В российский прокат вышла картина «Воздушный бой» (Shadow in the Cloud), которую многие — в первую очередь многие мужчины — даже без учета предыстории создания фильма заранее воспринимают в штыки. А уж если о предыстории слышат, так и вовсе слюной забрызгают, костеря и само и кино, и исполнительницу главной роли Хлою Грейс Морец на чем свет стоит.
На самом же деле перед нами бодрый веселый фильм, который здорово и умно балансирует на грани, практически нигде ее не пересекая, и способен доставить массу удовольствия зрителю, если тот вконец не помешался на ненависти к (чего уж там) осточертевшей «повесточке».
Но сначала все же коснемся того бэкграунда, который ленту окружает. Сценаристом «Воздушного боя» первоначально был Макс Лэндис — талантливый сын талантливого отца. Именно как сценарист Лэндис-младший реально всегда был неплох и умел генерировать интересные и оригинальные идеи: в «Хронике» он сделал мокьюментари о безумии, к которому ведет обладание сверхспособностями; в «Викторе Франкенштейне» предложил взглянуть на известный сюжет с точки зрения горбуна Игора; в «Яркости» соединил городское фэнтези про эльфов и орков с жанром полицейского боевика. Все эти фильмы можно оценивать выше или ниже, но сценарий каждого из них содержит какую-то любопытную идею — и это заслуга Макса Лэндиса.
Но вот летом 2019 года с Максом произошло примерно тоже самое, что прямо сейчас происходит с Мэрилином Мэнсоном — с поправкой на разную степень известности двух мужчин. Восемь женщин обвинили Лэндиса в психологическом и сексуальном насилии, их поспешил поддержать режиссер «Хроники», ну и как одно из прямых последствий очередной «отмены» — сценарист был уволен из проекта. Его имя в титрах «Воздушного боя» сохранилось лишь по причине контрактных обязательств студии, и если вы хотите знать наше мнение — слава богу, потому что мы бы все-таки хотели оценивать работу Лэндиса как сценариста, без оглядки на его личную жизнь, скандалы и неурядицы.
Сценарий дорабатывала (если верить официальной информации) режиссер (ну или режиссерка, коли следовать моде на феминитивы) Роузэнн Лианг (она же — Розанна Лян, в зависимости от транскрипции), лауреатка Берлинского кинофестиваля, для которой «Воздушный бой» — лишь вторая полнометражная работа (первой стала мелодрама «Моя свадьба и другие тайны» 2011 года выпуска). Понятно, что с учетом описанного выше бэкграунда, это уже само по себе символично — то, что сценарий абьюзера Лэндиса воплощала на пленке женщина. Добавьте сюда тот факт, что главная роль в картине досталась Хлое Морец, и то, что играет она девушку, которая в том числе бьется за свои права «в мире мужчин» — и вполне понятно, почему многие уже заранее готовы плеваться.
Однако мы же не о политике и не о толерантности тут говорим, да? Мы вроде бы про кино.
И вот штука в том, что «Воздушный бой», если оценивать его именно как кино, оказался ХОРОШИМ фильмом.
Да, борьба полов и разудалый радикальный феминизм, «миту» и «культура отмены», все это — более чем спорные явления. Но мы тут в ЗУ нещадно критикуем, допустим, работы бездарной Софи Такал вовсе не потому, что она женщина, как и не потому, что в своих фильмах Такал старательно эксплуатирует пресловутую «повестку». Ровно как мы критиковали «Темную башню» вовсе не потому, что актер Идрис Эльба — темнокожий. «Темной башне» досталось потому, что фильм — плохой, а Эльба ну никак не похож на того персонажа, которого описывал Стивен Кинг в своих книгах, по мотивам которых кино это снималось. А Такал просто ОЧЕНЬ хреновая режиссер, в фильмах которой плохо абсолютно ВСЕ, начиная со сценариев и заканчивая игрой актеров.
Мы любим «Зеленую книгу», хотя это, опять же, кино об угнетенных неграх. Мы любим «Прочь», хотя и там эта тема — главная. Но в обоих случаях это ХОРОШЕЕ кино, и та тематика, те вопросы, которые эти ленты затрагивают — они действительно хорошо раскрыты. В конце концов, расизм, равно как и вопиющий шовинизм, равно как и любая дискриминация — это плохо. И это все не становится ничуть лучше от того, что в мире набирают силу какие-то радикальные идиоты или идиотки. Просто сейчас при оценке того или иного фильма, затрагивающего «повесточку», мы должны понимать, что в одних случаях это откровенная притянутая за уши конъюктурщина, которая отвратительна сама по себе, а в других — не обделенные талантом работы, в рамках которых такие темы и такие вопросы — вполне уместны.
«Воздушный бой» — определенно фильм из второго ряда.
Во всех смыслах «из второго», в том числе и потому, что это кино полно самоиронии и где—то даже нарочито выпячивает свою «бэшность». Людей, которые торопятся смешать фильм с грязью за отсутствие в нем реализма, искренне жаль, ведь у них очевидные проблемы с восприятием юмора чуть более тонкого, чем юморески Петросяна или матерные скетчи «Камеди клаб». Саундтрек «Воздушного боя» ведь не просто так написан в стилистике «ретро-синт». Фильм ведь не просто так начинается с мультипликационного агитационного ролика, а заканчивается уморительной сценкой мордобоя с гремлином. Несерьезность всего показанного пусть и не выливается в откровенный фарс (хотя, повторимся, гуляет по самой грани), но более чем нарочито сквозит на протяжении всего хронометража. Ценителям реализма — ребята, вы СЕРЬЕЗНО? Серьезно критикуете за сцену «взрывная волна забрасывает героиню в самолет» фильм, который стартует с мультяшной пародии?..
И если уж на то пошло, то реализм тут присутствует, хотя и, пожалуй, несколько утрированно, как раз в том, что касается «противостояния» героини мужскому экипажу. Все эти скабрезные шуточки по адресу девушки, неприкрытые насмешки и хамство — не столь уж далеки от того, как девицу воспринимал бы любой сугубо мужской коллектив на любой сколько-нибудь «мужской» работе. Даже в наше время, чего уж говорить про времена Второй мировой, когда даже в советском кино пелось «первым делом самолеты, ну а девушки потом».
В конечном счете, если разуть глаза и смотреть кино ими, а не чем-то еще, «Воздушный бой» представляет собой интересную и местами прямо-таки захватывающую сказку с вполне очевидной метафорой: злобный гремлин есть манифестация проблем, с которыми сталкиваются люди (собственно, именно в этом смысле ведь образ гремлина и был использован в том самом мультике, что нам показывают в начале), в данном случае — молодая женщина. Но эта женщина уже через многое прошла — тут и неудачный брак, и семейное насилие, и предательство любимого, и военный опыт — и она готова, стиснув зубы и сжав кулаки, бороться за себя и свое будущее хоть с неотесанными мужланами, хоть с японскими фашистами, хоть с гремлинами, хоть с сами чертом.
И в этом смысле история «Воздушного боя» — вполне себе цельная, ладная и самодостаточная. А толика самоиронии лишь делает ее лучше. Так что: эй, мужик, чо ты такой серьезный?.. И спасибо за это кино и Хлое, и Розанне, и — Максу.
Да-да, и ему тоже — в конце концов, героиня Морец вовсе не какая-то мужененавистница.
За информацию благодарим Horrorzone.ru
А чо ты такой серьезный? Как правильно воспринимать «Воздушный бой»
|