Внимание: статья содержит спойлеры
На неделе, когда Дэвид Кроненберг посетил Португалию, где он представлял свой последний фильм «Опасный метод», Expresso выпустил отчет о заключительном дне съемок его следующего фильма «Космополис». Роберт Паттинсон - главное действующее лицо в первой трансатлантической картине Паулу Бранку. Экранная адаптация романа Дона ДеЛилло, съемки которой проходили Торонто с мая по июль, выходит в кинотеатрах в 2012 году.
Мы прибыли в Канаду 11 июля, в то время, когда команда «Космополиса» только что покинула Pinewood Toronto Studios, где преимущественно проходили съемки, чтобы устроиться на другой территории. Наша миссия: провести последние дни (а точнее последние 24 часа) на съемочной площадке нового фильма Кроненберга. Мы собираемся посмотреть последние сцены фильма, которые описывают последние главы книги. У главного героя Эрика Михаэля Пэкера (Роберт Паттинсон) и человека, который закончит все это, Бенно Левина (Пол Джаматти) решающий диалог. Патинсон, теперь мега-звезда благодаря его участию в «Сумерках», впервые работает с этим режиссером. Его персонаж Эрик – золотой мальчик Манхэттена, 20-и лет. Биржевой брокер, заработавший огромную сумму денег. В это утро, полное дорожных пробок, он решает поехать из одного конца Нью-Йорка в другой на своем лимузине, чтобы постричься. Увлекшийся неизбежной силой, которая движет американской империей, уверенный в себе до излишней самоуверенности (?), он решил поставить все за валоризацию йены. За 24 часа, которые описываются в романе Дона ДеЛилло, Эрик потеряет все свое состояние. Преследуемый реальными врагами и собственными призраками, он оказывается в аду: признание несостоятельности неизбежно.
Кроненберг не терял времени на преобразование этой истории, в которой финансы диктуют смерть эго, и по мере своего развития история принимает характер галлюцинаций. Мы на «кроненбуржской» территории выдающегося мастерства. Владелец прав на произведение Дона ДеЛилло продюсер Паулу Бранку, предлагал это фильм канадским кинематографистам. Бранку сам занялся финансовым обеспечением своего самого амбициозного на сегодняшний день проекта и своего первого северо-американского опыта - французско-канадской картины стоимостью 20 миллионов долларов. Когда мы приехали в Канаду, такие актеры, как Сара Гэйдон, Саманта Мортон, Кевин Дюран, Жюльет Бинош, Джей Барушель и Матье Амальрик уже закончили съемки в «Космополисе»… Паттинсон и Джаматти были единственными, кто остались к большому финалу.
Вторник, 12 июля. В 10 часов утра мы проходим мимо Джаматти в холле отеля в центре Торонто. Первый помощник Кроненберга Уолтер Гаспарович ждет нас полчаса спустя, где-то в пригороде. Гаспарович работает с Кроненбергом с 1999 года со времен «Экзистенции» (eXistenZ). Он часть очень преданной команды, которая делает эти съемки похожими на семейные сборища. Мы идем в студийный отдел, который занимает, по крайней мере, тысячу квадратных метров. Припаркованные снаружи около 20 трейлеров для актеров и технического персонала (и столько же около входа в следующую студию, где идут съемки римейка «Вспомнить все» (Total Recall) с Колином Фаррелом, но без Верховена или Шварценеггера). Мы не думаем, что фильм оценивается по тому, сколько трейлеров снаружи, и если это действительно производит впечатление, пусть знают, что для такой картины, как эта, «аппаратура» требуется только для минимального сервиса.
Внутри студии художник-постановщик Арвиндер Грюал построил последние декорации к фильму: комнату в грязном, темном здании, где в конце книги оказывается Эрик – размышляющий о своем душевном состоянии. В этот момент Эрик уже сломленный человек, сражающийся с самым большим врагом: самим собой. На съемках также присутствует польский оператор Питер Сушицки, который работает с Кроненбергом с 1988 года, фильма «Связанные насмерть» (Dead Ringers) – и, по-своему, они также неразлучны. За звук отвечает опытный Жан-Поль Магель. Так же, там находятся Рон Хьюит, глава арт-департамента, сценарист Даг Ротштейн (еще один «кроненбуржец», который сотрудничает с ним более 20 лет), Денис Кроненберг, которая придумывает костюмы для фильмов свого брата с фильма «Муха» (The Fly) и дочь Дэвида – Кейтлин Кроненберг, скульптор, которая является фотографом на съемках, и единственным человеком, которому разрешено носить фотоаппарат. В этом нет ничего странного, несколько недель назад Паттинсон попал под прицел папарацци во время наружных съемок (эти снимки затем заполонили интернет). Кейтлин – автор всех фотографий к этой статье, которые впервые предлагаются на всеобщее обозрение.
