На Netflix вышел четвертый сезон «Короны», который описывает жизнь британской королевской семьи с 1977 по 1990 год. Помимо премьер-министра Маргарет Тэтчер на экране наконец-то появляется леди Диана Спенсер. Ее роль исполнила молодая актриса Эмма Коррин, оказавшаяся достойным партнером для Оливии Колман, Хелены Бонем Картер и Джиллиан Андерсон (которая сыграла Тэтчер). Теперь женский актерский ансамбль сериала можно считать едва ли не сильнейшим на современном телевидении. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает об этой и других причинах посмотреть новый сезон шоу.
Что происходит в четвертом сезоне
Принц Чарльз (поразительно похожий на своего персонажа актер Джош ОʼКоннор) и леди Диана Спенсер — будущая принцесса — познакомились в 1977-м. Но сериал, чтобы поддерживать быстрый темп повествования, переносит эту встречу на два года позже: она происходит на фоне нескольких событий, потрясших Великобританию в 1979-м.
После политического кризиса премьер-министром страны впервые стала женщина — и тут же удивила родную партию консерваторов решительными и непопулярными реформами. В то же время члены Ирландской республиканской армии, пытавшиеся добиться независимости своей родины от английской короны, совершили теракт — взорвали корабль лорда Маунтбеттена (Чарльз Дэнс, Тайвин Ланнистер из «Игры престолов»). Так что новый сезон герои «Короны» начали с чувством, будто их окружают только враги.
Для Маргарет Тэтчер враги — это мужчины с Даунинг-стрит, министры и парламентарии. Для принца Чарльза и его сестры принцессы Анны (Эрин Доэрти, актриса столь же сильная, как и ее напарницы по кадру) — это собственные родители, вынужденные приносить детей в жертву высшей цели. Самым коварным врагом главной героини, королевы Елизаветы, становится время. Чем дольше она остается у власти, тем больше тяжести в ее сердце и боли во взгляде.
Единственный персонаж новой «Короны», который не сразу чувствует враждебность мира — это 16-летняя (на момент встречи с принцем Чарльзом) Диана Спенсер. Девушка, травмированная разводом родителей, живет в Лондоне вместе с тремя соседками, работает помощницей воспитательницы в детском саду и уборщицей в доме старшей сестры. Там-то она и знакомится с будущим мужем — и инициирует отношения, которые папарацци превратят в сказку с несчастливым концом. Заканчивается четвертый сезон в 1990 году, так что наиболее трагические события в жизни Букингемского дворца еще впереди.
Чем этот сезон похож на предыдущие
На переднем плане — сразу пять экстраординарных актрис: Оливия Колман (королева), Хелена Бонем Картер (формально — принцесса Маргарет, а на деле — чуть ли не Маша из чеховской «Чайки»), Джиллиан Андерсон (Тэтчер), Эмма Коррин (Диана) и Эрин Доэрти (принцесса Анна). Самые сильные эпизоды — девятый и десятый — сняты постановщицей «Убийства на пляже» и «Пощечины» Джессикой Хоббс. Но главным в этой истории все равно остается шоураннер и сценарист Питер Морган — автор сразу пяти знаковых фильмов об одиночестве властных людей: «Королевы» (с Хелен Миррен в роли все той же Елизаветы), «Последнего короля Шотландии», «Фроста против Никсона», «Проклятого Юнайтеда» и «Гонки». Отточенные приемы Моргана в «Короне» превращаются в мощное оружие, так что зрителю пощады не будет.
Первый его принцип — подчинить драматургию закону парных случаев. «Корона» почти целиком состоит из сцен-двойников. Четвертый сезон начинается первой встречей королевы и премьер-министра — и заканчивается последней, в которой перед нами предстают уже не два политика, а две женщины. Один и тот же ритуал — учтивый реверанс подданной Тэтчер перед королевой — в разных сценах несет совершенно разные смыслы. Рифмуются между собой и два первых свидания Чарльза с Дианой. Герои болтают о сущей ерунде, но зрители чувствуют, как меняется баланс сил в их союзе от встречи к встрече.
