Грядущий в июле старт седьмого сезона популярнейшего сериала канала НВО «Игра престолов» поклонники ждут с двоякими чувствами. С одной стороны, новая встреча с любимыми героями предвещает несколько приятных вечеров у телеэкрана, а с другой – с окончанием сезона неизбежное расставание с грандиозным проектом будет ближе еще на год, ведь канал уже анонсировал закрытие «Игры» после восьми сезонов. «Свято место», впрочем, пустовать не будет – фанаты книг и сериала наверняка уже в курсе, что удачный проект решено продолжить, просто в несколько ином виде. Вот в этом мы и попытались разобраться – что ждет зрителей после того, как Семь Королевств в последний раз закроют свои ворота. Тем более сам Джордж Мартин недавно дал несколько подсказок…
Все имеющиеся слухи и заявления причастных, разумеется, стоит делить как минимум на десять, а что-то смело умножать на ноль – некоторые шапкозакидательские проекты нереализуемы в принципе, но какие-то намеки можно принять на веру хотя бы временно, именно на них мы и остановимся. Итак, что же известно о будущем «Игры престолов» на сегодняшний день? Во-первых, по словам сведущих во внутренних процессах людей, нас почти наверняка ожидают не полнометражные кинотеатральные продолжения, а телевизионные проекты. Одно время ходили слухи о том, что «Игра престолов» может из телевизоров переместиться на большие экраны, но это и раньше выглядело не лучшим планом, а сейчас можно говорить ответственно: здравый смысл возобладал. Почему постановка фильмов по сериалу была плохо реализуемой задачей? Да потому, что зрители в кинотеатрах и у телевизоров – несколько разная аудитория, далеко не всегда существенно пересекающаяся. Выход на большой экран был не только связан с существенным риском – на примере «Меча короля Артура» видно, что рыцарь в сверкающих доспехах, маг с закатившимися глазами, зловещие монстры и жуткие призраки уже не гарантируют повального зрительского интереса. Тут также важно то, что часть фильма так или иначе пришлось бы тратить на введение в курс дела – ну не может фильм начинаться так же, как первый эпизод седьмого сезона, в большом кино другие правила. А это заставляет возвращаться к показанному, тратить драгоценное время и деньги, и ради чего все? Ради престижа? Ради кассовых сборов? И того и другого прибавилось бы совсем немного, а могло и убавиться – повторимся, от провалов в кинотеатрах этот жанр не застрахован. Поэтому отказ от полного метра выглядит здравым решением, его можно только приветствовать.
Во-вторых, стало известно, что будущее «Игры престолов» будет скорее не будущим, а прошлым – анонсированные продолжения решено делать не сиквелами, а приквелом основной истории, рассказанной и показанной в «Песне Льда и Огня». Насколько обоснованно такое решение? Объяснение лежит на поверхности – авторы телевизионной «Игры» остро нуждаются в смене актерского состава, а потому настойчивы в намерениях отказаться от основной линии и заняться «сторонним» сюжетом. В чем смысл смены актеров? Банально – в деньгах. Аппетиты и требования звезд из года в год растут, каст в «Игре престолов» внушительный, а потому в какой-то момент зарплатная ведомость раздувается до такой степени, что проще ее обнулить и нанять молодых и жадных до работы, а не до денег актеров, какими пять-шесть лет назад были Эмилия Кларк, Кит Харрингтон, Ричард Мэдден и добрые два десятка других актеров. Но не менять же артистов на ведущих позициях, за это можно жестоко поплатиться – лучше запустить спин-офф или приквел, чтобы вместо Харрисона Форда Хана Соло сыграл Олден Эйренрайк, а вместо Йена МакКелена шлем Магнето надел Майкл Фассбендер, а лучше не показывать ни того, ни другого, как в «Изгое один» или сериалах из вселенной Marvel.
Тут, впрочем, есть серьезное поле подводных камней, настоящих рифов, на которых может разбиться множество прекрасных кораблей, – приквел заведомо загоняет сюжет в заметно более узкие рамки, чем продолжение. И это удар даже не столько по сценаристам, сколько по зрителям. Вспомните вторую «звездную» трилогию Лукаса. Да, разумеется, интересно происхождение Люка, распад Ордена джедаев, причины перехода Анакина Скайуокера на Темную сторону, но «сюжет немного предсказуем», как говорится. Ответ заведомо известен, а решение, которое к нему приводит, увлекает только истовых фанатов, для остальных приквел – пятое колесо в телеге. Даже если авторам удастся придумать какие-то невероятные сценарные повороты и воодушевляющих на просмотр героев, градус интереса будет заметно ниже, такова природа приквела.
