмазы»
Второй полный метр Бенни и Джоша Сэфди начали обсуждать сразу после премьеры на фестивале в Теллуриде в августе 2019 года, но до мировой аудитории фильм добрался только 31 января 2020-го. Те, кто начитался рецензий о блестящей игре Адама Сэндлера (снимавшегося вообще-то до этого у Пола Томаса Андерсона, Ноа Баумбака и других респектабельных авторов), но прежде не был знаком с творческим методом братьев-режиссёров, должно быть, провели два часа в тяжёлом недоумении.
«Неогранённые алмазы» – фильм-инфаркт, лихорадочное, невероятно энергичное повествование о нескольких днях из жизни нью-йоркского ювелира-игромана, исступленно верящего в свою удачу. Многое тут действительно держится на Сэндлере, который превращает невротичного еврея-неудачника из романов Филипа Рота в почти шекспировскую фигуру, но не только на нём. Сэфди, как и здорово повлиявший на них Скорсезе 40 лет назад, изобрели свой Нью-Йорк, заполнили этот город скользкими предпринимателями с бегающими глазами и горами не вполне честно добытых наличных, а ещё создали идеальную драматургическую воронку, в которую падает зритель, стоит ему хоть на мгновение испытать к главному герою что-то вроде симпатии.
Игорь Кириенков, шеф-редактор КиноПоиск HD
8. «1917»
Военный блокбастер Сэма Мендеса вышел в российский прокат в конце января, но благодаря коронавирусу – как будто в прошлой жизни. История о двух рядовых британской армии, которые вынуждены пересечь линию фронта и предотвратить самоубийственную атаку, участвовала во всех главных премиях, но, несмотря на прогнозы, не получила главный «Оскар». Однако картина Мендеса остаётся самым амбициозным и виртуозным высказыванием о войне за последние годы. И дело не только в летучей камере Роджера Дикинса, которая следует за героями по пятам.
Сэм Мендес всегда был формалистом, отчего его фильмам, включая «Красоту по-американски» или «Проклятый путь», не всегда хватало человеческого измерения. Для сценария «1917» режиссёр взял за основу рассказы деда об армейской службе, поэтому тут отчётливо видна нежность, которую автор испытывает к своим героям. Он на тактильном уровне передаёт весь ужас войны, когда нет ни секунды отдыха, ни особых шансов выжить – остаётся только плечо друга, цель где-то на горизонте и потёртая фотокарточка во внутреннем кармане.
Даулет Жанайдаров, редактор видео
9. «Ещё по одной»
Чтобы стать лучшим фильмом 2020 года, трагикомедии Томаса Винтерберга хватило бы и одной финальной сцены с Мадсом Миккельсеном, который выделывает сальто и пируэты и одновременно пьёт пиво.
«Ещё по одной» не просто алкотрип четырёх потёртых преподов среднего возраста. Через гэги и монтаж видео с пьяными политиками (Boris Eltsin included, разумеется) он вырастает до пронзительного высказывания о тоске по лучшей жизни. «Что такое юность? Сон. Что такое любовь? Содержание сна», – этот эпиграф из философа-экзистенциалиста Сёрена Кьеркегора не зря возникает в начале фильма. Предметом исследования Томаса Винтерберга становятся не столько *****страдания благополучных датчан, сколько универсальное чувство отчаяния, которое не понаслышке знакомо режиссёру, потерявшему дочь (ей и посвящён фильм). Попытки героев выбраться из опостылевшей рутины идеально легли на карантинный 2020 год.
Фильм Винтерберга – открытка всем потерянным и уставшим людям, весточка с экрана, что всё будет хорошо и когда-нибудь обязательно будут и солнце, и радость, и танцующий с пивом Мадс Миккельсен. «Ещё по одной» – духоподъёмное, но честное кино, которое не жалеет своих героев, однако и не втаптывает их в грязь жестокой реальности.
Даулет Жанайдаров, редактор видео
10. «Маяк»
К концу года уже забылось, что второй полнометражный фильм Роберта Эггерса «Маяк», вышедший в январе, – главный хоррор 2020-го. Слоубёрнер про двух смотрителей маяка, которые спиваются и сходят с ума на острове, не зря получил номинацию на «Оскар» за лучшую операторскую работу. В первую очередь «Маяк» – это визуальный аттракцион, искусная стилизация под немецкий экспрессионизм конца 1920-х – начала 1930-х. Эггерс ещё на стадии сценария решил, что фильм будет чёрно-белым, а оператор Джарин Блашке подобрал плёнку, объективы, редкий формат 1.19 (в нём сняты «М – убийца» Фрица Ланга и «Восход солнца» Фридриха Вильгельма Мурнау) и выверил кадры с фотографической точностью. Поэтому герои Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона выглядят как ожившие дагеротипы.
Вообще идею хоррора с маяком придумал брат Эггерса, а режиссёр же довел её до максимального реализма, убрав из первоначальной задумки призраков и прочую чертовщину. В «Маяке» нет скримеров, нет чудовищ, несмотря на лавкрафтовский сеттинг, и в общем-то нет антагонистов. Есть только мужское похмельное безумие, одичавший старик и скрытный новичок, русалки, гигантские чайки да свет маяка.
Аня Шпильковская, редактор
За информацию благодарим сайт kinopoisk.ru
Лучшие фильмы – 2020: Выбор редакции КиноПоиска
|