Во второй серии сезона и Тэтчер, и Спенсер попадают в одну и ту же ситуацию: королевская семья приглашает каждую из них в родовой замок Балморал на выходные. Одна героиня это испытание провалит, а другая сдаст экзамен с блеском — но все равно к концу сезона станет жертвой повторений. Она вновь окажется в том же замке, но уже не в статусе новой звезды, а в положении изгоя.
Второй любимый прием Моргана — выразительный параллельный монтаж. Уютные сцены из семейной королевской жизни (напоминающие чуть ли не эпизоды из «Аббатства Даунтон») в сериале переплетаются со страшными новостными сводками о восстаниях в Ирландии и войне на Фолклендских островах. В первом эпизоде так соединены сразу четыре сцены, в которых разные герои охотятся и рыбачат (вспомним, что по-английски и «дичь», и «игра» — это одно слово, game).
Как и в третьем сезоне, Питер Морган обожает смешивать диалоги разных людей, произошедшие в разное время. Например, напряженный разговор Тэтчер и Елизаветы развивается параллельно с расслабленной беседой Елизаветы и ее мужа принца Филиппа (Тобайас Мензис из «Игры престолов»). Второй диалог позволяет зрителю понять, какие на самом деле чувства прятались за непроницаемым лицом главной героини во время первого. И это бесценная подсказка: герои этого сериала так одиноки потому, что постоянно вынуждены притворяться, чтобы не превратиться из игроков в дичь.
Почему это лучший сезон
Появление Дианы сделало четвертый сезон самым человечным из всех — и тепло, исходящее от героини, словно отразилось на самой драматургии. Тихий британский юмор, отличавший «Фроста против Никсона» и «Проклятый Юнайтед», вдруг проник и в этот прежде довольно холодный сериал Моргана. Второй эпизод — комедия чуть ли не в духе «Знакомства с Факерами», где чопорными родственниками оказывается королевская семья, а вместо американского домика гостей ждет целый британский замок.
В этой части не только больше комедии, но и мелодрамы. Линия Чарльза и Дианы начинается, словно диснеевская сказка (да, в сериале покажут знаменитую «свадьбу века»), но заканчивается чуть ли не как «Брачная история» — разочарованные в себе и друг друге жена и муж оказываются по разные стороны стола в окружении своих юристов. Сериал окончательно перестает бояться размашистых метафор — вооружается пронзительной музыкой и панорамными съемками английской природы, а также показывает крупным планом глаза феноменальных актрис. Если эти классические приемы работают, что в них плохого?
Работы Джиллиан Андерсон и Эммы Коррин наверняка поставят в тупик экспертов «Золотого глобуса» и «Эмми» в 2021 году. Главной героиней «Короны» всегда была не королева, а именно корона — венец власти и воплощение связанных с ней мук и соблазнов. Но еще никогда у Клэр Фой и Оливии Колман не было таких сильных соперниц в кадре. Андерсон сыграла Тэтчер без пластического грима, знаменитое выражение лица, полное боли и одиночества — это и есть та корона, которую не побоялась примерить храбрая актриса. Кажется, ей даже удалось переиграть Мэрил Стрип из «Железной леди».
Эмма Коррин смогла не только оживить принцессу Диану, но и сделать характер «святой из таблоидов» спорным. Кульминацией для этой героини станет следующий сезон (в нем принцессу сыграет Элизабет Дебики из «Довода»), а пока зрители смело могут поделиться на два лагеря. Одним покажется, что молодая Диана Спенсер — прекраснодушная девушка, которая мечтала поселиться в сказочном замке, а оказалась в холодной темнице. Другие увидят, что любимая героиня британцев — жестокий игрок и чуть ли не тайный психопат с пугающим холодным умом. Четвертый сезон «Короны», кажется, по-настоящему заденет англичан за живое — и, возможно, потребует какой-то реакции от королевской семьи.
За информацию благодарим сайт Meduza
Четвертый сезон «Короны» — лучший из всех, что мы видели
|