Дэвид Кроненберг поговорил с Джоном Хазелтодом об участнике конкурсной программы Каннского кинофестиваля «Звездной карте», своей сатире об амбициях, отчаянии и самоопределении.
Даже Дэвиду Кроненбергу временами сложно описать «Звездную карту», его конкурсный фильм Канн, написанный Брюсом Уэгнером, о богатой семье Голливуда и одержимом знаменитостями мире, что его населяет.
«Мне пришлось подождать, чтобы увидеть, как аудитория отреагирует на это, чтобы действительно понять то, чем является этот фильм», - сказал Кроненберг о фильме, где Джулианна Мур сыграла актрису во втором поколении, Роберт Паттинсон – амбициозного водителя лимузина, а Джон Кьюсак – автора бестселлера о самопомощи. – «Брюс известный сатирик в Голливуде и Лос-Анджелесе, но эта работа больше, чем просто сатира. Это сатира, но также очень реалистичная, очень эмоциональная и интеллектуальная история. Она также очень веселая, хотя и мрачная».
Чем «Карта» не является, говорит Кроненберг, так это фильмом о создании фильмов. «Эта история на самом деле не должна рассказывать, что же такое Голливуд на самом деле, ведь то же самое могло случиться и в автомобильной промышленности. Это на самом деле фильм об амбициях, отчаянии и самоопределении».
«Карта» - это также, как добавляет режиссер, «очень доступный фильм. Вникать в этот фильм намного легче, нежели это было с «Космополисом» [кроненберговский фильм, с которым он боролся за Золотую пальмовую ветвь в 2012 году].
Возможно, стоит сказать, что «Звездную карту» сложно категорировать, ведь рожденный в Торонто Кроненберг, наиболее всемирно известный режиссер Канады, никогда не выбирал для себя легких проектов.
Сделав себе имя в 1970-х с канадскими ужасами, такими как «Бешеная» и «Выводок», он затем перебрался в более интеллектуальные, а зачастую в более любые в США жанровые фильмы в 1980-х, создав «Видеодром», «Мертвую зону» и ремейк «Мухи». После мы увидели увлекательную серию психологических затененных драм и триллеров, среди которых обладатель особого приза Канн «Автокатастрофа», обладатель Серебряного медведя «Экзистенция», «Паук», «Оправданная жестокость» и «Опасный метод».
Кроненберг встретил американского писателя Уэгнера в начале 1990-х, вскоре после того, как был опубликован его сатирический роман о Голливуде, «Форс-мажор», и он выступал исполнительным продюсером «Я тебя теряю», дебют Уэгнера 1998 года в качестве сценариста-режиссера. Следующая попытка для этих двух поработать вместе ни к чему не привела, и задумку пришлось отложить почти на десять лет, чтобы Уэгнер написал оригинальный сценарий для «Карты». Часть проблемы состояла в том, чтобы найти такую производственную схему, при которой канадский проект мог бы получить американского сценариста и сделать кое-какие съемки – пусть и длящиеся всего пять дней – в США.
Легендарный Лос-Анджелес
Хотя кроненберговские фильмы зачастую используют пейзажи Канады, чтобы воссоздать ландшафты США или Европы, в случае с этим фильмом снимать в реальных локациях было необходимо, настаивал Кроненберг. Лос-анджелесские съемки «Карты», говорит он, происходили во «всех знаковых местах – Голливудском бульваре, под знаком «Голливуд», в «Шато Мармон», на Родео-драйв. Я чувствовал, что мы должны использовать эти места. Я знал, что иначе фильм не сработает, если мы не сможем убедительно изобразить Лос-Анджелес».
В конце концов, проект разработал схему, с канадо-германским процессом съемок, и именно германская сторона проекта позволила заполучить американского сценариста и добиться разрешение на то, что, как ни удивительно, стало первыми съемками в США Кроненберга.
Закончив со «Звездной картой», Кроненберг с нетерпением ждет сентябрьской публикации своего первого романа, «Потребление», о двух журналистах, чье вовлечение в смерть французского философа приводит их к глобальному заговору.
Несколько продюсеров предполагают, что роман станет хорошим фильмом, говорит Кроненберг, «и это немного смущает меня, потому что я определенно не писал роман для того, чтобы сделать из него фильм. Так что я не знаю, действительно ли хочу экранизировать его».
На самом деле Кроненберг говорит, что он не спешит искать себе новый кинопроект. «Я не чувствую, что у меня есть фильм, который я должен снять», - говорит он. – «И мне не нужно делать этого ради денег. Так что я могу позволить себе подождать или создать его сам. Я патетически открыт и доступен».
Европейское влияние
Обезопасив свою собственную творческую свободу за 40-летнюю карьеру, Кроненберг может поделиться ценной информацией с молодыми канадскими режиссерами, кто в настоящее время ищет свое место в Голливуде. «В каком-то смысле - это опасная вещь, это заигрывание с Голливудом», - говорит Кроненберг. – «Оно уничтожило уже немало режиссеров из Европы».
«Когда вы привыкли снимать фильмы с бюджетом в $200 миллионов», - продолжает он, - «действительно сложно сделать фильм с $13-миллионным [бюджет «Звездной карты»]. У вас должен быть определенный образ мышления, и вы можете потерять это мышление и уже никогда не сможете вернуть его».
«Я не буду называть имена, но недавно кое-кто пришел ко мне с проектом после режиссера, который добился огромного успеха, и хотел снять этот фильм за $60 или $70 миллионов, а эти люди подумывали скорее о $14 или $15. И этот режиссер не смог перестроиться, чтобы принять такого рода бюджет. Это было просто немыслимо».
Вместо того, чтобы делать мега-бюджетные фильмы, говорит Кроненберг, канадские режиссеры должны использовать «прекрасную ситуацию их месторасположения. Я чувствую, что всегда был на полпути между Голливудом и Европой, географически, но также и художественно. Влияние голливудских фильмов, определенно, чувствуется, но присутствует и влияние европейского рынка».
«И это замечательное место для нас. Это очень привилегированная позиция, и чем больше мы пользуемся им, тем лучше оно становится. Если Джин-Марк или Денис будут осторожны, и они не слишком соблазняться Голливудом, они смогут удержать эту особенную чувственность, что присуща им обоим, тогда это было бы продолжением того, что сделали мы с Атомом Эгояном, и я думаю, это много значило бы для нас».
«Я не думаю, что мы должны снимать $200-миллионные голливудские фильмы. Есть много других людей, которые могут делать это. Но мы можем делать то, чего не могут другие, только потому, что наши фильмы обладают полу-североамериканской, полу-европейской чувственностью».
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Дэвид Кроненберг: Вне карты
|