Роман, хроника жарких отношений между студенткой-девственницей Анастейшей Стил и ее БДСМ-энтузиастом миллиардером-красавчиком Кристианом Греем, была не только совершенной взрослой сказкой, проданной в просто невероятном количестве копий, захвативших умы, сердца и чресла легиона женщин, но также служила в качестве барометра современных сексуальных аппетитов.
Это было правильное решение, что именно Сэм Тейлор-Джонсон, 47-летняя уроженка Лондона, артист и режиссер, была выбрана, чтобы возглавить этот фильм. Как артист, Тейлор-Джонсон, которая была номинирована на «Turner Prize» в 1998 году, нередко обращала свое внимание на гендерную динамику и сексуальность. Ее фотографическая серия «Плачущие мужчины» (2002-2004) демонстрирует таких знаменитостей, икон мужественности как Пол Ньюман, Шон Пенн и Форест Уитакер рыдающими, а ее видеопортрет спящего Дэвида Бэкхема, сделанный по заказу попечителей «Национальной портретной галереи» захватила суперзвезду футбола в его неприукрашенном состоянии. Ее киноработа – «Стать Джоном Ленноном» (2009), байопик о молодом Джоне Ленноне (в исполнении теперь уже мужа режиссера Аарона Тейлора-Джонсона) и женщинах, которые повлияли на его формирование, а также короткометражка «Люблю тебя сильнее» (2008), интимный рассказ о растущей подростковой сексуальности – доказывают ее искусность в создании историй эмоционально и физически интимных.
Для Тейлор-Джонсон, которая выбрала ирландца и бывшую модель Джейми Дорнана вместе с дочерью Мелани Гриффит и Дона Джонсона, Дакоту Джонсон, на роли Кристиана и Аны, «Пятьдесят оттенков серого» - это история не только о сексе; скорее он служит воротами к тому, чтобы исследовать психологическую подоплеку романтических фантазий, ожиданий, власти и уязвимости.
В январе, заканчивая окончательное редактирование фильма, который вышел на День Святого Валентина, Тейлор-Джонсон поговорила со своей подругой, обладательницей Оскара, сценаристом и режиссером Джейн Кэмпион. Кэмпион, которая живет в Новой Зеландии, сняла «Пианино» (1993), «Священный дым» (1999) и «Вершина озера» (2013), показанного на «Sundance Channel», среди прочих других, и знает парочку вещей о съемках сексуальных сцен.
Джейн Кэпион: Я могла бы, вероятно, говорить с тобой дня два. Я собираюсь начать с довольно общих вопросов – как так получилось, что ты оказалась вовлечена в «Пятьдесят оттенков серого»?
Сэм Тейлор-Джонсон: Я начинала работать над совершенно другим фильмом, исторической драмой, и готовилась вернуться к работе, проведя отлично время с семьей. Именно так начался тот год. Майкл Де Лука, продюсер, сказал: «Почему бы тебе не прийти? Они ищут людей для «Пятидесяти оттенков серого»». Что я почувствовала – заинтересованность, ведь, глубоко в сердце, это темная сказка, очень схожая со всей моей жизнью, а затем я начала читать эту очень взрослую версию сказки. Думаю, в ретроспективе, они действительно надеялись, что именно режиссер-женщина возглавит этот материал.
Джейн: Что мне интересно во всем этом, как происходило принятие решения – касательно уровня сексуальности в фильме. Книга сломала кучу границ в плане того, что может быть популярно в общем смысле, с анальным сексом, садо-мазо, бандажом… Я бы подумала – говоря в общем – что это было слишком рискованно.
Сэм: В каком-то смысле, ты имеешь в виду.
Джейн: Что ж, книгу это сделало популярной. Так что когда дело дошло до фильма, на что были похожи обсуждения того, каким должен быть секс в нем?
Сэм: Думаю, они хотели, чтобы я чувствовала, будто у меня нет никаких ограничений.
Джейн: Вы смогли проникнуть?
Сэм: Определенно, но не очень далеко. [Обе смеются]
Джейн: Это своего рода ужасная книге, не так ли?
Сэм: Она довольно сильная. Думаю, это одна из причин, почему они предложили ее мне – ведь я создала короткометражку, «Люблю тебя сильнее», которая казалась довольно ярко выраженной, но в то же время вы не видите ничего. Вам кажется, что вы видите все, но это связано с тем, как я сняла и отредактировала материал. Это было сложным, поскольку нам нужно было думать о терминах, которыми мыслят киностудии, поэтому мы никогда не могли зайти так далеко, как это было в «Жизни Адель» [2013] или «Империи чувств» [1976], где все было довольно явным. Но я действительно не чувствую, будто хотела пойти этим путем, поскольку это уничтожило бы сердце этой истории. Я не хотела, чтобы именно это было душой фильма.
