Эксклюзивное интервью ELLE.
На кинопремии «Оскар-2018» было представлено рекордное количество авторских фильмов. Среди них — получивший пять номинаций режиссерский дебют актрисы Греты Гервиг «Леди Берд» (на экранах с 15 марта) с актрисой Сиршей Ронан в главной роли. ELLE встретился с девушками незадолго до премьеры и выяснил, каким образом двум молодым блондинкам удалось самостоятельно покорить Голливуд.
Тот факт, что 34-летней Грете Гервиг суждено стать режиссером, был очевиден всем почти десять лет назад. В 2008 году она совместно с актером Джо Сванбергом сняла камерную драму «Ночи и выходные», но, не получив должного отклика, сосредоточилась на актерстве. В 2009-м снялась в мелодраме Ноа Баумбаха «Гримберг» и на несколько лет стала главной музой модного нью-йоркского постановщика. Вместе они писали сценарии к его фильмам о становлении молодой американки «Милая Фрэнсис» и «Госпожа Америка», в которых актриса сыграла главную роль. Они превратили Гервиг в звезду интеллектуального мамблкора и настоящую героиню своего времени — мятущуюся растерянную фантазерку, готовую падать и подниматься, только чтобы осуществить мечту. В конечном итоге Грете это удалось: 15 марта на экраны выходит ее режиссерский дебют «Леди Берд», номинированный на «Оскар» в пяти категориях, в том числе «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая женская роль». Последняя — заслуга 23-летней ирландской актрисы Сирши Ронан (уже номинированной за фильмы «Искупление» и «Бруклин»), перевоплотившейся в тинейджера Кристину Макферсон, она же Леди Берд. Девушка занимается методичным отрицанием своей внешности и семьи, мечтая вырваться из захолустного Сакраменто в богемный Нью-Йорк. Гервиг уверяет: с тех пор как она познакомилась с Сиршей, у нее не было сомнений в том, что играть главную роль в этой полуавтобиографической истории доверит именно ей.
ELLE: Почему вы решили вернуться в Сакраменто?
ГРЕТА ГЕРВИГ: Я выросла в этом городе и очень его люблю. Кроме того, он не слишком хорошо представлен в кинематографе, а мне всегда импонировали «географически привязанные» режиссеры. На мой взгляд, жанр кино лучше всего приспособлен к запечатлению того или иного места. Например, Братья Дарденн показываю зрителю очень специфическую сторону Бельгии, Гас Ван Сент отразил в своих картинах яркие черты северо-западного тихоокеанского побережья, а у Ричарда Линклейтера сердце явно лежит к Техасу. Мне очень нравится такой подход.
СИРША РОНАН: Грета мечтала снять кино о родном городе. Когда мы встретились за год до съемок в Нью-Йорке, она была очень вдохновлена — мы делились рассказами о том, как и где прошли наши тинейджерские годы и вместе «дорисовывали» персонажа. На съемках она мне очень помогала лучше понять это место — например, показывала мне свои классные юношеские фотографии.
Вы обе давно перешагнули подростковый возраст — тяжело было снова в него погружаться?
Г.Г.: Это было здорово! В последние годы снимается все больше фильмов о личностном становлении девушек, их прощании с детством, обретении собственной индивидуальности — у женщин-режиссеров есть потребность рассказывать такие истории. Но не меньший спрос на них есть и у публики. Смотрите, каким успехом пользуются фильмы «Чудо-женщина» Пэтти Дженкинс, «Прочь» Джордана Пила или «Черная пантера» Райана Куглера. И это не вымученный интерес вроде полезной овощной диеты — это сладости, мороженое, все то, что мы от души любим!
С.Р.: Мне кажется, что я и не уходила из подросткового возраста. Хотя и я практически никогда и не чувствовала себя тинейджером из-за того, что с детства работала, у меня все равно есть ощущение, что я выросла совсем недавно. В этом и заключалась сложность перевоплощения в Леди Берд. Мне было 22 года, когда мы снимали — с одной стороны, когда ты немного старше персонажа, тебе легче понять его, но в моем случае этой небольшой разницы в возрасте было недостаточно, и я нуждалась в постоянных наставлениях Греты.
Какую главную подсказку она вам дала?
С.Р.: Думаю, все дело было в том, как она со мной разговаривала — очень вдохновленно и крайне терпеливо. Но я все равно чувствовала огромную ответственность, потому что это первый полный метр Греты, и в каждом персонаже была частичка ее души. Грета очень трогательно сама надевала на меня знаменитое розовое выпускное платье. Классное оно, кстати... А еще у нее на площадке все носили бейджи с именами, чтобы знать друг друга, и был специальный опросник, где люди задавали «вопросы дня», чтобы расслабиться. Вроде такого: «Какой любимый всеми фильм вам НЕ нравится»? Ее, по-моему, был «Завтрак у Тиффани».
