Один из столпов американского хоррора и просто очень деятельный человек Мик Гаррис после закрытия созданной им телевизионной хоррор-антологии «Masters of Horror» (2005—2007) много лет пытался запустить ее международный аналог, но тщетно. Однако из этих упорных попыток в итоге выросла полнометражная хоррора-антология «Кинотеатр кошмаров», добравшаяся до наших широких экранов аж через три года после своего дебюта на Fantasia International Film Festival.
И состоит она из пяти эклектичных новелл, объединенных историей заброшенного кинотеатра RIALTO, в котором инфернальный киномеханик в исполнении харизматичного Микки Рурка показывает забредшим туда людям кошмарное развитие их жизни. Так, молодая девушка Саманта увидит себя в роли жертвы маньяка-сварщика. Другая молодая девушка с обезображенным шрамом лицом узнает всё про ужасы пластической хирургии. Благообразный католический священник увидит свою кровавую схватку с одержимыми демоном воспитанниками. Суицидальная мать двоих детей воочию убедится в том, что ее «крыша» уже давно не на месте. А талантливый мальчик-пианист станет жертвой вооруженного преступника, и после клинической смерти научится видеть мертвых.
Первая новелла фильма под названием «The Thing in the Woods» ударно начинает антологию с угарной пародии на слэшеры восьмидесятых, где герои совершают откровенно идиотские поступки, но в финале все окажется не тем, чем поначалу кажется. Написал и поставил ее прославившийся «Хуаном против Мертвых» («Juan De Los Muertos», 2011) аргентинец Алехандро Брухес, и его новелла очень грамотно открывает ленту, настраивая зрителя на веселый жанровый угар, который, впрочем, будет не во всех последующих историях. Потому что все они сняты разными режиссерами со своим уникальным стилем и темами, иногда не очень веселыми. И не все из этих режиссеров, прямо скажем, находятся сейчас в топовой форме.
Как постановщик следующей новеллы под названием «Mirari», легендарный Джо Данте, «золотые годы» которого пришлись как раз на восьмидесятые, и который последние лет двадцать не выдавал на-гора, по моему скромному мнению, ничего стоящего. И здесь он ничего стоящего нам тоже не выдал, сняв довольно банальную историю про «ужасы пластической хирургии» со вполне ожидаемым, в отличие от первой новеллы, сюжетным поворотом.
В то время как японец Рюи Китамура, известный культовым «Versus» (2000) и криминально недооцененным «The Midnight Meat Train» (2008), помимо прочего, в своей истории под названием «Mashit» отлично поигрался штампами жанра и вновь вернул «угар» на экраны в виде кровавой битвы священника с одержимыми бесом детками. Снятой, как и полагается японцам, с декалитрами фонтанирующей крови и летящими направо и налево по экрану отрубленными конечностями. В лучших, так сказать, традициях. Именно так, как и надо снимать подобные истории, с откровенным стебом над культивировавшимися десятилетиями «демоническими» штампами и попранием известного голливудского табу о том, что деток на экране убивать нельзя. «Хороших» деток, может, и нельзя, а маленьких демонят — вполне себе можно, чем здесь довольно продолжительное время с упоением и занимаются, заканчивая новеллу, как и полагается, не на «хэппиэндной» ноте.
«Хэппи эндов» вы от этого кино вообще не ждите, потому что жанр обязывает. И следующая новелла под названием «This Way to Egress» нам тоже не предоставляет такового, рассказывая историю сходящей с ума женщины с суицидальными наклонностями, вокруг которой деградирует реальность в самом прямом смысле этого слова. Снял ее по собственному сценарию известный «Тридцатью днями ночи» («30 Days Of Night», 2007) британец Дэвид Слэйд (David Slade), и это одна из самых необычных тут историй, не поддающаяся четкой классификации. Потому что является, по сути, настоящей драмой с элементами «бади хоррора» (body horror) а-ля Кроненберг (David Cronenberg), и смотрится, поэтому очень свежо на фоне более традиционных для жанрового кино историй.
Ярким представителем которых стала заключительная новелла антологии под лаконичным названием «Dead», снятая зачинателем всего кипиша Миком Гаррисом, не привнесшим, к сожалению, чего-то нового в уже сто тысяч раз отсмотренные нами истории про людей, видящих мертвых. Да, мальчонка, играющий главную роль, тут выглядит очень неплохо, но сама история довольно странная, и в плане общения с мертвыми ничего нового нам не показывает. Все это мы видели уже под разными соусами и в разных вариациях реально сотни, если не тысячи раз, и часто в гораздо лучшем или более «свежем» исполнении. Что в очередной раз заставляет меня повторить уже неоднократно озвученный тезис о том, что многим «культовым старичкам» уже пора на покой. Ведь это ярко иллюстрирует хотя бы данная антология, в которой реально классные или необычные новеллы сняли не такие «возрастные» режиссеры как представители «старой гвардии» вроде Мика Гарриса и Джо Данте, у которых здесь самые слабые работы.
Спасибо Мику, разумеется, за то, что он вообще хоть как-то жанр двигает и пробивает на широкие экраны вот такие вот проекты, да и вообще является одним из самых, на мой взгляд, заслуженных «деятелей». Но лучше бы он дал возможность показать себя новой поросли талантливых жанровых режиссеров, ограничившись продюсерскими функциями, а не пытался постоянно двигать на первые позиции своих пускай уважаемых, но уже давно не в лучшей форме корешей по цеху. Чего у Мика, впрочем, не отнять, так это постоянства в плане качества продюсируемых им проектов, высоко однажды задранную планку которых он не роняет даже несмотря на трудности с финансированием и прокатом, не минувшие, разумеется, и этот проект. Который почти везде пошел сразу на видео, покатавшись, предварительно, по многочисленным жанровым фестивалям, но удивительным образом почти через три года после своей премьеры всплыл на экранах наших кинотеатров, где я рекомендую вам его посмотреть. Потому что как минимум три новеллы тут реально хороши, да и остальные две не совсем уж провальные, а поддержать заслуженных старичков рублем надо, хотя бы ради того, чтобы некогда сверхпопулярный жанр хоррор-антологий
За статью спасибо сайту Cult Cinema
Рецензия на фильм «Кинотеатр кошмаров» (Элизабет Ризер)
|