Джейн: Когда я впервые начала читать эту книгу, я подумала: «Боже, она так плохо написана, что я едва ли могу поверить». В ней было так много инфантильности, ей Богу – почти как будто писал подросток. Но в то же время с течением книги – я пролистала до конца – я поняла, что, на самом деле, она довольно глубока по смыслу. Удивительное качество…
Сэм: Эмоций.
Джейн: Глубина и сила эмоций. Это немного напоминало «Синий бархат» [1986], с немного банальными персонажами, но они пробираются через определенное количество глубокого д*рьма.
Сэм: Вы втянуты в интенсивность того, что является их отношениями, и как они начинаются – очень нетрадиционно и так странно, и вы не можете справиться с собой, вам вроде как интересно.
Джейн: Это такая фантазия. Банальная женская фантазия.
Сэм: Все эти подарки и обещания, успешный мужчина.
Джейн: В моей книге, любовь - это доверие и внимание. В этой истории она превращается в ритуал бандажа и садо-мазо.
Сэм: Что я нашла действительно интересным, так это что началось все с двух людей, которые влюбились друг в друга, один из них в результате проникает в очень нетрадиционный мир другого. Этот нетрадиционный мир - это нечто, частью чего Ана хотела бы быть, чтобы быть частью этих отношений, и с развитием этих отношений все это становится ее сексуальным исследованием, до тех пор, пока они не доходят до точки, где она говорит: «Покажи мне, чего ты действительно хочешь». И в тот момент их отношения разрушаются. Привлекательность всего этого исчезает в ту минуту, когда он показывает, чего же на самом деле хочет от нее. Я нахожу это действительно интересным, это накопление фантазии о «Это то, чего хочет каждая женщина», до того момента, когда все становится таким невероятно жестоким, что этого больше никто не может выдержать. Кажется, будто вначале она пала жертвой чьего-то очарования, успеха и подарков. Мне понравился тот факт, что в конце смена власти была полноценной. Она обрела власть, потому что выиграла у него в эмоциональном плане, а он никогда не думал, что кто-то сможет сделать это. Она ушла, перестала быть жертвой в этом сценарии, обретя власть.
Джейн: Я думаю, это открывает целую новую кладезь для женщин, чтобы понять сексуальность чего-то, что иногда называют «цветком секса».
Сэм: А также как использовать собственные ставшие больше права, чтобы играть в эти роли – покорную или доминирующую.
Джейн: Мне очень интересны эти роли и сами их идеи, что на самом деле не так уж модно среди феминисток, но я думаю, что часть природы любви в том, что двум партнерам нужно подчиняться. Это заставляет мужчин подчинять женщин, а женщинам подчинять мужчин.
Сэм: Я встречала доминантов в мире БДСМ, и это действительно удивляет, насколько сильны и строги границы, которые создают эту безопасную среду, и настолько они договорные. Очень властная женщина-доминант, с которой я встречалась, являющаяся таким себе Кристианом Греем в мире очень состоятельных клиентов, сказала, что это создает очень мощную связь доверия и своего рода любви в комнате, поскольку вы оба находитесь в довольно опасном месте, когда отправляетесь в это путешествие вместе.
Джейн: Все зависит от доверия. Также я знаю, что вы медитировали, но мне также действительно интересна древняя религиозная философия. Одной из действительно важных идей является поиск наслаждения и избегание боли как главных составляющих жизни. [Смеется]
Сэм: Определенно. Думаю, вот что они находят привлекательным – встретиться лицом со своими страхами в чрезвычайных ситуациях и найти в себе силы пережить этот опыт, страх, боль и наслаждение, все одновременно.
Джейн: Когда я встретила тебя, действительно была поражена, насколько ты прекрасна. У тебя есть любопытная сила и человечность, доброта и уязвимость. Я знаю, ты должна быть амбициозной, но нет ничего от машины мужской режиссуры в тебе. Очевидно, что ты обладаешь своим мнением, но ты совсем не агрессивна по своей манере работы. Вот как работает все у тебя на съемочной площадке с твоими подчиненными, как у режиссера? Как ты получаешь то, чего хочешь?
Сэм: С фильмом как этот, мне пришлось построить доверие и заставить Дакоту и Джейми чувствовать себя в безопасности, чтобы они не чувствовали себя неловко или не оказались в ситуации, где им казалось бы, что я их использую. У меня была всего пара недель, чтобы построить невероятное «одеяло безопасности» вокруг нас троих. Что бы мы ни делали, мы все обсуждали, в любви и безопасности. И это не сильно отличалось от того, что мы делаем сейчас, на самом деле.
Джейн: С Дакотой, это легко понять, поскольку женщины привыкли быть объектами сексуальности, но для Джейми, как он справлялся со всем?
