3 сентября на российские экраны выходит фильм одного из самых популярных режиссёров современности. «Довод» ждали буквально все, и его уже заранее окрестили спасителем киноиндустрии: на блокбастер Нолана зрители точно пойдут в открывшиеся кинотеатры.
И в этом плане предсказания точны на сто процентов — более грандиозное зрелище на больших экранах вряд ли кто‑то устроит в ближайшее время. Как всегда, режиссёр совмещает запутанную идею, возвращающую ко временам «Начала», с масштабными взрывами, погонями и перестрелками, снятыми с минимумом компьютерной графики. Картину стоит посмотреть именно в кино, а ещё лучше в IMAX.
Вот только те, кто критиковал предыдущие работы Нолана за псевдоинтеллектуальность, а особенно за слишком формальное отношение к героям и диалогам, убедятся в своей правоте. Режиссёру важнее идея и съёмки, а не раскрытие персонажей.
Головоломка или схема
Протагонист, которого играет Джон Дэвид Вашингтон, работает на спецслужбы. Он получает очень необычное задание — остановить русского олигарха Андрея Сатора (Кеннет Брана), который завладел революционной технологией, способной уничтожить весь мир. Помогает герою ещё один агент — Нил (Роберт Паттинсон), странным образом оказывающийся в курсе всех дел.
Пожалуй, на этом описание сюжета стоить остановить, поскольку любая подробность может оказаться спойлером. Ведь «Довод» — очередной фильм‑конструктор от Нолана. Именно в этом его главное достоинство и в этом же — основной недостаток.
Как и в «Начале», режиссёр предлагает глобальный и очень необычный концепт. Где‑то после середины картины хочется его зарисовывать в виде схемы, чтобы не запутаться в поворотах. И эта составляющая делает сюжет невероятно захватывающим. Нолан придумал не просто очередную историю о перемещениях в прошлое или будущее (после сложного «Детонатора» и детально проработанной «Тьмы» в этом жанре вряд ли найдётся что‑то более впечатляющее), а применил инверсию — обратное течение времени.
Палиндром в заголовке картины не случаен — российские локализаторы на сей раз сработали отлично. Сам сюжет фильма отчасти построен именно на этом приёме. Непонятно? Так и должно быть. Ведь основная цель «Довода» — запутать зрителя.
А чтобы было легче погрузиться в атмосферу происходящего, Нолан заставляет главного героя переживать ровно то же смятение.
В самом начале картины второстепенная героиня говорит Протагонисту: «Не пытайтесь это понять», — на самом деле, вероятно, обращаясь к зрителю.
Не зря во время промокампании о самом сюжете говорили максимально сдержанно. Даже все трейлеры, кроме финального (его лучше не смотреть до похода в кинотеатр), составлены из первой половины картины — самой простой части. Пытаться разгадать, что будет дальше, и как устроен мир «Довода», так же интересно, как и следить за великолепным экшеном.
Но любовь режиссёра к сложным сюжетам убивает почти всю эмоциональную составляющую картины. В «Доводе» Кристофер Нолан выступает этаким гроссмейстером, которому важно правильно расставить шахматы на доске и заставить противника следовать его стратегии (в роли оппонента, конечно же, зритель). О фигурах он заботится совсем мало.
Режиссёр и не пытается это скрывать. У главного героя даже нет имени, его называют просто Протагонистом, он максимально обезличенный и стандартный. О прошлом Нила ничего не рассказывают: он одновременно харизматичен, крут и умён. Таких людей не бывает в жизни. Ну и пусть, зато для сюжета персонаж подходит идеально.
Даже диалоги в картине абсолютно функциональны. Видимо, Нолан понимал, что уложить все объяснения даже в два с половиной часа очень трудно. Поэтому каждый разговор центральных героев информативен. И потому слушать нужно так же внимательно, как и смотреть. Даже пара упущенных фраз может сильно повлиять на восприятие.
Кажется, что все эмоции решили оставить в линии, посвящённой токсичным отношениям Сатора и его жены Кэт (Элизабет Дебики). Эта часть действительно кажется живее, чем остальной сюжет, да и актёры очень яркие. Но, если вдуматься, они точно такие же функции, как и все остальные. А ребёнок, из‑за которого возникает масса проблем, и вовсе мелькнёт в кадре лишь пару раз.
Но в случае «Довода» такая холодность режиссёра к своим персонажам не недостаток. Просто для Нолана идея всегда была важнее героев. Даже «Интерстеллар» скорее притворялся эмоциональным кино, нежели был таковым. Пожалуй, лишь в «Дюнкерке» доминировала человечность, а не война.
И даже хорошо, что автор перестал притворяться. Он снимает кино для любителей головоломок и зрелищ. Зачем отвлекаться на что‑то другое?
