Представьте, если сможете, конечно, фильм, где каждая сцена снимается исключительно в лимузине, где камеры направлены непосредственно на главного героя. Это последний фильм Дэвида Кроненберга, «Космополис», и если вы еще не знаете, звездный выпускник «Сумерек» Роберт Паттинсон играет здесь главную роль.
Временами темный, временами немного светлее, но если серьезно, все время «Космополис» - высокоинтеллектуальная, наполненная тяжелыми диалогами адаптация романа Дона ДеЛилло. С лимузином, который заменяет ему офис, Паттинсон играет Эрика Пэкера – молодого предпринимателя, денег у которого куры не клюют, но который желает чего-то большего. Большую часть фильма Паттинсон встречается с людьми в своем лимузине-офисе – это серия странных эпизодов, включая ежедневное посещение своего врача как один из основных моментов.
«Космополис» - это взгляд внутрь блестящего ума, но также вуайеристский взгляд на то, каково это, потерять все. Мы собрали вместе множество вещей, которые вам нужно знать о фильме, просто на тот случай, если вы ожидаете чего-то совсем другого. Здесь нет ничего общего с «Сумерками».
Мы должны прояснить один момент: в этом фильме нет вампиров (по крайней мере, не в буквальном смысле) и здесь также нет никаких оборотней. Это полный уход от Сумеречной саги, и приятно видеть Паттинсона в роли, совершенно противоположной роли Эдварда Каллена. Актер верит, что фаны «Сумерек» все же найдут то, что им понравится в этом фильме. «Думаю, фанатам («Сумерек») понравится этот фильм», - говорит он. – «Мне понравился сценарий «Сумерек» по той же причине, что и этот. Я действительно надеюсь, что они оценят его». Торонто замаскирован под Нью-Йорк.
Город в фильме выглядит точно таким же, как Нью-Йорк и звучит так же, но на самом деле это Торонто. В действительности это не первый раз, когда канадский мегаполис становится двойником Большого Яблока – подобное было в «Американском психопате», «Невероятном Халке», всех фильмах «Полицейской академии» и многих других – и он определенно не будет последним. Он является идеальным камуфляжем, и если вы не знаете город достаточно хорошо, это сработает.
Кроненберг не считает это важным. «В романе лимузин Эрика Пэкера пересекает Манхэттен с востока на запад по 47 улице. 47 улица выглядит почти так же, как и некоторые улицы Торонто. Мы создавали это пространство фильма, соединив настоящие элементы Нью-Йорка с подобными в Торонто. Для меня даже если книга и точно утверждает, что съемки должны были проходить в Нью-Йорке, это очень субъективный Нью-Йорк. На самом деле, мы находимся в разуме Эрика Пэкера. Думаю, вполне допустимо согласиться с этим более абстрактным видением, даже если на самом деле это Нью-Йорк, который вы можете видеть из окна машины».
Есть много схожего с книгой.
Прежде всего, Кроненберг хотел оставаться верным книге, как исходному материалу. Но, как ветеран-режиссер, он также понимал, что некоторые вещи нельзя перенести в фильм. По этим причинам некоторые вещи были опущены в фильме, такие как специфичная сюжетная линия (которую мы не будем раскрывать здесь) и оргия 150 человек. «Не думаю, что это бы сработало», - язвительно заметил он, смеясь.
Кроненберг написал сценарий за шесть дней (что на самом деле удивительный подвиг), и он увидел в наиболее привлекательной черте романа – диалогах между героями – возможность продать фильм, именно поэтому большая часть сценария взята прямо из книги. «ДеЛилло – известен своими потрясающими диалогами, - проговорил Кроненберг. – Но диалоги в «Космополисе» особенно блестящие. Работа Дона являет собой исключительную многозначительную силу».
Паттинсон подтвердил слова Кроненберга о диалогах: «(Кроненберг) настаивал на том, что мы должны произносить диалоги точно такими, какими они были в сценарии, слово в слово. Он не терпел никаких вариаций. Сценарий зависел в большой степени от ритма, так что мы должны были соблюдать его, а это было очень связано с ораторством».
