Роберт Паттинсон окончил съемки в последнем «сумеречном» фильме, завершая главу своей жизни, которая застала его в практически безвестности и готовилась привести его… куда именно? «Сумерки» принесли ему невообразимую известность, но последующие его шаги были неуверенными. «Появился совершенно неожиданно», – говорит он о сценарии «Космополиса» Дэвида Кроненберга, признанного канадского режиссера психологических триллеров («Видеодром», «Порок на экспорт»). Паттинсон, никогда не встречавшийся и не разговаривавший с Кроненбергом, провел небольшое исследование: почитал о нем на сайте Rotten Tomatoes, и это, по его словам, было 98%-ное согласие.
«Я сразу подумал, окей, вот и моя следующая работа», – говорит Паттинсон.
Теперь перед актером стоит незавидная задача выпуска своего самого амбициозного фильма, самой взрослой роли в СМИ, от которых инстинкт должен велеть бежать, как от стаи волков. Промо «Космополиса» ставит Паттинсона перед камерами и микрофонами впервые с тех пор, как его «сумеречная» коллега и девушка Кристен Стюарт публично извинилась в прошлом месяце за интрижку с режиссером Рупертом Сандером.
Это неловкое обстоятельство, по его словам, дистанцировано от фильма, и посему он до сих пор отказывался воспользоваться всеобщим вниманием, дабы дать публичный ответ на скандал. Он скорее пытается переключить это внимание на «Космополис», фильм, который, как актер сказал в интервью перед премьерой фильма в Каннах, «изменил его самовосприятие».
И если Паттинсон, по понятным причинам оберегает свою личную жизнь, то о своих актерских тревогах он говори открыто и честно. В свои двадцать шесть Паттинсон, пожалуй, стал одним из самых узнаваемых людей на планете, он все еще ищет опору в актерской карьере, профессии, освоить которую он никогда не стремился, которой занялся случайно и которую всегда считал неловкой. Его путь начался с фильмов «Гарри Поттер и кубок огня» и «Отголоски прошлого», где он сыграл Сальвадора Дали.
«Потом я попал в «Сумерки», и мир вокруг стал совершенно другим», – сказал Паттинсон в недавнем интервью в Нью-Йорке. – «Большинство людей, которые вдруг пользуются большим успехом, знают о своих способностях и навыках, а я о своих толком не знал».
«Космополис» – совершенно другой фильм, который непременно смутит не только толпы преданных «сумеречных» фанатов, но и простых любителей кино. Сам Паттинсон посмотрел фильм уже четыре раза, пытаясь осмыслить его.
Первая киноадаптация романа Дона Делилло, «Космополис», повествует о холеном финансисте, Эрике Пэкере, который неторопливо продвигается в безвоздушном святилище своего белого лимузина по запруженным улицам Манхэттена с простой целью – подстричься. Но путешествие, которое включает встречи с новоиспеченной женой (Сара Гейдон), галеристкой (Жюльет Бинош), представителем движения протеста (Матье Амальрик), становится своего рода умышленным откровением для Пэкера, который бесстрастно наблюдает, как от него ускользает его состояние в неудачной ставке на китайский юань.
«Он эгоист, который хочет видеть какую-то духовность в своей самовлюбленности», – говорит Паттинсон. – «Примерно так к себе относятся актеры».
Паттинсон присутствует в каждой сцене фильма, опирающейся на его очень грамотную игру, держащую фильм в ограниченном пространстве и с высокопарными диалогами Делилло, большинство из которых Кроненберг взял дословно. Несмотря на то, что в некоторых рецензиях фильм был назван слишком статичным и непонятным, большинство критиков нахваливало игру Паттинсона, порой ссылаясь на нее, как на доказательство того, что красавчик действительно умеет играть.
Стилизованный язык и нетипичная природа фильма сделали его рискованным и пугающим выбором для Паттинсона.
«Я совсем не слышал своего персонажа. Ничего», – говори он. – «Было страшно соглашаться на что-то, чего ты не знаешь. Я знал, что предложение было интересным, знал, что в нем было что-то особенное, но я не представлял, как за него взяться или что добавить к нему. Но если ты начинаешь отказывать Кроненбергу, потому что не считаешь предложение достаточно хорошим, это глупое решение».
Очевидно, что подогретая «Сумерками» популярность давит на Паттинсона, который, по его словам, знает, что люди смотрят его фильмы «сквозь культурный контекст».
«Роб популярен», – говорит Кроненберг, явно преуменьшая.
«Я мог бы взять Роба в фильм без «Сумерек», точно также как я мог бы взять Вигго и без «Властелина колец», – говорит режиссер, в чьих трех предыдущих фильмах – «Оправданная жестокость», «Порок на экспорт» и «Опасный метод» – снялся Вигго Мортенсен. – «Тот факт, что кто-то, обладающий влиятельностью, хочет сняться в непростом фильме, – настоящий подарок для режиссера, потому что так ты не только получаешь подходящего парня в фильм, но еще и удовлетворяешь финансовый интерес, и тебе удается снять фильм. Это непростой в производстве фильм».
Паттинсона, похоже, распалила свобода выбора, предоставленная ему после заключительной части «Сумерек», которая выходит в ноябре. Он получил роли в смелых фильмах, которые далеки от масштабов блокбастеров: «Миссия: Черный список» – военный триллер, «Ровер», Дэвида Мишо, – роль, за которую он, по его словам, боролся как никогда.
Работа над «Космополисом», оказывается, стала для Паттинсона процессом избавления – от самокопания, волнения, страха. На вопрос о том, чувствует ли он сейчас уверенность, что он актер, он отвечает «нет».
«Как только начинаешь свое существование в определенном мире, тебе все время кажется, что у тебя за плечами огромный багаж», – говорит он. – «Ты застреваешь в этой колее, когда хочешь, чтобы люди считали тебя кем-то еще, но слишком боишься сделать то, что нужно, чтобы действительно стать другим человеком».
«А потом ты получаешь подарок, как этот фильм, что оказывается гораздо проще, чем я думал», – говорит он. – «Ты просто делаешь это. Даже не имеет особого значения, если ты потерпишь неудачу».
Перевод выполнен RebelQueen специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
«Сумерки» угасают, и Роберт Паттинсон начинает испытывать себя
|