В ролях: Сирша Ронан, Марго Робби. Режиссер: Джози Рурк. В широкий прокат фильм вышел в России 17 января 2019 года.
Мария
Стюарт - бывшая королева Франции, у нее за плечами смерть мужа и
вынужденное отречение от престола. После всех перипетий она решает
вернуться в родную Шотландию. Англией тем временем правит кузина Марии –
безжалостная Елизавета I. В прибывшей родственнице она видит соперницу,
поскольку та имеет право на ее престол, и это предвещает всей стране
суровые и беспощадные придворные интриги.
Джози Рурк – в первую
очередь театральный режиссер, «Две королевы» – ее дебютный фильм. В
постановке это очень хорошо чувствуется – все эпизоды, даже батальные,
сняты предельно камерно, пространство в каждой сцене словно сжато до
размеров театральных подмостков.
«Две королевы» –
необычайно трезвый и даже немного жесткий взгляд на проблемы феминизма.
Две женщины правят в эпоху, казалось бы, абсолютной власти мужчин,
участвуют в заговорах, показывая, что сил управлять людьми у них в
достатке. При этом возникающие у них сложности показаны без всяких
прикрас.
Никита Михалков во время одной из своих
пресс-конференций как-то заявил, что режиссура – мужская профессия, а
женщины-режиссеры обладают неженскими чертами. В более толерантных
странах мужчину, возможно, заклевали бы за такие слова, но Джози Рурк,
будучи женщиной, словно снимает фильм для их иллюстрации. Она прекрасно
понимает, что невозможно одновременно и успешно быть красивой молодой
девушкой, классической хорошей женой и матерью, а в то же время –
строгим и умным правителем, на дающим врагам спуску. Чем-то обязательно
придется пожертвовать. Так, Елизавета I даже говорит, что ей приходится
быть мужчиной, чтобы справляться с обязанностями королевы. Она избегает
брака, поскольку, по ее мнению, ни один супруг не остановится на том,
чтобы оставаться при ней регентом, а обязательно свергнет ее, чтобы
стать настоящим королем (напомним, реальные правила престолонаследия
были несколько сложнее, чем в «Игре престолов», а муж королевы по
умолчанию еще не становился королем). В то же время Мария Стюарт
старается выполнять традиционную женскую социальную роль и часто
попадает во власть страстей. Все это отвлекает ее от управления
Шотландией и плетущихся вокруг козней. История Марии в фильме вынесена
на первый план, она наиболее драматична и трогательна, а Сирша Ронан,
так блистательно умеющая передавать эмоции одними глазами, чудо как
хороша в роли пылкой королевы. В то же время именно страсть в конечном
счете мешает ей сохранить престол и выжить в мире мужчин, находящихся в
позиции силы.
Незначительные исторические ошибки и допущения
здесь не так важны. В конце концов, Джози Рурк сняла картину о проблемах
феминизма без всякой его романтизации. Это не мир «сильных женщин и
слабых мужчин» или, например, «слабых женщин и сильных мужчин». Это
просто мир слабых и сильных, где любовь, страсть и ярко выраженные
эмоции – главные враги и слабости. Хочешь выжить – научись с этим
бороться. Не хочешь бороться – уменьши амбиции. Совместить и то, и это,
увы, оказывается невозможно.
Автора статьи: Павел Соломатин
За информацию благодарим сайт https://www.intermedia.ru
Рецензия: «Две королевы». Женщины и престол
|