Рассказываем про главную новинку отечественного кинопроката этой недели, фантастическую картину «Воздушный бой», чудо новозеландского кинематографа, которое своей гротескностью может сделать зрителю больно.
Изобретательно снятый за сущие копейки «Воздушный бой» представляет собой, в общем-то, полнометражную интерпретацию легендарного эпизода «Сумеречной зоны», поставленного ещё молодым Ричардом Доннером в 1963-м году. По сюжету там один из пассажиров летящего самолета увидел за окном антропоморфное существо и стал паниковать, но никто ему не поверил. В новом фильме суть та же, сменились лишь декорации: действие теперь происходит в 1943-м, главная героиня выполняет важную миссию — перевозит и оберегает некий сундук по распоряжению начальства. Экипаж судна недолго думая закроет ее в отсеке с турелью, чтобы не мешалась, а чуть позже их бомбардировщик подвергнется атаке противника.
В протагонистке воплощается та самая некрасовская женщина, останавливающая коней на ходу и вламывающаяся в горящие избы. Конечно же, никто и не сомневался, что в эпоху metoo противопоставлены ей будут не только гремлины с японскими самолетами, но и треклятые мизогинисты-солдафоны. Немалая часть хронометража посвящена задушевным разговорам, где девушку будут всячески шеймить. Доказывать, что не верблюд, она будет не словом, но делом, благо пороха в пороховницах у нее с лихвой. Жертвой обид, или, хуже, саморефлексии ей, конечно, быть не положено. Куда уж там: текущая война и патриархат не дают человеку продохнуть и подумать о вечном. Надо постоянно куда-то бежать, сражаться и оберегать свой священный Макгаффин.
После обещающих безбашенный угар и упоминающих «Взрывную блондинку» с «Дэдпулом» трейлеров казалось оправданным ожидать в фильме преобладание ураганного экшена. Тем удивительнее оказывается клаустрофобичная первая половина ленты, сделанная почти по лекалам «Погребенного заживо» с Райаном Рейнольдсом. Вскоре выясняется, что столь долгий разгон сюжета нужен был вовсе не как прелюдия непрекращающейся бойни (с ней, кстати, тоже все хорошо), а для полноценного и всестороннего раскрытия основной темы фильма. «Круто сваренная» Хлоя Грейс Морец — это собирательный образ женщин-авиаторок, внесших свой вклад в исход Второй мировой войны, а кинокартина — это ода в их честь. Отсюда карикатурная идеализированность героини и картонность всех остальных персонажей: они сплошь болваны, подлецы и слабаки. Тонкую грань политкорректности выдерживать никто и не обещал — пересмотрите трейлер.
Но вот пассаж: враги затаились не только на экране, но и по другую сторону сценария. Один из авторов ленты, сценарист Макс Лэндис, после многочисленных обвинений в домогательствах был уволен из стана продюсеров, а его имя на постерах стыдливо прикрыто. С тех пор режиссерка Розанна Лян уверяет, что изменила скрипт до неузнаваемости, так что теперь это не история какого-то абьюзера, а ее, личная. Так или иначе, результат вышел весьма бодрым. «Воздушный бой» получился очень камерной абсурдистской картиной, при просмотре которой время пролетает незаметно. Кого-то, конечно, отпугнет радикальность, кого-то — зашкаливающая нелепость происходящего; об этом, кстати, свидетельствуют довольно низкие зрительские рейтинги. Но стоит помнить, что соотечественник Лян, один из самых значимых режиссеров поколения Питер Джексон тоже начинал карьеру с малобюджетного треша, часть из которого стала впоследствии культовой.
За информацию благодарим сайт Настоящее кино
Рецензия на фильм «Воздушный бой»: пристрели их
|