Колдовское переплетение событий в последнем фильме от Вуди Аллена – элегантная джазовая импровизация
Оценка: 4 звезды из 4 Автор сценария: Вуди Аллен Режиссер: Вуди Аллен В ролях: Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Стив Карелл и Кори Столл Продолжительность: 96 мин.
Эксельсиор!
В «Светской жизни» Вуди Аллен возвращается в свое любимое место – в прошлое – и торжествует. Он делает так много: выдавливает замечательную музыку, использует захватывающие дух пейзажи и ностальгическое очарование Парижа, Рима, Лондона, Барселоны и даже Квинса. Но Голливуд – территория неизведанная, это место, которое всегда ускользало, сбивало с толку, бросало вызов и пугало его. До настоящего времени. Романтичная, горько-сладкая, нереально забавная «Светская жизнь» выворачивает Голливуд наизнанку, прорывается через мишуру и блестки, чтобы раскрыть настоящий блеск и сияние. Из зала вы выйдете ошарашенные, улыбающиеся и счастливые – три в одном.
Это параметры не-столь-Великой Депрессии, которая, глазами Вуди, кажется, никогда не смягчится. Когда это начинается с «Я не знаю, когда это было» Бенни Гудмана и его оркестра, вы знаете, что находитесь в некоем доброжелательном классе, а Вуди с избытком приветствует ваше прибытие в Страну Грез Бобби Дорфмана (Джесси Айзенберг), выходца из бруклинской еврейской семьи, который приехал в поисках славы и богатства, якшаться с некоторыми кинозвездами ну и удовлетворить свои более низменные животные инстинкты. Его единственная связь с этим миром – дядя Филл (Стив Карелл), пафосный кинопродюсер, курящий сигары, который живет и процветает за счет слухов, сплетен, сделок, мартини и развлечений у своего бассейна на закате в окружении второсортных актеров, не столь желанных и хорошо известных как те, которых всегда приглашают на крупные мероприятия. С уст дяди Филла направо и налево срываются известные имена («Адольф Менжу грозится уйти из картины», «Джинджер Роджерс пытается добраться до меня!»), но, в конце концов, для Бобби он находит грязную работенку, чтобы вышвырнуть того обратно в родной Бронкс.
Его сестра Роз – мать Бобби (Джинни Берлин, которая так похожа на свою мать, Элейн Мей). Филл поручает свое ассистентке Вонни (Кристен Стюарт) устроить его племяннику тур по домам кинозвезд, и хотя он не подошел к настоящей звезде ближе, чем экран Китайского кинотеатра «Grauman’s» на бульваре Голливуд, Бобби влюбляется в Вонни. Не самая хорошая идея, потому что у Вонни уже есть любовник, чья личность должна оставаться в тайне, т.к. этот мужчина женат. (А еще выясняется, что это не кто иной, как – СПОЙЛЕР – дядя Филл.) С разбитым сердцем и опустошенный, Бобби возвращается в Нью-Йорк, женится на другой девушке по имени Вонни (сокращенно от «Вероника»), которую играет Блейк Лайвли, и устраивается на работу управляющим в клубе на Манхэттэне, принадлежащем его брату Бенни (Кори Столл), под названием «Светская жизнь».
Здесь фильм переключает передачу, и люди, с которыми Бобби познакомился в Голливуде, врываются в жизнь знаменитостей Манхэттэна, и все они связаны между собой знакомством с Бенни, который, без сомнения, является гангстером с талантом хоронить своих врагов в «цементных ботинках» [прим. пер.: были придуманы американской мафией для казни врагов, предателей и шпионов. Они помещали их ноги в тазик, который заливали цементом. После того, как цемент засыхал, жертву живой бросали в реку]. Бездельник Бенни, которого Столл сыграл елейно, но с умилительным удовольствием, вероятно, единственный человек, который мог поведать вам о местоположении Джимми Хоффы [прим. пер.: Джеймс Риддли «Джимми» Хоффа – американский профсоюзный лидер, неожиданно исчезнувший при загадочных обстоятельствах]. В одной из многочисленных побочных сюжетных линий Бенни обращается в христианство в надежде на загробную жизнь. Фильм полон антисемитских посылов, в том числе, когда героиня Лайвли наблюдает, как на парковке скапливается груда тел неприятелей Бенни. «Люди говорят совершенную правду – ты напористый».
Подобное могло случиться с каждым, и в «Светской жизни» нет ничего даже отдаленно приемлемого, в этом вы правы. Но это не так уж важно, потому что «Эпоха радио», «Жасмин», «Загадочное убийство в Манхэттэне» и все другие великие киноленты Вуди – это небылицы с уникальным видением человеком собственных воспоминаний о вещах, которые были, есть и должны быть. Переплетение событий, словно элегантная джазовая импровизация – плод буйной фантазии Вуди Аллена. Прошлое оживает подобно фильму, проигрывающемуся в его голове по фрагментам. Несмотря на отсутствие глубины, у фильма заурядная простота, которая, в свете всей этой вычурности и витиеватого мусора, имевшимся в те дни, удивительно освежает. Он хрустящий и источает стиль.
Беспрерывно звучала восхитительная музыка от Винса Джордано и «Nighthawks», а также некоторых других популярных джазовых музыкантов Нью-Йорка. Художник Санто Локосто создал завораживающее сложное очарование Нью-Йорка незрелых времен, о которых приятно вспомнить, независимо от того, существовало такое место или нет. Великолепный период, чтобы ощутить великолепие оператора Витторио Стораро («Последнее танго в Париже», «Апокалипсис сегодня») с оттенками и цветовой гаммой различных настроений Вуди Аллена, когда фильм из капризного становится торжественным – всегда в контексте фирменного стиля режиссера.
Итак, позвольте выразиться предельно ясно, как любят говорить кандидаты своему электорату в предвыборный год: «Светская жизнь» – это повод для ликования.
Перевод выполнен Deruddy специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Observer: «Светская жизнь» – взрыв из прошлого для воображения
|