«Космополис» Дэвида Кроненберга символизирует все то, что я думаю о пост-финансовом кризисе капитализма, то есть современного мира. Само самой разумеется, что это странно, но даже от режиссера «Экзистенции» и «Видеодрома» это эксцентричное, с легкими нотками вычурности, эффектное исполнение как главных, так и второстепенных героев. Это не совсем вписывается в его ранние фильмы ужаса, но этот фильм, как и «Опасный метод», - заразительная метафора, которая сыграла свое дело. И на этот раз вирусом была не свобода мысли, а свободная экономика (до самого конца фильма, вампирский плейбой Роберт Паттинсон будто говорит, что «никто не ненавидит богатых, все думают, что через десять секунд они тоже станут богатыми»). Но что же такое деньги? Это доллар? Или бат? Или донг? Может ли это быть крысой? Живая крыса, беременная крыса или мертвая крыса? Что вообще значат «деньги»?
Отличный интеллектуальный фильм Кроненберга задает нам все эти вопросы – буквально – и что более, он заходит даже еще дальше, спрашивая: а что значит «значить»? Серьезно. Даже по высоким стандартам этого режиссера, это фильм с чрезвычайным количеством диалогов, и большинство из них двигаются кругами. Как и было обещано, все сосредоточено вокруг поездки на лимузине, целью которой было желание подстричься, но «Космополис» - основанный (в какой степени мне еще предстоит выяснить) на романе Дона ДеЛилло – на удивление широкомасштабная лента, где все не вертеться вокруг одного лимузина. В каком-то смысле это напоминает «Уик-энд» Годара: ужасные пробки, и, похоже, цивилизация разрушается изнутри. Но это также играет на руку режиссеру, поскольку обязательно понравится поклонникам подобного жанра и определено, это самый амбициозный на сегодняшний день фильм Кроненберга.
Для Роберта Паттинсона это уже совсем другая лига, и его звездный статут определенно подходит к этой роли. Он играет Эрика Пэкера – невероятно богатого бизнесмена, ребенка общества, который сделал свое состояние на таинственных доткомах, играя на валютных рынках. Сегодня он сделал ставку на бат и потерял сотни миллионов долларов в итоге. Внутри лимузина светятся светодиодные экраны, и звездные гости присоединяются к нему время от времени (включая блистательную Жюльет Бинош и удивительную Саманту Мортон), которые берут участие в его странных, солипсистских разговорах. Эти разговоры граничат с самопародией, но почему-то это работает. Это напоминает удивительный фильм «Песни со второго этажа» Роя Андерссона тем, что вероятно так и выглядел бы конец нашего мира. Хотя бюджет этой ленты намного ниже, Кроненберг довольно убедительно создает ощущение апокалипсического конца, гибели не только психотического пузыря его героя (когда на Эрика нападает с лимонным пирогом Кондитерский Убийца), но и полноценные беспорядки в городе, которые уродуют нетронутый автомобиль краской и антикапиталистическими граффити.
Стилистическая природа языка ограничивает привлекательность фильма, и это самоосознанное сумасшествие может быть испытанием для зрителя (почему бы еще Эрик ездил стричься на другой конец города, если у него есть свой личный профессиональный парикмахер?). И после «Воды слонам» похоже, что фанаты-подростки Паттинсона действительно готовы следовать за ним куда угодно. Но «Космополис» действительно доказал, что он может меняться, и может делать ставку на свою внешность, что он и сделал, играя испорченного, требовательного Пэкера: человека, контролирующего столь многое и столь безжалостного, что только у него самого есть власть разрушить себя. Худощавый и несговорчивый - в своей чистой белой рубашке он напоминаем нам ухоженного Сида Вишеса – Паттинсон сыграл эту сложную роль почти идеально. И смотря на все это, на ум приходят великие слова из «Вестсайдской истории»: «Ты хочешь жить в этом сумасшедшем мире? Тогда будь хладнокровным». Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Канны 2012: "Космополис"
|