Режиссер: Брэйди Корбет Производство: Великобритания, Венгрия, Франция Время: 116 минут
Как ничто виденное вами ранее, режиссерский дебют американского актера-редактора-сценариста Брэйди Корбета - это историческая психодрама, или возможно драма об историческом психоанализе, которая изучает расцвет фашизма на истерии и желании власти юного мальчика. События развиваются в 1919 году в Париже, во время мирной конференции, когда подписали Версальський договор, «Детство лидера» неустанно мрачный и убедительный фильм, который подчеркивают замечательные оркестровые саундтреки от музыканта Скотта Уолкера.
Конечно, есть что-то от «Белой ленты» в этом фильме, который объединяет в себе хитроумного, а с виду сущего ангела-ребенка и тоталитаризм в Европе. Здесь есть также отзвуки «На исходя дня», когда обычная, казалось бы, жизнь в большом загородном доме становится центром для тайных дипломатичных сделок, о которых в настоящее время уже все позабыли. Но хотя он разделяет что-то от бесстрастного изображения человеческой натуры Ханеке, «Детство лидера» - это ни в коей мере не его производное. Доминируя на страхе, метании в артхаусном ужасе, эта навязчивая темная история не берет пленных. Видимо четыре кратких появления Роберта Паттинсона в этом фильме привлечет нескольких девочек-подростков купить билет; если так, им лучше приготовиться к бескомпромиссно взрослому, умному, аллюзивному опыту любителей кино.
Сопровождаемые краткими в стиле ретро титрами, кадры из архива Первой мировой войны ведут к первой из трех глав этого фильма: «Первый срыв: Знак грядущего». Это своего рода трюк и слова, которые мог бы использовать Ларс фон Триер, но если здесь и есть отзвуки датского маэстро, то они скорее напоминают нам ранние его работы, как «Европа» или «Королевство». Как только звучит современная мелодия Уолкера «Gotterdammerung», она дает рассказу нужную передышку, и мы встречаем ангельского мальчишку – который только позже именует себя «Прескотт» - о ком и рассказывает этот фильм. Десятилетний лондонец Том Свит, играющий впервые, ужасающе блестящий, напоминает нам молодого лорда Фаунтлероя своими длинными белокурыми локонами и бесстрастным выражением лица.
Прескотт живет во Франции со своей благоговейно религиозной матерью-немкой (Беренис Бежо) и американским дипломатом-отцом (Лиам Каннингэм), который был отправлен сюда как член команды президента Вильсона в рамках Парижских переговоров. Они живут загородом, в разваливающемся шато, которое видывало лучшие дни. Отец проводит много времени в городе, оставляя сына с матерью и слугами – которые включают и привлекательную учительницу французского Прескотта, Аду (Стэйси Мартин).
Дела идут наперекосяк с самого начала, когда без видимых причин Прескотт бросает камни в людей, собравшихся снаружи сельской церкви, где он репетировал рождественскую пьесу с местными детьми. Его мать приказывает ему извиниться перед священником, который предложил, что он должен извиниться также перед всеми собравшимися – это первая из серий борьбы за власть между матерью и сыном, которая будет обостряться с течением фильма. Фоном является зимняя фермерская деревня, ледяные дорожки и голые деревья, полутень шато, которое, как мы знаем, было украшено дядей Прескотта, мусульманином и текстильным магнатом.
Сильно ограниченная мать в исполнении Бежо выглядит просто немного репрессивной и неуклюжей поначалу, но вскоре мы понимаем, что глубже в ней живут странности, и более глубокие повреждения. Приезд друга семьи, Чарли (Паттинсон), репортера, который был в Германии во время или возможно сразу после войны, поднимает оставшиеся без ответов вопросы. Неужели у матери была интрижка с ним? Неужели отец что-то испытывает к Аде, учительнице французского? Наша точка зрения – это не видение Прескотта, но мы разделяем его разочарование, ведь он ощущает, что есть нечто вне его контроля. Он подвержен разрушительным импульсам, спускаясь однажды вниз полуодетым, когда один из делегатов очередных тайных переговоров его отца гостит в шато и называет его «милой маленькой девочкой», затем отказывается есть, когда его мать отправляет его в свою комнату. Неужели он олицетворяет будущую Германию, которая морщится от воображаемых ран, нанесенных ей строгими, мстительными взрослыми-Европой? Или просто наш средне умный, упрямый мальчик обладает социопатическими наклонностями?
Ярко и импрессионистически снятые финальные сцены развиваются в будущем, и не столько отвечают на уже существующие вопросы, сколько задают новые. И вот тут оркестровый саундтрек Уолкера достигает кульминации, ударные смешиваются со скрипками, стуком сапог во время марша. В сочетании с атмосферой 35-мм съемки британца Лу Кроули и восхитительным актерским составом, подобранным Корбетом, это придает хорошей острой драме потенциал добротного кошмара.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Screen Daily: Обзор на фильм «Детство лидера»
|