Перегруженный сюжет, запутанный, полный вопросов и неоспоримых допущений.
Выпущенный вслед за другими молодежными романами, которые взлетели или упали на большом экране – тенденция столь гигантская, но шутка в том, что в Голливуде «МВ» означает не «Молодежно-взрослый», а «Еще один» (п.п.: в оригинале «YA» - «Yet another»), - «Дивергент» предлагает киноманам загадку. Основанный на бестселлере Вероники Рот, фильм рассказывает о Беатрис (Шейлин Вудли), которая живет в постапокалиптическом Чикаго спустя сто лет после разрушительной войны. С целью сохранения мира и поддержания города, жители были разделены на пять фракций, каждая из которых отражает различную философию, воплощая способ жизни и обязывая члена данного общества к определенным правилам. Правду-говорящие государственные служащие закону принадлежат к Искренности; самоотверженные люди, предоставляющие социальные услуги и обеспечивающие лидерство – к Отречению. Знание и наука – удел Эрудиции, в то время как культуры выращиваются доброжелательными, полезными членами фракции Дружелюбие. Последними, но не по значимости, являются защитники города, солдаты и полицейские из Бесстрашия. Беатрис проходит тест, который помогает определить, к какой фракции тебе стоит примкнуть (ты рождаешься во фракции, но можешь изменить свое мнение, будучи подростком), но он показывает неопределенный результат: она подходит сразу к нескольким фракциям. А в жестоко контролируемом мире такие люди, называемые Дивергентами, являются опасными и рассматриваются в качестве мишеней.
Такое описание – перегруженное, запутанное, полное вопросами без ответов и неоспоримыми предположениями – представляет собой большую часть проблемы, но режиссер Нил Бергер («Области тьмы») справляется с задачей при помощи небольшой уловки, благодаря чему «Дивергент» становится довольно «отклоненной» частью кинематографа, взятой из не-особенно-хорошей истории. Все фракции имеют названия, которые Вы бы ожидали увидеть на пятидесяти-центовом флаконе мужского одеколона из торгового автомата; пятисторонний, цветокодированный мир Рот предстает таким же дешевым, как и худшие эпизоды «Стар Трека» Джина Родденберри. В высшей степени силу сюжетной игры показывает лидер Эрудиции Джанин (Кейт Уинслет, крашеная блондинка не так часто присутствующая в кадре), в остальном все лениво, пространственно и слабо написано… И все же, несмотря на это, «Дивергент» на удивление интересный, в немалой степени благодаря Вудли.
Беатрис росла в Отречении, не смотря в зеркала, нося грубые ткани; в день выбора фракции она переходит в Бесстрашие, члены которого отличаются внешним видом и ведут себя как Руфио в «Капитане Крюке» - много черных и красных цветов в одежде, крики и возгласы; они как будто обменивают кровь за дешевые виски. Но Беатрис, которая теперь называет себя Трис, пытается пройти через обучение Бесстрашных, без того чтобы сдаться и стать самым-низким-по-закону Афракционером или разоблаченным Дивергентом. Между тем, Джанин и все эрудиты замышляют взять под контроль Отречение, давая членам Бесстрашия наркотик, обеспечивающий контроль над разумом, превращающий людей в бесчувственных роботов-убийц. А Трис, возможно, влюбляется в чувствительного-под-мускулатурой инструктора Четыре (Тео Джеймс).
Подобно Дженнифер Лоуренс в «Голодных играх» - которые являются лучшими фильмами, адаптированными из лучших книг, - настоящим секретным оружием в этой истории предстает перед нами Вудли. На Вас могут не произвести впечатление отдельные части мира Трис или извилины и происки сюжета, в который она оказалась втянута, но Вудли нравится это; она верит им каждым атомом своего тела, будь то восторг от свободы Трис в Бесстрашии или боль, которую она чувствует, оставляя семью. Режиссер Нил Бергер хорошо снял картину, используя общий план (толпа, которая видна сверху, толпящаяся в окрестностях с целью учинить погром, является пугающей) и съемки драк с близкого расстояния. Сценаристы Ванесса Тейлор и Эван Догтери сделали все, что могли, с исходным материалом, а Вудли оживила мертвые реплики и заставила искриться диалоги. (Ее последняя-фраза-в-фильме «Почему люди продолжают говорить мне это?» - Вы поймете это, когда увидите – отлично поставлена.)
Но харизматичная главная героиня и превосходный второстепенный актерский состав (включающий такие имена, как Тони Голдвин, Эшли Джадд, Майлз Теллер и Зои Кравиц) могут сделать так много в контексте слаборазвитого мира, избытка голоса за кадром и фильма, так нацеленного на сиквелы (у Рот есть еще две книги и несколько вспомогательных спин-оффов, готовых к адаптации), что он никогда полностью не найдет свой индивидуальный сюжет, как многие могут надеяться. Возможно, выйдет продолжение «Дивергента» - и на основании этого я не могу заставить себя чувствовать либо восторг, либо отвращение в перспективе, - но давайте верить, что если и будут последующие сиквелы, то следующая группа создателей за камерами найдет собственный путь к повествованию, а не будет слабо следовать за словами Рот и ее миром.
Оценка: 6.5/10
Перевод выполнен Nato4ka специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Отзыв о "Дивергенте" от Film.com
|