Безумный военный экшен с Хлоей Морец, которая защищает секретный груз от японских самолётов и крысоподобного гремлина.
Воздушный бой (2020) Shadow in the Cloud боевик, война, ужасы Режиссер: Розанна Лян В ролях: Хлоя Грейс Морец, Ник Робинсон, Бела Коал, Тэйлор Джон Смит, Каллэн Мулвей Премьера: 18 февраля 2021 года
На уже взлетающий бомбардировщик заскакивает Мод Гарднер (Хлоя Морец), офицер вспомогательных войск, которая перевозит некий таинственный груз. Команда относится к ней со скепсисом и, несмотря на запреты от вышестоящих, пытается выяснить содержимое секретной коробки. Впрочем, скоро им становится не до этого — вокруг появляются японские истребители, хотя раньше они так далеко не залетали, а по фюзеляжу ползает странное существо, пытающееся сломать бомбардировщик.
Если вы до сих пор — за два дня до старта российского проката — понятия не имеете, что вообще за кино такое «Воздушный бой», то мы вас ничуть не виним. Рекламная кампания фильма даёт очень неявное представление о его жанре и тоне, и многие зрители наверняка удивятся, обнаружив прямо посреди тёмного кинозала, что это не просто триллер о Второй мировой, но ещё и экстравагантный экшен с монстрами. Причём такая маркетинговая скрытность, хоть и вряд ли намеренная, фильму идёт только на пользу — «Воздушный бой» и сам не любит раскрывать карты раньше времени. Картина Розанны Лян — этакий кинематографический трюк, драматургический перевёртыш в лучших традициях какого-нибудь Эдгара Райта.
Фильм очень легко поделить на две части — не похожие ни по пластическому исполнению, ни по жанру. В первой героиня Хлои Морец оказывается запертой в пулемётной «башне», где вынуждена по рации слушать переговоры токсичных мужиков-лётчиков с их мерзкими сальными шутками. Она пытается втереться к ним в доверие, при этом не раскрывая цели своей «секретной» миссии, а сам зритель задаётся вопросом: кто же она? куда летит? и что, чёрт возьми, в её коробке?
Первая половина (хотя по факту даже больше половины) «Воздушного боя» – это образцовый герметичный триллер, где реальная угроза — что гремлин, что японские истребители — мелькает где-то на периферии зрения, в тенях, остается на границе реального и психотического. Естественно, никто никому не верит, и паника нарастает до тех пор, пока Морец не взрывается патетичным монологом о нелёгкой женской доле. А на фоне этого раскрывается правда о героине и её путешествии: не слишком оригинальная, но весьма неординарная правда.
В один момент может показаться, что «Воздушный бой» несёт куда-то «не туда», в сторону броского плаката за всё хорошее и против всего плохого. Но в этом и есть главный фокус фильма, гвоздь его филигранного магического номера. Когда вы уже поверили в угрюмую серьёзность местной драмы, вдруг начинается самое интересное — Морец выбирается из «башни», причём без лишних проволочек, максимально невероятным способом: на одних руках, цепляясь за отверстия от попадания пуль, лезет прямо по летящему самолёту, чтобы набить морду наглому гремлину. Хмурые брови прошлых сцен оказываются лишь удобным контрастом, на котором по- настоящему расцветает красочное безумие «Воздушного боя».
Дальше Морец будет в одиночку уничтожать японцев и воевать с крысоподобным чудищем — чьё происхождение фильм, кстати, совершенно не интересует. «Воздушный бой» быстро даёт понять, что существует исключительно в пространстве мифа: военного, гендерного, социального. За военный отвечают собственно гремлины — классические персонажи фольклора Нового времени, вредные существа, ломающие самолёты (им посвящён знаменитый мультфильм «Красная рапсодия», где они крушат бомбардировщик Гитлера, а также одна из известнейших серий «Сумеречной зоны», наверняка известная вам вот по этому мему). Их появление здесь и не требует объяснений, гремлины — органическая часть мифа Второй мировой, в них реально верили многие лётчики. И для «Воздушного боя» они такие же неотъемлемые элементы войны, как и всё прочее.
Другая часть мифа куда интереснее. «Воздушный бой» условно вписывается в тренд на феминистическое экшен-кино, но при этом как будто делает всё против правил. Если «Чудо-женщина» и «Капитан Марвел» искали новую для жанра «чувственность» и, избегая клише «бой-бабы», пытались подчеркнуть человечность своих полубожественных героинь, то «Воздушный бой», напротив, в этих стереотипах купается, он ими попросту восхищён. Персонаж Морец — не просто сильная женщина, а абсурдная персонификация всего, что люди связывают с понятием «сильной женщины». Она и в горящий самолёт войдёт, и истребитель японский на лету остановит, кого надо — утешит, кому надо — даст в морду, а между этим успеет ещё и ребёнка покормить. Что удивительно, именно этот гипертрофированный подход и «продаёт» пафос картины: даже самому цинично настроенному зрителю будет сложно ныть о «вездесущем феминизме», когда на экране происходит такой отчаянный беспредел. В общем, Disney, учись.
Оценка: 8 из 10
За информацию спасибо сайту Фильм.ру
«Чудо-женщина», которую мы заслужили: рецензия на фильм «Воздушный бой»
|