Г.Г.: Сирша была очень дисциплинирована — я никогда не видела ее с мобильником, она даже не брала его на съемки. Хотя нынешняя молодежь живет в телефонах. Во многом поэтому я и перенесла действие фильма в 2002 год — у современных подростков есть своя развитая система социальных норм, в Snapchat и инстаграме происходят настоящие драмы, но для меня это неродной язык. К тому же, смартфорны не кажутся мне киногеничными — показывать экраны на экране неинтересно. Я решила, что хочу поместить персонажей в период до событий 11 сентября. После терракта мы сразу ввязались в войну в Ираке, ускорилось размывание нашего среднего класса и начал бурно развиваться интернет — у нас не было полноценной возможности отрефлексировать те события. Две вещи были мне понятны сразу: я хотела, чтобы действие происходило в Сакраменто, и сюжет выстраивался вокруг взаимоотношений матери и дочери. Я остановилась на возрасте Леди Берд, потому что почувствовала яркость, жизненность выпускного года, который ознаменовывает окончание важного этапа для подростка. Ты выросла, но все еще продолжаешь оставаться ребенком. Мы все это проходили.
Как родился псевдоним главной героини — Леди Берд?
Г.Г.: Я сразу решила, что в реальности ее будут звать Кристина. Но в какой-то момент работы над сценарием, я почувствовала, что упираюсь в невидимую стену: все куски замысла не складывались в одну картину. Я отложила черновики в сторону и вдруг, совершенно не задумываясь, написала на чистом листе фразу: «Почему ты не зовешь меня Леди Берд? Ты же обещала?». Это имя появилось из ниоткуда — никого из моих знакомых так не зовут. Сама я никогда не хотела, чтобы меня называли как-то по-другому, и с этими словами меня ничего не связывало. Только потом я вспомнила детский стишок про божью коровку: «Ladybird, ladybird fly away home». Наверное, он просто запал мне в голову — но как это было кстати! Так часто бывает, когда работаешь над сценарием: какие-то вещи, повороты берутся из ниоткуда. Помню, также было в «Милой Фрэнсис». Мою героиню в этом фильме зовут Фрэнсис Халладей, и в одной сцене она хочет подписать свой почтовый ящик, но имя длинное, приходится сложить бумажку, и в результате в рамке остается только Francis Ha. Сначала я не придала значения этой сцене, но потом меня осенило: это же идеальное название для фильма! Имя на табличке, как и сама Фрэнсис, стремится вписаться в реалии жизни и терпит поражение. Нечто похожее произошло и с «Леди Берд». Тот факт, что Кристина хочет сменить имя, с одной стороны, говорит о ее самоуверенности, а с другой — является знаком того, что сама она кажется себе неидеальной и, как и многие подростки, критически к себе относится.
Сирша, вы как-то сказали, что «Леди Берд» — фильм, после которого хочется позвонить маме. Когда вы в последний раз с ней говорили?
С.Р.: Хотела поговорить утром, но она не ответила, поэтому мы сейчас переписываемся. Мы все время на связи, напоминаем сами себе девочек Гилмор. Это потрясающие отношения, нет ничего, похожего на них. Г.Г.: Есть! Моя мама всегда поддерживала меня, куда бы я ни стремилась. Мне всегда хотелось сбежать — в Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, туда, где правит бал артистическая тусовка. Мама понимала и как ни странно поощряла меня.
Как вы восприняли номинацию на «Оскар»? Дело нешуточное, учитывая, что фильм авторский и довольно скромный.
С.Р.: Мне кажется, что нынешний год — один из сильнейших в кинематографе. На кинопремию кроме масштабного «Дюнкерка» были номинированы в основном очень крутые независимые фильмы. Вкус людей меняется в лучшую сторону, и это здорово.
Г.Г.: Я и помыслить не могла об этой номинации. Так что для меня, всегда ровнявшейся на женщин, прошедших этот путь до меня — Софию Копполу, претендовавшую на «Оскар» как режиссер и сценарист и Кэтрин Бигелоу, получившую его за режиссуру, — это огромный успех. Он продемонстрировал широту возможностей, открывающуюся перед женщинами, которые хотят стать сценаристами и режиссерами. Надеюсь, наш пример воодушевит всех, кто еще не снял своего шедевра и только собирается заняться кино.
За информацию спасибо сайту https://www.elle.ru.
Грета Гервиг & Сирша Ронан: «Наш пример воодушевит тех, кто собирается снять шедевр»
|