Но давайте поверим в историю с приквелом и посмотрим, о чем еще рассказал Мартин. А он, в-третьих, поведал о том, что будет их несколько. Точнее, сказал он весьма расплывчато: мол, готовится сразу пять сценариев, из которых канал выберет лучший. Простите, но в то, что сценарии пишутся для того, чтобы поучаствовать в конкурсе, а потом отправиться в шредер нереализованными, нам верится с трудом, тем более что занимаются написанием текстов не выпускники сценарных онлайн-курсов и не фанаты, а люди уважаемые, занятые и дорогостоящие. Судите сами, объявлено, что над приквелами работают Макс Боренштейн («Конг: Остров черепа»), Джейн Голдман («Kingsman: Секретная служба»), Брайан Хелгеленд («Секреты Лос-Анджелеса») и Карли Рэй («Константин»), эту четверку дополняет «таинственный пятый», который, по словам самого Джорджа Мартина, разбирается в истории, географии и населении Вестероса едва ли не лучше его самого (фан-сообщество не без оснований полагает, что неназванный неизвестный – не кто иной, как сценарист телевизионной «Игры престолов» Брайан Когман). Наивно полагать, что наработки столь внушительных авторов после веселого «Поля чудес», где барабан определит победителя, будут отправлены в корзину, скорее их тоже пустят в работу. Вопрос лишь в том, ждут нас независимые параллельно развивающиеся истории или продолжение-приквел станет сериалом-антологией, где каждый сезон будет законченным повествованием, аналогично «Американской истории ужасов» или «Настоящему детективу». К сожалению, здесь пока слишком мало фактов, чтобы развивать мысль дальше.
Но зато мы можем порассуждать, о чем же будут эти продолжения-приквелы. Вернее, сейчас имеет смысл сколько-то уверенно говорить о том, что точно не будет рассказано (точно – со слов Мартина, которому можно доверять, а можно и посомневаться). Итак, писатель уверенно отверг две важные сюжетные линии, о которых мечтали многие фанаты, и отверг аргументированно. Предысторию восхождения на Железный трон Роберта Баратеона, именуемую не иначе как Восстание, автор исключил, заметив, что подробности этого важного события в хронологии Вестероса он раскроет в грядущих книгах серии «Песнь Льда и Огня», а НВО, соответственно, так или иначе отразит их на экране. Что же касается экранизации серии книг «Повести о Дунке и Эгге», на которую тоже «положили глаз» поклонники саги, то здесь Мартин отдает отчет своей «скорострельности» – пока свет увидели три книги об этой парочке, но писатель планирует развить линейку до десяти повестей, а потому экранизация однажды может упереться в потолок, когда книги еще не написаны и снимать оказывается нечего. Аргументы Мартина выглядят весьма здраво – кажется, работа в тесной связке с телевизионщиками литератора многому научила.
Никто, однако, не в силах запретить нам пофантазировать на тему, что же все-таки может стать основой для будущих телепроектов. Никаких инсайдерских сведений у нас нет, и опираемся мы только на субъективный интерес к определенным персонажам и историческим событиям из прошлого Семи королевств. Разумеется, первой и наиболее перспективной сюжетной линией видится обращение к далекому прошлому Вестероса, ко временам Эпохи Героев и Долгой Ночи. Здесь на экран просятся первые шаги людей на земле нового континента, первые контакты с Детьми леса и первые противостояния Иным. Особенно масштабной может стать постройка Великой стены – здесь есть место и для батальных сцен, и для драмы, и для любовных отношений. Ничуть не менее масштабным выглядит обращение к тем страницам истории Вестероса, что рассказывают о временах Эйегона-завоевателя, – тут вам и жестокое подавление сопротивления независимых королевств, и отчаянное сопротивление Дорна, и последние драконы. Как минимум небезынтересный период. Наконец, никто из фанатов, полагаем, не воспротивился бы обращению к теме гибели Валирии, государства, предшествовавшего Семи Королевствам. В сериале древние руины показали лишь однажды, и зрелище это было впечатляющим. Здесь есть возможность рассказать о расцвете цивилизации и ее падении – сладкая мечта для любого сценариста.
Повторимся, впрочем, что все это пока только мечты и фантазии. Ни Джордж Мартин, ни НВО, ни авторы «Игры престолов» не спешат раскрывать тайны будущего, здраво распределяя собственные силы и нагнетая напряжение в стане поклонников. Нам остается только держать руку на пульсе, пожелать Мартину долгих лет жизни и потока вдохновения и ждать выхода «Ветров зимы», шестого из семи запланированных романов серии «Песнь Льда и Огня». А своими новыми догадками будем обмениваться после выхода на экраны седьмого сезона сериала – за это время многое может проясниться даже на далеких сказочных континентах Льда и Огня.
Текст: Евгений Ухов За информацию спасибо сайту https://www.film.ru.
«Игра престолов»: Что ждет зрителей после финала сериала?
|