Сэм: Я думаю, Джейми определенно был немного смущен. Его жена, Милли, только за четыре дня до начала съемок родила. С одной стороны, быть главой своей семьи в качестве новоиспеченного отца, очень защищаемого, а затем войти в эту роль властного доминанта – это требовало огромной смелости от него, делать все это, быть обнаженным и сексуальным в то время, когда он чувствовал себя совсем по-другому. Я думаю, они оба боролись, с наготой и сексом. Они оба были полностью осведомлены о том, на что подписались, но когда доходит до этого момента, они оба были испуганы тем, куда мы идем. Все говорили: «Какова была химия? Мощной?». Как ты хорошо знаешь, когда вы снимаете невероятно эротическую сцену, у вас есть осветители и ваши руки, ваш свет и звук. [Кэмпион смеется] Это сложно, создать интимность в такой обстановке.
Джейн: Я нахожу сексуальные сцены настоящей болью в плане съемок, поскольку здесь так много напряжения и уязвимости. Это ничуть не приятно.
Сэм: Один из моих любимых моментов в фильме «Пианино» [фильм Кэмпион], когда Харви Кейтель прикладывает палец к дырочке на колготках Холли Хантер. Это один из самых запоминающихся, мощных моментов фильма, который вдохновлял меня, когда я думала о том, как создать сексуальное напряжение и мощь через что-то такое простое, красивое и элегантное как это, не показывая явно член и промежность.
Джейн: Да, это просто моя старая теория напряжения и фокуса. Ты привлекаешь внимание к очень крохотной дырочке, по сравнению с другими дырочками. [Смеется] Мы ехали однажды по сельской местности, и так получилось, наткнулись на одного быка и корову, которые исполняли какие-то сексуальные ритуалы. Я была так удивлена, видя сколько времени занял весь этот процесс для быка. Он начал облизывать голень коровы, кропотливо прокладывая свой путь вверх к ее заднице. И так снова и снова, и вы думаете: «Может быть, она уже готова… ему стоит попробовать сейчас».
Сэм: Она не была готова.
Джейн: Она дала понять, что это не так. Мы не могли больше ждать; прошло уже 15 минут, но это было действительно восхитительно. Даже когда мы возвращались, они все еще были там. Прелюдия была феноменальной.
Сэм: Вы не думаете о животной любви вот так.
Джейн: Что ты чувствовала по отношению к тому, что книга была таким феноменом? Быть вовлеченной во что-то настолько огромное, это повлияло как-то на твое мнение?
Сэм: Это определенно добавило огромное количество давления. Взять нечто такое огромное и сделать это собственной работой – это самая большая проблема. Здесь есть любимые фанатами сцены, любимые фанатами моменты, любимые фанатами вещи, которые все должны были появиться в фильме, чтобы полностью удовлетворить их, и я думаю, что это было одним из самых сложных, когда вы пытаетесь создавать свободно, к чему я так привыкла.
Джейн: У тебя есть проекты, в которых ты хотела бы проявить себя помимо мира кино? Я безумно люблю твои художественные работы, и я так завидую их чистоте, нежности и эмоциям. Серия «Плачущие мужчины», спящий Дэвид Бэкхем… Думаю, они очень сказочные и очень, очень чистые. Если бы я могла делать то, что ты делаешь в мире искусства, с этой чистотой и простотой… Это просто рай. Я не могу делать этого. Почему ты хочешь снимать фильмы, идя на такие компромиссы?
Сэм: [Смеется] Я знаю.
Джейн: Это из-за размера аудитории?
Сэм: Нет. Мне нравится, очень-очень нравится это сотрудничество. Моя любимая часть всего процесса создания фильма – работа с фантастическим оператором, фантастическим актером или актерами, и затем просто создавать истории и эмоции. Меня это так волнует. Это та часть, к которой я безгранично пристрастилась.
Джейн: Ты чувствуешь, хоть иногда, то же, что и я, когда сидишь и думаешь «Ох, действительно есть всего лишь несколько моментов во всем этом, которые я считаю действительно хорошими?».
Сэм: Конечно [Обе смеются] Это дает мне надежду и силу, слыша, что и ты чувствуешь то же.
Джейн: О Господи, знаешь, я режиссирую на самом деле не только из-за того, что фильмы фантастические или нет ничего подобного еще – в целом я считаю, что они действительно скучны и плохи – но это единственное, что я точно знаю, как делать. [Обе смеются] Есть прекрасный опыт в сотрудничестве с актерами, которые делают эти удивительные вещи, и вы снимаете это, понимаешь? Что было такое, что ты хотела донести, и чего не было в книге, что было частью тебя?
Сэм: Мне сложно ответить, поскольку есть столько альтернативных возможностей и поворотов. Иногда, когда вы смотрите на собственную работу, вы действительно не можете видеть, и единственное, что вам остается – отойти на шаг и немого позже вы думаете: «Ох, это полностью соответствует всему тому, что я делала».
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.