Если Вам звонит Стивен Сондхайм, стоит ответить. Так и поступила весной 2013 года Мэрил Стрип, и в результате она очутилась в доме композитора на Манхэттене. Актрису только-только пригласили на роль Ведьмы в экранной версии мрачного запутанного мюзикла Сондхайма Into the Woods, основанного на историях из сказок братьев Гримм. Вместе со Стрип в доме Сондхайма оказались Роб Маршалл, режиссер будущего фильма, и Джеймс Лэпин, написавший сценарий самого мюзикла.
Причиной, по которой все эти люди собрались в одном месте, оказалась новая мелодия, написанная Сондхаймом для фильма. Композитор надеялся, что Ведьма споет песню She'll Be Back в момент, когда Рапунцель (Маккензи Мози) сбегает из башни со своим Прекрасным принцем (Билли Магнуссен).
Позже Мэрил Стрип призналась: «Я сидела там, в гостиной, и просто задыхалась, а в голове вертелась одна мысль — неужели мне придется петь для Стивена? В жизни этого не сделаю». Петь ей не пришлось, поскольку сам автор исполнил свое произведение, да таким голосом, который актриса назвала «дрожащим, резким, и в то же время настойчивым». Когда Стрип попросила у Сондхайма автограф, она написал ей всего одну фразу: «Не напортачь».
Дебют мюзикла Into the Woods состоялся на Бродвее в 1987 году, и постановка сразу же пленила зрителей озорной постмодернистской интерпретацией сказок о Красной Шапочке, Золушке и других героях. Все здесь пропитано фрейдистскими метафорами и ничем не напоминает счастливые диснеевские финалы. Зато история затрагивает такие темы, как смерть, измена и отказ от собственных детей. Как говорится, добро пожаловать в Сондхаймлэнд — самое мрачное место на Земле.
О том, что мюзикл необходимо перенести на большой экран, начали говорить сразу же после его дебюта. И не зря, поскольку Into the Woods — чуть ли не самое любимое детище Сондхайма. Его разнообразные вариации были представлены на Бродвее и Вест-Энде. Все постановки на малых и больших сценах собрали более $200 млн, и посетило их более 600 тысяч зрителей. Голливуд же всегда был падок на хиты, у которых уже имеется свой круг зрителей.
Но казалось, что заклятие Ведьмы постигло и фильм: идея его воплощения так и оставалась долгое время в подвешенном состоянии. Она была близка к реализации в начале 90-х, когда Columbia Pictures обратила внимание на материал и уже представляла себе фильм, где играли бы и живые актеры, и куклы животных. В Лос-Анджелесе даже была проведена читка сценария, в которой участвовали настоящие звезды — Робин Уильямс был Пекарем, Голди Хоун — женой Пекаря, а Шер досталась роль Ведьмы. В нынешнем варианте Пекаря и его жену играют Джеймс Корден и Эмили Блант соответственно, Джонни Депп предстает перед зрителями Серым волком, роль Золушки воплотила Анна Кендрик, а ее Прекрасного принца — Крис Пайн. Сондхайм в своей книге Look, I Made a Hat, вышедшей в 2011 году, написал: «Когда на студию приходят новые исполнительные продюсеры, они отвергают все проекты, которые были до них. В этом и вся проблема».
Идею снять полнометражную версию отложили еще на 10 лет. Но начало нового столетия подарило зрителям такие фильмы как «Мулен Руж» и «Чикаго», и Голливуд снова поверил в успех мюзиклов. Тогда-то Маршалл и встретился с Сондхаймом для обсуждения того, какую из постановок композитора можно было бы превратить в полноценный фильм — Follies о стареющих актрисах, или, может, Sweeney Todd (позже он достался Тиму Бертону). Но у Сондхайма были собственные планы на Маршалла: «Нет, Into the Woods будет самое то».
Режиссеру идея понравилась, поскольку постановка была одной из его любимых на протяжении многих лет. Но и в этот раз проекту не суждено было реализоваться, так как Маршалл окунулся с головой в новые работы — «Мемуары гейши» (2005) и «Девять» (2009). Ни одному из этим фильмов не удалось повторить успех «Чикаго», но вот «Пираты Карибского моря: На странных берегах 3D» (2011) поистине стали лучшей работой в карьере Маршалла. Режиссер оказался в той ситуации, когда сам мог выбирать, какой фильм снимать. Он вспомнил о Сондхайме, позвонил ему и сказал, что наконец готов приступить к работе, на что композитор ответил: « Я буду только рад, но есть одна просьба — в это раз доведи дело до конца». Уж слишком долго одна из наиболее креативных команд Бродвея ждала начала съемок.
