«Vanity Fair»:
Валентина, персонаж Кристен Стюарт в этом фильме, это странная смесь наемного сотрудника и доверенного лица. Есть кто-то подобный и в вашей жизни?
Жюльет Бинош: Вы не можете разделить это, понимаете? Поскольку все это связано. Мой ассистент один из моих лучших друзей. Это и есть, как я верю, подлинная дружба, ведь она работает в моем доме, заботится о моих делах. Но она знает, что если что-то случится с ней, я буду рядом, поскольку она часть семьи. Вы строите отношения вместе в течение долгого времени, она видела меня во время взлетов и падений, и я видела, как она поднималась и падала. Поэтому вы выстраиваете нечто вне работы. Тем не менее, у нас все напряжено и бывают моменты, когда мы терпеть не может друг друга. И это тоже часть любых отношений. И их трансформация – вот настоящая цель. Был момент, когда мы перестали работать друг с другом на два-три года, поскольку она хотела написать сценарий, а я также нуждалась в некотором перерыве. И она вернулась, я была так рада вновь видеть ее. Это доверие, которое сложилось между нами, оно очень трогательное.
Как и персонаж Хлои Грейс Моретц в этом фильме, Кристен Стюарт, очевидно, находится под постоянным вниманием прессы. Вы обсуждали это во время ваших совместных съемок?
Мы свободно говорили о жизни, и Кристен, как правило, говорила о том опыте, что она пережила или хотела бы пережить. Я не думаю, что мне приходилось подталкивать ее, чтобы она рассказала мне что-то личное. Все происходило естественно.
«Twitch Film»:
Забавно, готовясь к этому интервью, я пересмотрел «Свидание» Андре Тешине, который вы написали и где сыграли молодые Жюльет Бинош и Ламберт Уилсон, двадцать лет назад. Я понял, что вы делали в «Облаках Зильс-Марии». Слои, которые вы создавали, с историей Жюльет и ее личными размышлениями… Это действительно интригующий коридор с зеркалами, которые вы создали. Мне интересно, был ли еще один шар, который вы вложили в этот фильм, как режиссер, которого мне не хватало.
Оливье Ассайас: Если вы смотрели «Свидание», вы знаете, как сильно меня привлекал тот фильм. Я использовал ту же тему… Думаю, я использовал общее настроение того фильма. Это все еще совершенно другой зверь. Но дело также и в том, что мир изменился с тех пор.
С точки зрения тем, есть нечто общее: очевидно, кто театр и путь становления актрисы. Но главное различие в том, что я делал нечто, чего Андре не сделал в своем фильме. Со мной это просто произошло, но все вытекает из логики, что началось с решения использовать Жюльет Бинош. То, что я дал ей другое имя и слегка другого персонажа, отличающегося от нее всего лишь ненамного, позволило ей веселиться, играя актрису, которой она и сама могла бы быть. Она могла веселиться в этой роли. Но, тем не менее, зрители знают, что они наблюдают за Жюльет Бинош, играющей известную актрису, которая очень похожа на Жюльет Бинош.
Но затем, когда дело доходит до Кристен Стюарт, вы также видите, как она играет Валентину, а Хлоя Моретц играет Джоану. Они играют тех, кем могли бы быть или отчасти кого-то, кого мы знаем. Это предоставляет очень особенную текстуру этому фильму. В фильмах, все делается, чтобы вы забыли о том, что наблюдаете за этими актерами, ведь они правдоподобно влились в своих персонажей. Вот часть того веселья, которое вы испытываете, видя в персонаже Кристен саму Кристен, а в персонаже Жюльет – Жюльет.
Итак, Жюльет с самого начала была выбрана на эту роль. Были ли Кристен и Хлоя вашим первоначальным выбором, когда вы писали сценарий?
Нет, я в действительности не думал о ком-либо в частности, когда писал. Но в ту минуту, когда я сел с ними, особенно с Кристен, я знал, она была именно той. Она была первой в моем списке и очевидным выбором. Но все не так происходит в мире кино, особенно если это такой небольшой странный европейский фильм, как этот. Поэтому он остановился где-то в разгар процесса разработки.
Затем Кристен наконец-то получила сценарий и связалась с нами, сказав, что она хочет сняться в этом проекте. Но кто-то уже получил эту роль, потом этот кто-то не смог сняться в этой роли и Кристен вернулась. Поэтому все закончилось так, как и должно было. Для меня Кристен была идеальным воплощением Валентины, идеальным. Я хотел кого-то, кто был бы молод и властен на фоне Жюльет. Я хотел кого-то, что мог бы бросить ей вызов. Не того, кто пребывал бы в благоговение от Жюльет. Я хотел кого-то с яйцами.
Я думаю, что Валентина является отражением Марии. Я не мог справиться с мыслью о том, что исчезновение Валентины произошло потому, что именно она была той единственной, кто видел иронию в этой ситуации, как ассистент великой актрисы, которая стала лишь фоном для новой восходящей звезды.
