Давайте попрощаемся с павшим героем «Звёздных войн».
В тексте присутствуют огромные СПОЙЛЕРЫ. Настолько большие, что вы скажете: «Это не астероид» [«астероид» в российском дубляже, «луна, спутник» - в оригинале]. Да, такие большие.
В третьем акте фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы» происходит одно из самых важных событий в истории саги. И мы не про то, как хорошие парни побеждают, главный герой смиряется с судьбой или ВВ-8 не делает что-нибудь милое.
Нет, мы про смерть.
Смерть одного из самых узнаваемых героев не просто в саге, но и во всем мире. Поэтому давайте поговорим об этом моменте и о том, следовало ли (или нет) этому случиться.
Но сначала давайте поговорим о том, как нам прощаться с этим парнем: Шутка, тот парень по-прежнему жив. Мы говорим про него: О, постойте, этот парень тоже жив. Нет, тот, про кого мы говорим, на самом деле – серьезно – стопроцентно мертв. Да, ты. Хан Соло, которого в четырех фильмах на протяжении четырех десятилетий играл Харрисон Форд, убит своим собственным сыном, Беном Реном Кайло Реном (Адам Драйвер), в попытке последнего порвать со Светлой стороной Силы и полностью перейти на Темную сторону.
За исключением феноменальной игры Драйвера и Форда, которые создали глубокий, душераздирающий момент посреди большой битвы, закончившейся взрывом планеты, захватывает в этой сцене ее неизбежность.
Чтобы понять, что я под этим подразумеваю, нам нужно посмотреть не просто на события фильма – потому что они определенно сообщают точно то, что произойдет, отчего становится еще мучительнее, – но и на события всей серии «Звёздных войн» и за ее пределами.
Давайте начнем с «Пробуждения силы». Здесь между Леей и Ханом происходит перебранка, прежде чем он переключается на то, что у нее постоянно складывается такое ощущение, что она прощается с ним в последний раз, и сейчас так оно и есть на самом деле. Здесь Хан знает, что ему придется противостоять своему сыну Кайло, принимает решение после передачи Рей (Дэйзи Ридли) своего бластера и отправляет единственного защитника Чубакку (Питер Мейхью) на другой путь.
Кроме того, фанаты серии увидят заметный намек. Многое (может, даже слишком) из «Пробуждения силы» напоминает «Новую надежду». Эта сцена – в частности, она разворачивается почти так же, как смерть Оби-Вана Кеноби (сэр Алек Гиннесс) в первом фильме: старый мастер противостоит своему ученику (читай: сыну) и поддается неизбежному, а не продолжает бороться. И всё это во время того, как его новый ученик наблюдает издалека, неспособный помочь.
Прибавим к этому мост, который напоминает место, на котором сражаются Дарт Вейдер (Джеймс Эрл Джонс/Дэвид Праус) и Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) в «Империи наносит ответный удар» непосредственно перед шокирующим признанием отцовства, и любой фанат фильмов «Звёздные войны» знал, что случится, задолго до того, как Кайло вонзил свой меч в грудь Хана.
Так что у вас есть все знаки, которые явно предвосхищали это событие. Но если смотреть дальше, фанаты знали, что Хан умрет, еще в «Возвращении джедая» (1983). Несмотря на жизнерадостный характер – и, может, уход является причиной его нынешнего счастья – Форд был хорошим брюзгой всей саги, живым примером Уильяма Шетнера, который на передаче «Субботним вечером в прямом эфире» сказал фанатам «Звездного пути» «заняться делом».
Хотя это не всегда было правдой. Во время съемок «Новой надежды» и «Империя наносит ответный удар» Форд был заинтересован в этой серии. Но всё было по-другому, пока он не рассказал, что начинает порывать со «Звездными войнами». У Майка Райана в «Хаффингтон Пост» – одного из самых больших поклонников «Звездных войн», которого я знаю – есть хорошая запись, сделанная несколько лет назад, касательно этой истории. И в течение многих лет ходили слухи о том, что Форд хотел умереть в конце «Джедая», которые наконец подтвердились самим актером в октябре 2015 года на шоу «Джимми Киммел в прямом эфире».
«Я обратился к нему с просьбой, чтобы он попросил сценаристов убить меня, потому что думал, что это было бы хорошо для героя, который не так уж сильно был связан с темой Силы, – сказал Форд. – Я думал, для героя было бы хорошо, если бы он как-нибудь благородно пожертвовал собой».
И хотя Форд на шоу Киммела подробности не раскрыл, всегда ходили слухи, что Хан должен бы умереть, направив «Тысячелетний сокол» в сторону второй Звезды Смерти и не успев вовремя увернуться. Конечно, этого не произошло, но ближе к концу фильма между Ханом и Лэндо (Билли Ди Уильямс) возникла странная перепалка перед началом атаки на Звезду Смерти, которая словно подтверждает этот слух.
«Я позабочусь о нем, – говорит Лэндо Хану, который явно волнуется о своем корабле (и друге) «Соколе». – Он не получит и царапинки. Идет?»
Убедившись, что он обещает не повредить корабль, Хан направляется к другому кораблю с Люком и Леей (Кэрри Фишер), чтобы забрать генератор щита на Лесистый спутник Эндора, который защищает Звезду Смерти. Хан забывается, глядя из окна корабля на «Сокола». Лея спрашивает его, всё ли с ним в порядке, и он отвечает: «Да, просто у меня возникло смешное чувство. Будто я не увижу его снова».
Но Хан жив, Лэндо жив, а «Сокол» в порядке. Существует интересная теория, что «Пробуждение силы» осторожно дополняет историю тем, что «Сокол» был украден и продан на планету Джакку – что Хан действительно не видел корабль около 30 лет, – но в 1983 было довольно очевидно: или Лэндо, или Хан не выберется оттуда живым.
Хотя с тех пор Форд много раз шутил о смерти Хана – а в 2010 он даже сказал MTV News, что покончил с этой ролью навсегда.
Но он вернулся, и когда Форд подписывал контракт, вы могли услышать коллективный вздох облегчения фанатов «Звёздных войн». Чувство неизбежности – что бы ни случилось с героями Фишер и Хэмилла – и обещание Форда, что он покончил с Ханом, вели к одной – финальной – точке.
Так следовало ли Хану умирать? Ответ – да, и, наверное, давным-давно. Наверное, в конце «Джедая». Но тогда он не умер, и отсюда мы приходим к завершению истории Хана Соло, к концу контрабандиста, проказника и старика, по-прежнему играющего в игры молодых. По-прежнему занимающегося спасением галактики в последний раз, несущего слишком тяжелую ношу и обладающего слишком большим сердцем, чтобы позволить другим людям страдать из-за него.
К счастью, даже если наступил конец очень, очень долгого перерыва Харрисона Форда со «Звёздными войнами», это прекрасная сцена – вполне вероятно, самая мощная в фильме, – и она повлияет на Рей в дальнейшем – так же, как и смерть Оби-Вана влияла на Люка на протяжении первых трех фильмов. Таким образом, если не считать поставленную всему этому точку, Форд получил то, что хотел: он пожертвовал собой так же благородно, как Оби-Ван, чтобы дать шанс следующему поколению.
Только в отличие от Оби-Вана, призрака Хана Соло не будет поблизости, чтобы дать Рей совет.
Пока, Хан. И Харрисон, спасибо за всё, что связано со «Звёздными войнами». Мы любим вас.
*Я знаю.* Перевод выполнен Alice_Green специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Звёздным войнам: Пробуждение силы» действительно нужно было убивать?
|