Трезвый взгляд на жизнь в Гуантанамо передан благодаря всеобщей убедительной игре.
Участие Кристен Стюарт несомненно привлечет определенное количество внимания к дебютному художественному фильму Питера Сэттлера «Лагерь «Рентген». И это, вероятно, лучший вариант использования славы, которая доставляла актрисе столько неудобств, связанных с большим успехом Сумеречной саги.
Этот дискомфорт, очевидный в значительной степени в любом интервью или торжественной встрече, участницей которых становилась Стюарт, является одним из ее значительных положительных актерских качеств и в определенной роли может стать очень убедительной вещью. Актриса исполнила роль Коул, молодого солдата, направленного в качестве охранника в Гуантанамо через восемь лет после событий 11 сентября. Фильм разворачивается очень обдуманным и основанным на опыте способом. На самом деле все начинается с дымящегося Всемирного торгового центра, показанного по телевизору. Мы видим, что находимся в гостиничном номере. Там находится молящийся человек, у которого есть несколько мобильных телефонов. На середине молитвы мужчина был схвачен, а на его голову надет мешок; затем мы видим серию изображений различных людей, передаваемых в Гуантанамо. Последним, что мы видим об этом мужчине, является то, что он, окровавленный и в синяках, ютится в клетке с вооруженными солдатами повсюду.
Восемь лет спустя, когда Коул начинает знакомиться с Гуантанамо, мы вновь видим Али [Пейман Моаади], который до сих пор содержится под стражей. Фильм рисует портрет повседневной жизни обоих: и солдат, размещенных там, и заключенных [ранее было указано, что они никогда не должны называть содержащихся под стражей людей иначе как «задержанными» из-за положений Женевской конвенции]. И, возможно, самой сильной вещью, что делает Сэттлер, это попытка сохранять нейтралитет, когда он смотрит на то, как эта ситуация влияет на обе стороны.
Когда недавно я написал отзыв к «Уцелевшему», то получил некую негативную реакцию от людей, расстроившихся, что мне не нравится фильм и что я подверг сомнению ценность миссии, изображенной в фильме. Один из самых странных познавательных моментов возможен тогда, когда кто-то говорит вам замолчать и держать свое мнение при себе, потому что солдаты борются за свою свободу. И не обращайте внимания на тот факт, что ваше мнение в глубине души идет в разрез с подобным представлением о свободе. Действительно странным для меня в этой реакции является то, что кто-то искренне верит в то, что на мою личную свободу так или иначе влияет произошедшее с горсткой спецназа на горе в Афганистане или представление о том, что та же самая свобода зависит от действий солдата в военной тюрьме на Кубе. Хочет ли Сэттлер, чтобы его фильм был политическим, или нет, все уже базируется на идеях, к которым он обращается. В то время как я осознаю яму, которую наше правительство вырыло для себя с заключенными, я не понимаю чрезвычайное отсутствие движения вперед в том, что мы, как предполагается, делаем с этими людьми. В какой момент мы признаем, что наш «театр безопасности» не увенчался успехом и нужно обратиться к исправлению ошибок, которые были совершены в отношении некоторых из этих людей?
Взаимопонимание между Коул и Али развивается медленно, оба, Стюарт и Моаади, проделали отличную работу в фильме. Моаади демонстрирует гнев, беспомощность и борьбу за поддержание некоего подобия здравомыслия в сумасшедшей ситуации, которой не видно конца. Стюарт удается запечатлеть очень чуткий портрет молодой женщины, которой не вполне комфортно с тем, что ее просят сделать. Очевидно двойственное чувство, которое героиня испытывает к родному городу, из которого сбежала, и к жизни, на которую подписалась. Все это делает девушку для нас прекрасным гидом через то, что является очень сложным моральным пейзажем. Сэттлер мудро никогда не пытается изобразить Али как совершенно невиновного. Начальные сцены с ним сменяются достаточно быстро и полны мелких деталей, в которых трудно разобраться, но трудно не думать о том, что он был причастен к чему-то. Но что же? В чем смысл, когда нет суда и возможности узнать что-нибудь от людей, находящихся под стражей? Для страны, которая проводит так много времени в разговорах о важности свободы, мы, кажется, совершенно довольны отрицанием того, что правонарушение может быть сомнительным, и счастливы от того, что эти люди находятся вне поля нашего зрения, где мы не должны думать об этом.
