Оценка: 7 из 10
Драма «В ожидании варваров», экранизация одноимённого романа нобелевского лауреата Джона Максвелла Куртзее, выходит в российский прокат 6 августа 2020 года. Режиссёр: Сиро Герра. В ролях: Марк Райлэнс, Джонни Депп, Роберт Паттинсон, Гана Баярсайкан и другие.
На самом деле варвары уже здесь. Их ждать не надо, они среди нас, они и есть мы.
Южноафриканский писатель и лингвист Джон Максвелл Куртзее опубликовал роман «В ожидании варваров» в 1980 году, как завуалированную аллегорию критики имевшей тогда место в его родной стране политики апартеида. К экранизации этого непростого художественного произведения кинематографисты подходили долго – и вот только в 2019-м на Венецианском кинофестивале состоялась премьера одноимённого фильма. Несмотря на 39-летнюю разницу, Куртзее собственноручно взялся за сценарий картины, потому что, кажется, осознал всю горечь тематики своей книги, которая должна была резонировать в общественном сознании лишь только в 80-е, а в итоге остаётся актуальной по сей день, ярким подтверждение чего служат до сих пор не утихающие беспорядки в США.
Сюжет развивается, что свойственно всем романам автора, в неназванном государстве, именуемом просто Империей, в которой многие разглядят родную для Куртзее ЮАР времён расовой сегрегации. Мы оказываемся в небольшом поселении на юге бескрайнего фронтира, которым руководит скромный и честный магистрат (Марк Райлэнс). Однажды в его владения приезжает делегации представителей верхов Империи под руководством сухого и сдержанного полковника Джолла (Джонни Депп), его интересуют племена, проживающие неподалёку от поселения, которые, по его сведениям, готовят атаку на Империю. Сначала магистрат соглашается помочь Джоллу, но как узнаёт о его безжалостных методах борьбы и допроса с так называемыми «варварами», он начинает сомневаться не только в действиях армии, но и во всей политике колонизации, проводимой Империей.
Режиссёром проекта стал выдающийся колумбийский постановщик Сиро Герра, который влюбил в себя всё фестивальное сообщество чарующе-гипнотизирующей одиссеей по амазонским джунглям в «Объятии змея», а затем поэтичными «Перелётными птицами», снятыми им вместе с женой Кристиной Гальего. Практически все картины Герры по своей сути антиколониальные, преследующие одну важную для него как уроженца колониальной страны мысль, направленную против империалистического вмешательства и насильственного подчинения народов. Именно об этом метафорически повествовал Куртзее в своём романе, что автоматически делает Сиро Герру идеальным вариантом на режиссёрский пост данной экранизации.
Для Герры «В ожидании варваров» стал самым крупным и наиболее близким к понятию «массовое кино» проектом во многом за счёт звёздного каста, который на момент мировой премьеры в 2019 году казался даже менее звёздным, чем сейчас, летом 2020-го. Джонни Депп нынче не сходит с первых полос всевозможных таблоидов, а общее отношение прессы к нему за последний год значительно улучшилось, отчего некоторые главы студий уже подумывают восстанавливать с ним контракты, спешно разорванные после первых весточек о конфликте с Эмбер Хёрд. Но Депп, кажется, и не стремится в крупное голливудское кино, более того, своей ролью в данном фильме он делает отчётливый жест в сторону того, что готов снова работать в маленьких авторских картинах. У Герры вы не сразу узнаете Деппа – его Джолл тощий бескомпромиссный и в целом неприятный на вид тип, скрывающий за своими чёрными круглыми очками не только свой холодный взгляд, но и проявление любых эмоций. Актёр неожиданно показывает себя убедительным антигероем, даже несмотря на то, что его экранное время ограничивается присутствием лишь в первом акте.
Ещё одна звезда фильма, чья популярность за год с момента премьеры в Венеции взлетела до небес, это Роберт Паттинсон, у которого в ближайшем будущем выйдет «Довод» Кристофера Нолана, а затем актёр предстанет в образе Бэтмена. Паттинсон появляется тут в третьем акте, изображая поддонка похлеще Деппа – его офицер Мендел напомнит о графе из «Короля», у которого вместе забавного акцента – манера разговаривать как Джоффри из «Игры престолов».
Однако в актёрском плане ярче всех здесь сияет Марк Райлэнс, чей персонаж получился не менее убедительным, чем Рудольф Абель из «Шпионского моста». Магистрат показан человеком кротким, справедливым и задумчивым. По вечерам он смотрит на звёзды, безмолвно ища в них ответы на вопросы, терзающие его душу. По его искренней вере в Бога и терпимости магистрат напоминает бунюэлевского Назарина из одноимённого фильма, чьи пути во многом схожи. Оба героя проходят через серьёзные моральные дилеммы, вызванные жестокостью окружающего мира, и под конец сталкиваются с крахом собственных идеалов, несовместимых с радикальной «прогрессивностью» сильных мира сего.
Несмотря на глубокий посыл, отчётливо запечатлённый финальным кадром, «В ожидании варваров» не назовёшь одной из лучших работ Сиро Герры. Проблема в неравномерном повествовании: первый акт перенасыщен информацией, действующими лицами и разговорами, что вполне способно отпугнуть от просмотра большинство зрителей, пришедших полюбоваться на известных актёров, а также поклонников режиссёра, привыкших к более тонкому и плавному кинематографу. Однако нужно перетерпеть первые 30-40 минут, затем суматошный пылкий темперамент фильма сходит на нет, уступая поэтическому киноязыку Серры, с помощью которого Райлэнс раскрывается во всей красе, а скитания по фронтиру превращаются в бессловесное метафизическое путешествие. Впрочем, взгляните на название – «ожидание» в данном случае непосредственное условие просмотра, и, можете быть уверены, оно себя оправдает.
За информацию благодарим сайт InterMedia
Рецензия на фильм Сиро Герры «В ожидании варваров»: Колонизация как приговор
|