В прокат выходит фильм «Маяк» с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо — номинант на «Оскар», лауреат одной из важных параллельных программ Каннского фестиваля. О том, почему даже в послепраздничной хандре стоит посмотреть эту картину про ужасы душевного одиночества, — в материале РИА Новости.
Стильный хоррор
Черные волны однообразно бьются о каменистый берег. Кружат чайки, все пропахло солью. Двое одиноких несчастных мужчин — смотрителей маяка — на острове. Служба окончена, но их не спешат забирать. Безумие поглощает умы. Убить птицу — плохая примета. И птица, конечно, будет убита. Это «Маяк» — один из самых впечатляющих фильмов Каннского фестиваля — 2019.
Картина выходит в российский прокат после объявления номинаций на «Оскар». Хорроры, как и жанровое кино, американская академия обычно игнорирует. Эту ленту Роджера Эггерса внезапно выдвинули на премию, причем за операторскую работу, что заслуженно.
Фильм снят на черно-белую состаренную пленку так изысканно, что стилизация под конец XIX века (время действия) в один момент перестает казаться имитацией. После того как привыкаешь к готичной картинке, не можешь отделаться от постоянного ощущения, что эти съемки — из коллекции музея кино.
Играют фактически двое: Уиллем Дефо с отрицательной харизмой престарелого алкоголика-завхоза и Роберт Паттинсон с модными нынче густыми усами — новая звезда инди-кино, вырвавшаяся за пределы типажа из саги «Сумерки». Еще где-то мелькает неизвестная актриса в образе пугающей и сексуальной русалки.
Дефо и Паттинсон изощренно имитируют акцент деревенщин (отдельный повод посмотреть фильм в оригинале, без дубляжа). Начальник, Томас, — тот, что постарше, самодурствует, читает непрошеные нотации и декламирует пугающие и, кажется, пророческие стихи о сущности морских пучин. Его молодой коллега с ветхозаветным именем Эфраим недоволен, но ничего не может поделать. От этой работы, тяжелой физически, наверняка низкооплачиваемой, уже не откажешься, надо дождаться обратного корабля.
Сначала это лишь гнетущий триллер, дополненный действительно неприятными сценами снов Эфраима, а вот во второй половине возникает жутчайшая чертовщина с плотоядными чайками, сексуальными перверсиями и так далее.
Голые русалки и безумное одиночество
Режиссер Эггерс до этого отметился дебютным и тоже винтажным хоррором «Ведьма». Он с маниакальным старанием рисует мир вековой давности, вдохновленный раритетными открыточными иллюстрациями и фотографиями. Мир, практически исчезнувший, ведь на Земле почти не осталось таких мест — без связи, без комфорта, без надежды. Где питательная среда — сумрак неприятного служебного помещения, в котором находиться и проживать не хочется, но надо — чтобы заплатили.
Такое место идеально подходит режиссеру, чтобы поговорить о гранях и глубинах человеческого бессознательного. Алкоголизм, плохая пища, невыносимое сожительство — и Эфраиму быстро начинает мерещиться всякое. Например, голые русалки в водорослях, выброшенные на берег, сначала мертвые, а потом кричащие нечеловеческими голосами. Его влечет вершина маяка, гигантская лампа, куда его не пускают. Там странный начальник, кажется, чуть ли не совокупляется с кристально чистым светом или со спрутоподобным существом, что его излучает.
Паттинсон ныряет во тьму безумия, порождаемого одиночеством. Вряд ли можно в деталях объяснить этот метафоричный фильм, заполненный до краев сладким, засасывающим в себя ужасом — в финале лукавый режиссер Эггерс сбросит все концы в воду. О том же в свое время был снят, например, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского — там посыл был более конкретен и менее закамуфлирован жанровыми красивостями. Хотя в этих красивостях, наверное, вся и суть. Особенно забавно «Маяк» смотрится сейчас, после бесконечных праздников, проведенных в гедонистическом забытьи. Это сумрачное кино о сгоревших на работе словно напоминает, что к трудовым будням можно не относиться так уж убийственно серьезно. В конце концов, у нас в отличие от несчастного Эфраима бывают еще выходные.
За информацию благодарим сайт ria.ru
Паттинсон — красивый и ужасный. Почему надо смотреть «Маяк»
|