Съемки в лимузине – особенный опыт для каждого.
Если вы перестанете думать об этом, лимузин, как это ни странно, очень ограничивает, с низким потолком и очень маленьким пространством для движений. И для актеров и режиссера – это было очень крошечным пространством, где нужно было многое сделать. «Нам пришлось поломать голову, чтобы обустроить внутренний интерьер машины, - говорил Кроненберг. – И своего рода трон, в котором сидит Пэкер, не совсем правдоподобный, но он отражает баланс сил. Многое шло из книги, включая мраморный пол». Поначалу у Паттинсона были сложности со съемками: большую часть фильма камера направлена именно на его лицо, обычно находясь в непосредственной близости. «Я обычно пытаюсь сфокусировать взгляд на глазах оператора, но в этом случае, камера была настолько близко, что я не мог видеть его глаз, - говорил он, улыбаясь. – Так что мне пришлось налаживать отношения с камерой. В конце концом мне стало намного уютней». Роберт Паттинсон в чем-то похож на своего героя.
Подождите, скажете вы. Как может этот приземленный британец идентифицироваться с супер-богатым предпринимателем? Деньги в сторону, герой Паттинсона имеет целую группу телохранителей, так что да, в этом актер схож с ним. «У меня почти нет ничего общего с ним, - смеется Паттинсон. – Но в одном мы все же похожи: оба окружены охраной. В другом Эрик и его жизнь имеют мало общего с обычной реальностью».
Несмотря на их огромные различия, Кроненберг понял, что хотел бы видеть Паттинсона в главной роли (хотя вначале он думал о Колине Фаррелле). «Работа (Паттинсона) в «Сумерках» была интересной, хотя, конечно же этот фильм принадлежит к конкретному жанру. Я также смотрел «Отголоски прошлого» и «Помни меня», и был убежден, что он мог стать Эриком Пэкером. Это сложная роль, и он находится в каждой сцене, и я не думаю, что когда-либо раньше снимал фильмы, где один и тот же актер никогда не покидал кадра. Выбор актера делается скорее на уровне интуиции – здесь нет никаких правил или инструкций». Актерский состав фильма забавен.
Кроме Паттинсона, «Космополис» заполнен до краев звездными актерами. Жюльет Бинош, Сара Гэйдон, Джей Барушель, Кевин Дюран, Эмили Хэмпшир, Саманта Мортон и всегда удивительный Пол Джаматти раскрыли весь свой актерский потенциал в этом фильме. Одно удовольствие наблюдать за различными актерами, которые приходят и уходят, снимаясь в отдельных эпизодах с Паттинсоном, это же почти как шведский стол актеров.
Кроненбергу понравились съемки, а также он чувствует, что показал все лучшее, что есть у Паттинсона. «Помимо диалогов, которые им нельзя было корректировать, у актеров все еще оставалась широкая свобода действий, - говорит он. – Это было особенно интересным для Паттинсона, в лимузин которого приходили разнообразные персонажи, играемые различными актерами. Это заставляло его вести себя по-разному, что зависело от того, что за актер сидел напротив него».
В определенном смысле это комедия (правда, темная).
Хотя общий тон этого фильма и темный, создающий гнетущее чувство, здесь все же присутствуют небольшие моменты комедии. Проверяли ли вам когда-либо простату в лимузине? Что ж, герою Паттинсона проверяли. Давайте просто скажем, что это… потрясающе.
«Фильм действует на самых различных уровнях, - говорил Паттинсон. – В первый раз, когда я увидел фильм, был поражен его смехотворностью, которую я, конечно же, замечал во время съемок, но не ожидал увидеть это на экране. Во второй раз, когда я смотрел «Космополис», на меня давила тяжесть того, что было на кону. Но, несмотря на все это, я был потрясен тем, какой широкий спектр эмоций он вызывал».
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
«Космополис»: все, что вам нужно знать
|