Знаете, в основном, она просто исчезла, поэтому каждый мог сам интерпретировать это исчезновение. Все думаю, что это нечто важное, но на самом деле это нечто незначительное. Это было похоже на то, будто я добавил еще один кадр, где она покупает билет и садится на поезд, направляющийся куда-то. Эта крошечная сцена, которая открывает много места для интерпретации, что намного интересней.
У меня было пара вариантов, знаете. Но ни один из них не заинтересовал бы вас. Нет, я не шучу. Когда вы сценарист, вы не можете контролировать все, что происходит. Когда вы критик, вы подмечаете все.
«The Film Stage»:
Просто примечание со стороны. В любом случае, я считаю «Облака» среди всех других вашим самым сложным проектом в качестве сценариста. Что заинтриговало меня больше всего – Бинош и Стюарт во время их диалогов, и то, насколько очевидно они схожи со своими персонажами.
Знаете, правда в том, что я не хотел в действительности ничего контролировать здесь – учитывая эти параллели. И я знал, что будет подобное взаимодействие, но честно говоря, я очень мало представлял каким именно оно будет, насколько далеко зайдет. Если вы посмотрите на историю фильмов, я действительно фокусируюсь на важных моментах внутри игры. Когда они вместе, когда все начинает рушиться, когда они расстаются – вот на таких моментах. Поэтому, все довольно просто. Четыре сцены как четыре поворотных точки в отношениях этих двух женщин.
И одновременно вы демонстрируете эволюцию отношений между персонажами Валентины и Марии, и они как-то влияют друг на друга, трансформируют саму природу этих отношений. Что нужно знать: как рассказчик, вы работали над окончательным вариантом взаимодействия между Бинош и Стюарт, или это было чем-то неизведанным? Это крошечные-крошечные-крошечные нюансы. Это как маленькие камушки у вас на пути. В конечном счете, я думаю, что все это закончилось в комнате редактирования, поскольку именно там я принимал окончательные решения, ведь у меня было много вариаций этих сцен. Я имею в виду, у меня было очень много разных версий всех этих сцен, поэтому все дело действительно было в редактирование, шаг за шагов – выстраивание всего этого материала. Есть в этой истории чувственный элемент, который не стоит недооценивать. Первоначальная концепция вашего проекта значительно видоизменилась, когда на роль Валентина пришла Кристен Стюарт вместо вашего первоначального выбора Мии Васиковски? Что ж, да. Знаете, это… на самом деле я видел все немного другим. Все, что я написал, достаточно отличалось от того, что могла дать Миа Васиковски; я думаю, что эта персона была ближе всего к Кристен с самого начала. Когда, понимаете, по какой-то причине у Кристен не получилось, я отправился к Мии – которая, как я считаю, невероятная актриса; я думаю, она просто блестящая, невероятно умная – и сказал: «Ладно, она замечательна. Я адаптирую сценарий. Мы найдем общие черты и, конечно же, нужную динамику, которая сработает». Я не уверен, как бы все это у нас получилось, но должно было бы. Хотя, впрочем, вышло все по-другому. Итак, когда – по ряду разных причин – мы вернулись к Кристен, из-за чего весь процесс сразу стал легче – поскольку она настолько очевидно подходила этой роли. Но дело в том, я был бы невероятно рад сниматься фильм с Мией Васиковски, правда, тогда это был бы совершено другой фильм. И это действительно интересно, в определенном смысле, поскольку вот где все начинает выглядеть как театр, как сцена. Когда вы должны играть, вы можете сыграть миллионы разных версий одной и той же пьесы, основанной на том, кто же ваши актеры. Здесь я чувствовал совершенно другую возможную версию этой истории, но я знал, в любом случае, что мне придется адаптировать ее относительно той, кто будет играть Валентину. Одной из самых распространенных реакций, которые я замечал в кино, понравился фильм зрителям или нет, было удивление от того, насколько сильно исполнение Стюарт. Возможно потому что в нем так много общего с ней. Вы предпочли работать с этой актрисой, и я предполагаю, что у вас остались хорошие впечатления. Да, да. Но вы удивлены, что все эти люди были так удивлены? Вы находите это странным? Я понимаю это, в каком-то смысле, и даже счастлив. Я решил снять этот фильм с Кристен, основываясь на моей интуиции – основываясь на том факте, что я считаю, она обладает этой невероятной яркой индивидуальностью. Это то, что привлекает каждого – или вы должны быть попросту слепы, чтобы не увидеть этого. Но тогда у меня не было даже мысли о том, смогу ли я показать что-то новое в ней в этом фильме. Я понятия не имел, как она будет работать с Жюльет, как она сможет влиться в эти сцены, импровизировать, без репетиций. Так что я просто чувствовал, будто заключил пари; я ставил на фильм, но не был до конца уверен. Я не знаю. У меня были только мои инстинкты. Это не та ситуация, когда у меня были какие-то доказательства того, что она уже делала нечто подобное; она не делала. Я перенес ее в совершенно другой мир. Но после, однажды, я понял, она просто идеальна для этой роли, и это было по-настоящему здорово. И, дело в том, как это часто бывает с замечательными актерами, я был поражен ею. Я почти каждый день думал: «О мой Бог. Как быстро она адаптируется». Поскольку Жюльет делала то, что я знал, она сможет… ведь я видел это раньше… Я знал ее. Я знал ее достаточно, чтобы знать, она сможет работать в этом направлении. «Indiewire»:
Бинош и Стюарт создали очень сложные отношения – они друзья, но при этом есть их эго и они соревнуются как наемный работник/работодатель. Расскажите мне, как работалось этим двоим. Будучи честным, эта часть пугала Жюльет. Когда я дал ей сценарий, она была удивлена в хорошем и плохом смысле этого слова. В хорошем, поскольку этот фильм был намного шире, нежели что-либо, что мы обсуждали, но затем в плохом смысле ей нужно было разбираться с проблемой старения, и она знала, что это будет болезненно. Я думаю, то, как она подошла к этому вопросу, облегчило нам жизнь. Я думаю, она определенно думала об этом, готовила себя к этому, но в те минуты, когда она была на площадке, все это волнение исчезало. Она не думала об этом ни мгновения. Я знаю Жюльет целую вечность, и я никогда не видел ее настолько счастливой, настолько щедрой и никогда она не подвергала сомнениям то, что мы делали. Она была готова ко всему, и я думаю, что это привнесло особую энергию в наши съемки. Чем отличался подход Стюарт? Я думаю, именно динамика между ней и Кристен действительно создала этот фильм. Хотя я уверен, ей понравилась роль и тема, думаю, Жюльет была тем самым элементом, который привлек ее к этому фильму. Она восхищалась Жюльет, которая никогда не позволял этой индустрии поглотит ее. Она умудрялась держаться в стороне, и это помогло ответить на многие вопросы, которые были у Кристен о работе и эволюции мира киноиндустрии. Ей понравилась спонтанность Жюльет. То как она создает свой собственный мир внутри фильма. И Кристен училась этому. Жюльет не ожидала этого, и она была польщена, что Кристен с таким уважением относится к ее работе и не хотела разочаровывать ее. Она продолжала пробовать новые вещи, выходить за границы, а Кристен следовала. Кристен была взволнована этим взаимодействием, что действительно создало интересную динамику внутри фильма. Я с нетерпением жду вашей дальнейшей работы. Ох и кстати, поздравляю с тем, что Кристен Стюарт выиграла «Сезар». Я был счастлив, что ее работа была признана. Она блестящая. «Bomb Magazine»:
Она высоко отзывалась о нем. Она очень умна. Она очень молода, и это интересно, когда у вас есть возможность сниматься фильм с актрисой в тот момент, когда она понимает, что именно она может делать. Вы чувствуете, что она учится, вбирает опыт других, и вот неожиданно она понимает, что ее границы намного шире, нежели она когда-либо представляла. Это действительно восхитительно наблюдать за этим. Химия между Жюльет и Кристен замечательная. Это то, на что вы делаете ставку в вашем фильме, но у вас нет никаких доказательств, пока вы не начнете снимать. До тех пор, пока вы не увидите этих персонажей друг напротив друга, до тех пор вы не поймете, сработаете это или нет. Но они доверились вам. Они действительно доверились мне, но дело в том, что они также нравились друг другу. Они могли, я не знаю, ревновать друг к другу. Они могли чувствовать себя неловко. Но все было как раз наоборот. Жюльет веселилась, работая с Кристен, поскольку она не похожа ни на одну из актрис, с которыми она работала раньше, и я думаю, Кристен была рада, поскольку она чувствовала, что может многому научиться у Жюльет. Поэтому у них была очень хорошая динамика. «Metro US»:
Хотя Кристен Стюарт не играет Кристен Стюарт. Она скорее похожа на свою ассистентку. Но вы постоянно имеете в виду, что Кристен Стюарт играет кого-то, кто совершенно отличается от нее. И в паре сцен присутствует ирония, когда Кристен комментирует сове собственное положение, что отчасти забавно. Ее замечательное присутствие на экране не всегда используется сполна. Кристен удивительна. Вы должны быть слепы, чтобы не видеть этого. Даже в самом крошечном фильме, в котором она участвует. Я помню, как видел ее в «Диких условиях», и она появилась всего в одной сцене. Это было просто: «Кто эта девушка? Она замечательная». Я понятия не имел, что она вырастет и станет такой известной. Я понятия не имел, что буду работать с ней. Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Оливье Ассайас и Жюльет Бинош говорят о Кристен Стюарт
|