В автобусе после фильма один парень громко жаловался на то, что фильм потрудился гуманизировать только одного из задержанных, но я думаю, что на самом деле это хитрый ход со стороны Сэттлера. Чем больше задержанных он вводит и чем более полную картинку каждого из них он пытается создать, тем за меньшее время он должен это сделать. Вместо этого, сосредоточив внимание на Коул и Али, он делает все возможное, чтобы позволить им выступать представителями обеих сторон, и в их человеческом взаимодействии мы можем видеть всю динамику Гуантанамо с большой буквы. Там в самом начале был момент, когда Коул и Али говорят о книгах из небольшой библиотечной тележки, которые ей поручено развести среди заключенных. И хотя это абсурдно смешной и совершенно земной момент, он многое говорит о них обоих. Коул старается не слушать ничего из того, что говорит Али, потому что так легче относиться к нему как к единице из безликого множества, чем признать, что он является человеком, запертым в камере в течение восьми лет без соблюдения каких-либо норм. А Али так сосредоточен на собственной ярости, что не видит, насколько опасно для любого охранника иметь с ним дело на личном уровне.
Постепенно, однако, есть сдвиги в восприятии и понимании моментов, к концу фильмов появляется нечто реальное, происходящее между ними. В фильме Сэттлера нет гигантского, драматического и невозможного завершения. Он знает, что в обозримом будущем ни один солдат и ни один задержанный ничего не изменит. Но его фильм рискует утверждать, что единственный истинный шанс для любого решения существует тогда, когда мы видим друг в друге нечто большее, чем внешность и ярлыки. Эта идея, очевидно, все еще пугает множество людей по обе стороны уравнения.
Техническая поддержка Сэттлера очень сильна, особо можно отметить работу художника-постановщика Ричарда Райта. Он проделал большую работу по созданию Гуантанамо, у вас складывается ощущение реально функционирующего места вместо съемочной площадки. Фильм снят тщательно, с огромным вниманием к деталям, которое обеспечил Джеймс Лэкстон, а музыкальное сопровождение от Джесс Строуп прекрасно и эмоционально оттеняет происходящее.
Остальная часть актерского состава также очень хороша. Лэйн Гаррисон находится в прекрасной форме в роли капрала Рэнсделла, воспитанного в Техасе хулигана, в непосредственном подчинении у которого находится Коул. Мне очень нравится его персонаж, он прописан так, что никогда не становится даже легкой карикатурой. Джон Кэрролл Линч также хорош в роли полковника Драммонда. Фильм рисует разочаровывающую картину того, какой должна быть служба в современной бюрократической армии. Но вместо того, чтобы представлять военных как злодеев и героев, фильм просто пытается захватить противоречия, которые управляют повседневным поведением большинства людей. Существуют очень осторожные, сознательные шаги в фильме, но есть ощущение, что истории потребуется некоторое время для того, чтобы привлечь к себе внимание, и это может быть проблемой для многих зрителей.
«Лагерь «Рентген» будет трудно продать с коммерческой точки зрения, но у фильма есть тонкое человеческое сердце, и это, в конечном счете, полезно. Я думаю, что это и есть значительный показатель того, что Стюарт может сделать с правильным материалом. Данный материал также закрепляет за Моаади позицию одного из самых интересных характерных актеров, работающих прямо сейчас. Цельный, маленький и искренний «Лагерь «Рентген» предлагает важную панораму трудного разговора.
Перевод выполнен Mussonka специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Лагерь «Рентген»: Убедительная игра Кристен Стюарт в фильме очеловечивает его
|