Контрастирующие стили звезд двух различных поколений создали это каннское соревнование заглавной широкой областью исследования неустойчивого положения актеров.
Французскому режиссеру Оливье Ассайасу нравится искать на главные женские роли непредсказуемых и хулиганистых, разрабатывая взрывные боевики, чтобы удовлетворить звериную энергию таких муз как Мэгги Чун («Ирма Вел»), Конни Нельсен («Демон-любовник)» и Азия Ардженто («Выход га посадку»). Но действительно ли он понимает женщин? После прекрасного сотрудничества с Ассайасом в 2008 над сверхбезопасными «Летними часами», актриса Жюльет Бинош бросила вызов режиссеру, чтобы тот написал роль, которая была бы проникнута настоящим женским опытом. Несмотря на обманчивую обычность, скользящую по поверхности, «Облака Зильс-Марии» отмечает его дерзкий ответ многослойной, позволяющей женщине вести мета-моменты, которая подталкивает всех участников, в том числе и звезд следующего поколения Кристен Стюарт и Хлою Грейс Морец – к новым высотам.
Бинош играет Марию Эндерс, кинозвезду в возрасте около сорока, которая с успехом дебютировала в пьесе «Maloja Snake», адаптированной для фильма, с которой начала свою карьеру два десятка лет назад. В этот раз ее попросили интерпретировать более взрослую роль – потерявшей веру в себя бизнес-леди среднего возраста, которой манипулирует ее молодая ассистентка в дерзкой лесбийской динамике. Мария всегда идентифицировала себя с другим персонажем, которого сыграла в возрасте до двадцати, в то время как роль преследует ее предыдущего партнера, который погиб в автокатастрофе спустя год после съемок фильма.
Все в некоторой степени исполнители суеверны, это поддерживает тех, кто захочет прочесть «Облака Зильс-Марии», как своего рода призрак истории. Конечно, его основная тема – ход времени, который, кажется, затрагивает актеров более интенсивно, чем кого-либо другого на земле, особенно женщин, которые, как правило, рано уходят со сцены. Почти тридцать лет назад Ассайас был одним из авторов сценария фильма Андре Тешине «Свидание», в котором Бинош сыграла главную роль, и теперь также, как и Мария чувствует угрозу поменяться местами с горячими, молодыми и успешными, Бинош было предложено сыграть противоположную актрису, в значительно большей степени соответствующую «типу» Ассайаса.
В начале фильма Мария вместе со своей ассистенткой Вал (Стюарт) принимает приглашение на церемонию вручения награды от своего близкого друга и наставника Вильгельма Мельхиора, (свободный провокатор, образ которого вдохновлен Райнером Вернером Фассбиндером, чьи «Горькие слезы Петры Фон Кант» раздаются здесь эхом). По пути, пока имеет дело с особенностями хода ее развода, Мари получает известие, что Мельхиор умер, и это ворошит прошлое, воскрешая картины из ее прошлого, а давний партнер по сцене Хенрик Вэйлд (Ханнс Цишлер), чье сценичное отчаяние овцы, идущей на заклание, обеспечивает страх заглянуть в то, как могла сложиться ее собственная карьера.
Для этого и несметного количества других ее неуверенностей у Мари есть Вал – гипернадежная молодая женщина, которая работает на нее как нянька, мать, терапевт и партнер по репетициям. Вал та, кто говорит своему нервному боссу принять участие в возрождении «Maloja Snake», тащит Марию в продюсерскую студию фильма только чтобы посмотреть на Джо-Энн Эллис (Морец), дерзкую молодую актрису, назначенную играть другую роль.
Пробегаясь по репликам пьесы, Мари и Вал так хорошо смогли описать свою собственную сексуальную созависимость, что извращенные диалоги соответствовали невероятно нездоровой динамике пары. Порой Вал оправдывает саму себя, нанося визиты своему парню-фотографу (хотя странные поездки по горам предполагают, что ей просто нужно уйти, когда связь становится слишком очевидной), до тех пор, пока, наконец, ей не начнет казаться, что она совсем исчезнет, и это лишь одна из многий тайн, вплетенных в это богатое и маняще открытое психологическое исследование.
Морец хороша, смеясь в серии вспышек документалистов папарацци, но не настолько захватывающе, как в фейковом стиле Людей Икс фильма-в-фильме, как верит Вал. В конечном счете, Стюарт является той, кто действительно воплощает в себе то, чего больше всего боится персонаж Бинош: противопоставление более изученным методам старшей актрисы спонтанной, взволнованной энергии, что делает ее наиболее смотрибельной американской актрисой своего поколения. Увеличивая эффект еще сильнее, Ассайас использует неизбежный «багаж» личности Стюарт вне кадра – от бульварной драмы разбитого брака до посылания с закатыванием глаз после смешного подъема в проекте-оборотне пост-«Сумерек» – для хитрой кислотности альтер-фильма.
По чистому совпадению премьера «Облаков Зильс-Марии» на Каннском кинофестивале совпала по очереди с голливудской сатирической «Звездной картой». Уникальное почтение Ассайаса к искусству актерской игры чувствуется как антидот к токсичному тэйкдауну Дэвида Кроненберга, который пустил на шашлыки голливудских прихлебателей и их закомплексованные приоритеты. Хотя и сатиричные в своем роде, «Облака Зильс-Марии» любят актеров и стремятся оценить сотканную или странную алхимию.
Начав свою карьеру в качестве кинокритика, Ассайас потратил годы осуждая выступления в строго техническом плане. Актеры не видели свою работу такой, где можно полагаться на интуицию и эмоциональную идентификацию, чтобы наиболее честно проникнуться своим персонажем. Зрители относятся к еще одному, более импрессионистскому уровню, страдающему от настроения из-за того, что если на завтрак сегодня утром, и любого личного опыта, который они приносят к столу. Как признается фильм, «Текст как объект. Он меняет перспективу в зависимости от того, на чем вы базируетесь».
Учитывая степень субъективности, актерская игра – это, безусловно, самый трудный для оценки аспект кинопроизводства. Достаточно легко возражать, когда чувствуешь фальшь, но как много в процессе остается загадкой, и в попытке разгадать свои секреты, «Облака Зильс-Марии» достигают стратосферы – где, кстати, происходит большая часть фильма, высоко в швейцарских Альпах, выше облаков. С этим великолепным преимуществом Мария и Вал свободны наблюдать настоящую «Maloja Snake» – кипящее метеорологическое образование, которое заставляет облака змеиться по лежащей меж гор долине.
В дополнение к документированию этого зрелища заново, Ассайас откопал старое немое немецкое кино 1924 года режиссера Арнольда Фанка, своего рода реликвию, которая сделала его благодарным за запечатление этого завораживающего явления на пленку. Бинош здесь оставляет аудиторию с тем же захватывающим чувством – засвидетельствовав нечто драгоценное и редкое – и отвечает на брошенный сценарием Ассайаса вызов: раскрыть персонаж, невероятно близкий ее душе.
Перевод выполнен Deruddy специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы Twilight Russia™ Оfficial community Vk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Variety: Каннский обзор: «Облака Зильс-Марии»
|