Последняя превосходная работа Дэвида Кроненберга, экзистенциальный фильм о наших финансовых и морально обанкротившихся временах, показывает то, как он заинтересован в решении семантических мелочей корпоративного апокалипсиса, а также его глубоко прочувствованную тревогу, связанную со стрессом, успехом, контролем и нашей неспособностью защитится от смерти с деньгами и статусом в жизни.
Как и «Социальная сеть», он объединяет в себе хорошие изображения человека, чей возраст и интеллект являются опасно беспорядочными, когда его «героя» отправляют в антикапиталистическое кошмар-путешествие, которое сбрасывает весь свой сухой цинизм и безразличие как в "Уикенде" Годара.
Кроненберг очень аккуратно сократил роман 2003 года американского постмодернистского писателя Дона ДеЛилло. Его сценарий включает много диалогов из источника, в то время как он вычеркивает из него воспоминания, мечты и внутренние диалоги.
Роберт Паттинсон такой же магнетический, как его герой Эрик Пэкер, измученный, запятнанный, 28-летний генеральный директор Packer Capital, который решает взять целый парк лимузинов для поездки через Нью-Йорк, чтобы постричься. На сегодняшний день это его лучшая роль. Да, даже лучше, чем в «Помни меня».
Но есть что-то странное в этой простой прихоти. Эрик - это человек, к которому приходят с просьбами, а не наоборот. Как говорит его верный охранник Торвал (Кевин Дюран), он может сделать так, чтобы парикмахер пришел к нему в офис или даже в лимузин. В течение одного дня Эрик сталкивается, как Икар, с грехопадением, в то время как в его машину заходят многочисленные помощники и любовницы за номерами, за здоровьем и даже за внезапной смертью мегазвезды рэпа Брута Фес.
Люди хотят смерти Эрика, или, в случае с героем Мэтью Амальрика Андре Петреску, бросить ему в лицо пирог. Он стал гуляющим плакатом для бедственных корпораций, который может весело уничтожить миллионы денег несколькими движениями по сенсорному компьютеру. Для Эрика убийство является началом уничтожения своего табу-статуса.
Это богато насыщенный подробностями фильм. Он даже лучше, чем его [Кроненберга] величественный фильм 2011 года об исследовании крайних эмоциональных репрессий «Опасный метод». Он попадает в точку на тех моментах, когда то, что сказано, не может быть осознано – «талант более эротичный, когда он отсутствует» - но это фильм о ритме диалогов, словесный позах, спарринге и обмане, использующихся в экономической сфере.
Способ, которым Кроненберг снимает разговоры, тоже тонкий, изящный и интенсивный, даже без излишнего внимания к себе и слишком гнетущих чувств. Для Кроненберга это фильм, в котором «фантастические лица говорят фантастические слова».
Помимо уничтожающей критики капитализма, «Космополис» также включает в себя то, что относится к Кроненбергу: ограничения и мутации человеческого организма. Эрик отчаянно хочет масштабировать экономический Олимп и быть в состоянии предсказать перестановки китайского юаня, но эта неспособность достичь данного уровня мозгового совершенства выступает как символ его умственного и физического упадка.
В одной сцене Эрик проходит длительное ректальное исследование, после которого ему сообщают, что его простата ассиметрична. В жаркой схватке с недовольным и владеющим пистолетом экс-сотрудником (Пол Джаматти) этот небольшой недостаток его тела становится ключом к пониманию кризиса Эрика.
Этот фильм показывает, сколько достижений астрономического числа можно добиться в столь юном возрасте, когда твое тело и разум доходят до состояния, когда нет никаких причин для того, чтобы они перестали работать. Перевод выполнен •Jane• специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
«Космополис» - Кинофестиваль в Каннах 2012
|