Наше присутствие замечено. Мы появились в конце съемок, которые до настоящего момента никогда не посещались представителями прессы. Готовить репортаж в такой ситуации – это нечто, к чему следует отнестись очень внимательно, лишнее слово – и это станет злоупотреблением. Нас не пустили к той части площадки, где они собираются снимать. В наших руках сценарий. Они предложили нам присесть на лучшие места за третьим монитором, который принадлежит Джасперу Врэкингу (Vrakking), отвечающему за цифровую обработку изображения. Второй монитор занял Даг Ротштейн. За первым монитором, конечно, Сушицки. Когда Кроненберг на съемках, перед актерами, он редко смотрит в мониторы. Он работает, как всегда, только с одной камерой: он из той кинематографической семьи, которая допускает только одну точку обзора.
Когда мы попали в студию, мы увидели белый лимузин (линкольн), в котором Эрик Пэкер начинает фильм. Нам объяснили, что адаптированный сценарий близок к оригинальным диалогам. Также здесь сохранились остатки декораций: выкрашенная в желтый цвет парикмахерская, которую решил посетить Эрик, это напомнило нам «Обед нагишом» (Naked Lunch), 1991. Сейчас 10:50. Паттинсона и Джаматти все еще нет в студии. На их месте - два манекена, одетых в точности, как и персонажи: Эрик (в черном костюме) и Бенно (с полотенцем на голове), технические специалисты ведут последние приготовления к съемкам. Вскоре появляется Кроненберг, нас представляют, он пожимает нам руки со словами «чувствуйте себя как дома» и «вы ведь не работаете на News of the World, верно?» (скандал вокруг незаконных действий британской газеты разгорелся несколько дней назад). Он дружелюбный человек, с которым мы встречались раньше, и с которым мы встретимся снова через два месяца на Венецианском фестивале на интервью об «Опасном методе». Что касается Паттинсона и Джаматти, им разрешают войти, только когда все готово.
Вот что происходило в 12:15. Паттинсон и Джаматти прибывают на съемочную площадку. Все очень быстро, нельзя терять ни минуты. Через 3 минуты настает абсолютная тишина. Звенит звонок, означающий «всем замолчать», начинает работать камера, Кроненберг кричит «мотор», первый дубль дня: диалог, пропитанный юмором и насмешками между Эриком и Бенно. Эрик говорит: «Ты расстроен, потому что ты чувствуешь, что ты не играешь никакой роли, что тебе нет места. Но ты должен спросить себя: кто виноват?». Первая сцена продолжается до самого конца, но Кроненберг не доволен. То же самое во второй раз, вот что не так: Джаматти разражается хохотом. Сушицки снова регулирует свет. Он впервые работает с камерой Alexa – последней моделью цифровой камеры от Arriflex, появившейся на рынке в 2010 (это был high tech-ответ модели Red One от Canon). Начинается третий дубль: продолжается до конца, кажется, все хорошо. Кроненберг просит повторить в четвертый раз, так как снова не получается. В пятый раз, Джаматти взрывается на фразе, которую он раньше произносил тихо: «Я хочу быть известным как Бенно!». Никто не ожидал такой реакции, почти крика, даже Кроненберг. Тишина. Все сделано, это тот самый дубль. Сушицки и Магель знаком показывают «ОК!».