«Чем дальше в лес...» — композиция из множества персонажей, в которой немного больше внимания уделяется Ведьме, заточившей Рапунцель в башне. На роль Ведьмы режиссеру нужна была опытная актриса, умеющая петь. Он сразу же вспомнил о Мэрил Стрип. Если бы она повторила то, что когда-то сделала в фильме «Мамма Мия!», Сондхайм точно не устоял бы. Правда, была одна проблема — актриса придерживается принципа не играть ведьм. « Когда мне исполнилось 40, мне за год предложили три роли ведьм, — объясняет Стрип. — И ничего больше. Три предложения быть ведьмой, и все: ни тебе любовных романов, ни приключений, ни героинь, готовых спасать мир. Должно же было быть по-другому». Но идея сняться в фильме по мюзиклу Сондхайма оказалась уж слишком соблазнительной: Стрип нарушила свое правило и подписала контракт. На роль Красной Шапочки режиссер выбрал Софию Грейс, 10-летнюю девочку, которая стала сенсацией YouTube благодаря исполнению песни Ники Минаж "Super Bass". На роль Серого волка — наверное, самого страшного персонажа всех диснеевских фильмов — Маршалл пригласил коллегу по «Пиратам» Джонни Деппа. Disney, в свою очередь, имел некоторые опасения относительно нового фильма. Когда Маршалл в 2011 году только приступил к проекту, он прекрасно вписывался в диснеевскую концепцию на волне успеха «Пиратов». Но в тот момент руководство студии вряд ли осознавало, насколько мрачными становятся сказки братьев Гримм в интерпретации Сондхайма. Когда же Шон Бэйли из Disney поближе познакомился с материалами, стало понятно, что волк-извращенец — не самая большая головная боль. Еще больше вопросов возникло относительно сцены, в которой жена Пекаря отправляется блуждать по лесу без мужа и оказывается в объятиях Прекрасного принца.
Чтобы доказать, что новому проекту стоит дать зеленый свет, Маршалл устроил в 2012 году трехдневную читку для представителей студии. Три актера из основного состава, Кендрик, Корден и Кристин Барански, полностью разыграли по ролям сценарий и спели все песни.« После вычитки Роб застал меня за сбором вещей, — вспоминает Корден. — Я же не вчера родился и прекрасно понимал, сколько людей претендует на роль Пекаря. Но Роб подошел ко мне и сказал, что, если проекту быть, то и я в деле». Читка произвела на руководителей студии положительное впечатление, боссы Disney действительно хотели создать настоящую волшебную сказку для взрослых, даже если в ней будет волк с извращенными наклонностями и все остальное.
В то же время студия желала потратить на съемки как можно меньше средств, и фильму выделили бюджет всего в $50 млн (четверть того, что было потрачено на «Малефисенту» и «Оз: Великий и ужасный»). И, чтобы вписаться в рамки, Маршаллу пришлось очень сократить расходы. Продюсер фильма Марк Платт сказал: « Все актеры работали за очень-очень скромные гонорары». И они действительно работали, поскольку началу съемок предшествовали шесть недель репетиций. О тех днях Маршалл всоминает так: « Мы пробовали разные варианты: сначала один, потом второй. Так создается основа фильма. Возможно, это связано с тем, что я начинал в театре, или просто боюсь без подготовки прийти на съемочную площадку и приступить к съемкам. Благодаря репетициям создается определенная атмосфера, где каждый актер занимает свое место, и мы все находимся на одной частоте».
Получилось так, что один из актеров, вернее, актриса, не вписывалась в идею фильма. Сразу же после начала репетиций стало ясно, что 10-летняя Грейс пока не готова к роли Красной Шапочки. Маршалл признался, что возможно немного дал маху с тем, что героиня должна быть маленькой. На место Грейс пришла 12-летняя Лилла Кроуфорд, участвовавшая в бродвейской постановке «Энни». Два месяца съемок на фоне старых лесов, средневековых крепостей и холмов деревенской Англии пролетели незаметно, на одном дыхании. Вскоре после того, как начались съемки, Эмили Блант узнала о своей беременности. К счастью, оказалось, что ее округлившиеся формы как нельзя лучше подойдут для образа жены Пекаря, хоть костюмерам и пришлось немного переделать гардероб героини.
Но, как в любой сказке, настоящая трагедия произошла в самом конце, когда фильм вошел в стадию постпродакшн. Уже после того, как мастер визуальных эффектов Мэтт Джонсон добавил на экран огромные бобовые стебли и превратил актрису Фрэнсис де ла Тур в ужасного монстра, Disney задались вопросом: « А не слишком ли много Золушек появится на экранах в одно время?» (съемки фильма «Золушка» с Лили Джеймс в главной роли окончились в то же время). Да еще и репортеры одного из нью-йоркских изданий неправильно поняли слова Сондхайма и написали, что Прекрасный принц не будет спать с женой Пекаря, а мелодию, сопровождающую сцену неверности, вырезали. Все это было далеко от правды, но поклонники Сондхайма были глубоко возмущены, утверждая что Disney пытается «причесать» творение великого мастера. Оказалось, что песню-то вырезали, но только ту, которую Сондхайм предложил исполнить Мэрил Стрип при встрече в его нью-йоркском доме.
В конечном итоге, по прошествии долгих лет, идея создания полнометражного фильма по бродвейской постановке талантливого композитора все-таки воплотилась в жизнь. Зрителям остается только наслаждаться сим действом, влекущим в густые чащи лесов и показывающим знакомых всем с детства сказочных героев с совсем незнакомой стороны. За информацию спасибо сайту http://lostfilm.info.
«Чем дальше в лес». За кадром
|