Блокбастер или гигантомания
От других режиссёров, любящих запутанные сюжеты, Кристофера Нолана всегда отличал невероятный размах. И теперь он дошёл до уровня, когда может позволить себе буквально всё.
Причём сюжет «Довода» позволяет автору выдать максимум впечатляющих сцен. Значительная часть картины и вовсе больше напоминает очередную серию бондианы, нежели фантастическое кино. Зрители вместе с героями попадают то в Мумбаи, то в Лондон, то во Вьетнам. А поездка на трамвае в Таллинне сменяется гонками под парусом в открытом море. Каждый раз съёмки поражают своей масштабностью.
И важно не забывать, что Нолан из тех авторов, которые работают с минимумом компьютерных эффектов. Всё, что можно реально сделать на съёмках, строят, а потом ломают. Режиссёр с наслаждением большого ребёнка, получившего доступ к магазину дорогих игрушек, хватает всё самое большое и яркое. В процессе создания «Довода» разбили настоящий самолёт. Экшен‑сцены снимали по два раза: в прямом и в обратном порядке, чтобы потом развить тему инверсии.
При просмотре в отдельные моменты невольно задумываешься: а что ещё Нолан натворил, чтобы позабавиться и впечатлить зрителя?
В таком подходе иногда сквозит какое‑то нарочитое хвастовство. Кажется, что режиссёр слишком уж хочет продемонстрировать дороговизну своего фильма. И в действии просто не остаётся места для простых локаций, простой одежды и простых разговоров. Всё должно быть на высшем уровне.
Хотя про пафос герои ещё в самом начале остроумно пошутят. А значит, автор это отлично понимает и просто позволяет зрителю наслаждаться невиданным размахом и качеством.
Даже музыка Людвига Йоранссона здесь слишком тяжёлая, громкая и пафосная. В любом другом фильме она бы передавливала действие. И лишь настолько же массивный «Довод» умудряется оставить саундтрек фоном для сюжета.
Но нужно отдать должное: при таком хронометраже и запутанной идее картина вышла невероятно динамичной. Первая половина — отличный пример, как нужно снимать шпионские боевики. Экшен‑сцены в ярких локациях сменяют одна другую, прерываясь лишь необходимыми пояснениями, и заскучать просто негде. А во второй части начинается настоящая головоломка, и тут уже невозможно оторваться, поскольку нужно разбираться в происходящем. И в итоге даже трудно поверить, что прошло уже больше двух часов. Может, режиссёр и в реальности сумел отмотать время назад?
Сложность или простота
Скептики всегда ругали картины Нолана за то, что их запутанность слишком очевидная и даже где‑то фальшивая. В «Помни» две линейки времени были необходимы для раскрытия сюжета, а вот в «Начале» четыре уровня сна уже казались идеей ради самой идеи.
Ровно то же самое скажут и о «Доводе». Тема инверсии и задумка фильма‑палиндрома кажутся настолько же нарочитыми, как дорогие костюмы и яхты героев.
Вот только в таких придирках есть некий обман. Нолан не подаёт свои фильмы, как нечто революционное и запутанное. Он просто снимает классные, энергичные блокбастеры, добавляя в них ещё и необычные повороты. «Довод» — явное продолжение громких шпионских боевиков, которые должны просто развлекать зрителя.
Поэтому лента покажется сложной лишь при поверхностном взгляде. Герои будут рассуждать про предопределённость судьбы и свободу воли. Конечно, вспомнят «парадокс дедушки» и даже задумаются о параллельных мирах.
Но зритель вместе с Протагонистом должен к финалу понять абсолютно всё, если смотрел достаточно внимательно. «Довод» не вызовет споров в трактовке сюжета или философском подтексте.
Это не «Твин Пикс», а «Миссия невыполнима», над которой нужно немного подумать.
И если бы все масштабные блокбастеры про погони и взрывы прорабатывали настолько детально, массовое кино выглядело бы иначе.
«Довод» самый яркий пример стиля Кристофера Нолана со времён «Начала». В новом фильме точно так же идея превалирует над раскрытием персонажей, а запутанный сюжет служит лишь дополнением к безостановочному и гротескному экшену.
Режиссёр в очередной раз доказывает, что снимать как он не умеет никто другой. Его любимый оператор Хойте Ван Хойтема наверняка окажется одним из главных номинантов на следующий «Оскар», поскольку сделать настолько нагруженный видеоряд лёгким, без лишнего мелькания — нечто на грани волшебства.
Сама идея «Довода» напоминает, что кино в первую очередь визуальное искусство. Инверсия, экшен, яркие герои — всё это нужно видеть, а не слышать, читать или пересказывать. Такие истории живут только на большом экране. Но там они выглядят прекрасно.
За информацию благодарим сайт lifehacker.ru
Почему «Довод» восхитит всех поклонников Кристофера Нолана и разозлит его критиков
|