В 13:00 Кроненберг дает Паттинсону и Джаматти указания для следующей сцены. Он говорит им о работе «Сыщик: критический разбор преступления» (Sleuth: Autopsy of a Crime), потому что, как в последнем фильма Манкевича, это необходимо, чтобы провести следующий диалог одним длинным дублем, без остановок. Мы неплохо проводим время, расспрашивая Магеля, как создается звук на съемках. Он объясняет нам, что у него четыре звуковые дорожки, первая – микрофон на лацкане пиджака Паттинсона, второй у Джаматти, и два других – на «шестах». Кроненберг следует хронологии аргументов (и книге) и снимает последовательно, в духе Эсташа и Гарреля. (прим. пер.: Жан Эсташ и Филипп Гаррель – французские кинорежиссеры). Он готов к съемкам центральной сцены фильма, в которой Эрик/Паттинсон стреляет себе в руку перед Бенно (как написал ДеЛилло, «Эрик не знал, страдал ли он».) Манекены возвращают на площадку, и актеры исчезают. Паттинсон закончил сцену, изображая выстрел (и боль). Техник из компании Mr. X, отвечающей за спецэффекты, весь внимание, позднее он «добавит» крови на руку Эрика и звук выстрела в процессе работы над материалом.
14:40: готовится следующая сцена, на этот раз короткая. В длинном заключительном диалоге в «Космополисе» между Эриком и Бенно еще несколько страниц. Джаматти добавляет в эту сцену новую порцию эмоций. «Вот где ответ, в твоем теле, в твоей простате». Ерик, точно так же как Бенно, который будет его палачом, имеет ассиметричную предстательную железу и что он метафорически имеет в виду «важность ассиметрии, ассиметричных объектов», так как Эрик уже «забраковал» себя, это был довод в пользу безрассудной веры в противоположность: совершенство. Кроненберг делает два дубля. Говоря так, кажется, что делать фильмы – это просто.
В 16:00 перерыв на ланч. Кроненберг рассказывает нам о том, что бесконечно удивлен работой с Паттинсоном. О том, как эта роль потенциально может изменить карьеру молодого британского актера. Через полтора часа все возвращаются к работе. Команда расслаблена: они на одну неделю опережают съемочный график. Уолтер Гаспарович перед своим монитором просматривает отснятый материал того самого момента, когда пистолет Эрика падает на площадку, чтобы избежать ошибки в последовательности кадров («Интернет нападет на нас, если мы провалимся в этом»). После этого Кроненберг, улыбаясь, сообщает нам, что он решил снять последнюю сцену единым дублем, но это подразумевает, к вопросу о фокусе и глубине съемок, что они должны усилить освещение. Сушицки не колеблется: «Давайте снесем некоторые стены». Это самое большое техническое изменение за весь день.
20:50, Кроненберг, наконец, готов к съемкам. Диалог очень напряженный, и его собираются снимать около 4-х минут без перерыва. «Я все еще должен застрелить тебя…», - начинает Бенно. Первый дубль не получился. Во второй раз, Пол Джаматти доходит почти до конца, но сбивается: его часть длиннее и сложнее. Все загипнотизированы мониторами, это очень сложный момент и на площадке не слышно и мухи. Третий дубль получается даже хуже. Четвертый – более успешен, но Кроненберг еще не совсем доволен тем, как заканчивает Паттинсон: финал книги ДеЛилло - cosa mentale, рефлексирующий и сдержанный, это переносится в оторванную от реальности зону, и идет по пути больше, чем просто уничтожения главного героя. Не так просто включить подтекст в замысел фильма. Начинается пятый дубль. Кроненберг командует начинать. Бенно обходит вокруг стола и нацеливает пистолет в Эрика. «На самом деле, ты уже мертв. Ты похож на того, кто уже умер, сотни лет назад, много веков назад (…) Я хочу, чтобы ты остановил меня.» Роберт Паттинсон закрывает глаза, чего он не делал до этого. Он стоит так несколько секунд. Очень напряженный момент. Он открывает глаза. Кроненберг кричит «Снято!». Это гениальный дубль, это ощущение висит в воздухе. На мгновение вся команда была подвешена на одной ноге над землей, и теперь они выдохнули с облегчением. Вне всякого сомнения, это дубль, который попадет в фильм, где-то в 2012 году. Съемки окончены. По пути из студии, 23:00 в Торонто, мы снова встречаем Кроненберга: «Вы понимаете, я не мог остановить съемку, пока Роберт не открыл глаза. Мне пришлось ждать этого. Я мог ждать вечно. Grand maître. [Большой мастер]”.
Перевод выполнен Yulla специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Новая статья о съемках «Космополиса»
|