Представляем вашему вниманию статью интернет-журнала "Литературная Россия".
Вампиры в течение минувших пяти лет вышли в
тираж. Буквально, в массовый. Книги и фильмы о вампирах
издаются и снимаются уже сериалами – «сагами». Зрители
старшего поколения помнят сверхпопулярный фильм Би-Би-Си
«Сага о Форсайтах». Новому поколению предложили новую сагу –
«Сумерки» (Twilight). Последствия могут быть самыми
непредсказуемыми, и дело не в увлечении
девочек-подростков кумирами из фильма, плакаты с которыми
они повесят в своих спальнях.
В США в протестантском поясе Юга существует мощное
движение, ратующее за сохранение девственности до брака.
Общины и церкви не ограничиваются проповедями и речами
учителей Библии, они имеют сильное лобби в Вашингтоне и
Голливуде.
И не стоит думать, что эти лобби не используются по
назначению. В фильме вампир упорно не кусает девушку, он
сделает это после свадьбы, и произведут на свет они что-то
третье – химеру. Пролайферы (активисты, выступающие
против абортов) добились результата. Сексуальная энергия
очень мощный фактор сам по себе, и контроль над ним позволяет
управлять социальной жизнью общества.
Фильм, ненавязчиво предлагающий зрителям (и
зрительницам) ценности американских церквей Юга, стал
культурным феноменом во всём мире. И реклама активно
использует его. Всплывающие окна демонстрируют постеры
этого фильма и вопросы типа: «Каким героем вы себя
представляете?»
Интересно, что для распространения консервативных
семейных ценностей – верность партнёру до брака, неприятие
абортов и т.д. – был выбран именно вампир. То есть вампир как
мифологический персонаж со всеми своими атрибутами. А
ведь вампир – это наполовину мертвец. Не все они боятся
дневного света, но все – нежить. Романтические настроения
вокруг этих персонажей выявляют глубокие комплексы у целой
цивилизации. За классовыми, национальными, религиозными
и расовыми противоречиями просмотрели могущественную
группу – вампиров. Есть ли вампиры в действительности? –
такой вопрос сродни интересу ребёнка, а существует ли Дед
Мороз на самом деле. Да, существует, ибо холод (Мороз!)
сковывает наш регион с регулярностью пяти месяцев в году.
Изначально Дед вовсе не был добрым стариком, под видом
злобного Карачуна он пробирался в селения и морозил
несчастных обывателей насмерть.
Так и вампиры – злобные мёртвые (точнее, полумёртвые) твари
вдруг превратились под влиянием массовой культуры во вполне
милых и понятных персонажей. С некоторыми из них уже можно
иметь дело. Помните фразу Мэгги Тэтчер, сказанную про Горбачёва? Он вампиром не был, но эпоху новую открыл. Сам или с его помощью, теперь это неважно.
Есть эффект телесериалов, очевидный уже всем – они стали
подобием новой церкви со своими верными прихожанами,
ритуалом поклонения по синхронизированному времени, и
персонажи этих фильмов становятся более близкими людьми, чем
члены собственной семьи. Это так. И вот уже приходит «мой друг
вампир». Через «Врата» на первом канале и ещё на десятках
каналов. Через кинозалы. На подходе 3D с дурацкими очками.
Эти очки как раз и прикроют от солнца. Такого вредного для
жителя гробов и склепов.
А какая у вампирской тематики литературная основа?
Рассмотрим несколько произведений. Они, конечно, все
довольно известны и много раз переизданы, тем не менее,
напомнить о некоторых из них будет весьма полезно. В целях
исследования истоков явления. Джон Полидори первым описал вампира в образе аристократа и кровопийцы, Джеймс Раймер
создал на этой основе «сериал» XIX века – роман
«Варни-вампир», он печатался с продолжениями несколько лет в
220 главах. Брэм Стокер уже создаёт образ века
двадцатого – Дракулу будут эксплуатировать в его течении.
Здесь в свои права вступает кинематограф – первые фильмы были
именно о вампирах, вспомним хотя бы «Носферату» Мурнау. В
1950-х годах студия «Хаммер» выпускает целую серию в жанре
вампирского кино, образ «Дракулы» окончательно становится
частью массовой культуры и уже современных мифов и традиций.
Кто утверждает, что традиция – это нечто относящееся к
культуре коренных народов и давно забытых цивилизаций, не
понимает самой сути этого понятия. Традиция (и тесно
связанная с ней мифология) – это как раз и есть явление,
возникающее в текущем времени. Африканские маски и культ
Вуду здесь абсолютно равны новейшим мифам сотовых телефонов
и сетевых компьютерных игр. О телевизионных сериалах я уже
говорил выше. И какая «традиция» более влиятельна – Вуду или
EVE – это вопрос дискуссионный. Конечно, любая традиция
основывается на глубоких архетипах, не сводимых к религии,
культуре и цивилизации. Здесь появляется инстинкт, а вампир
как раз и символизирует его полную реализацию. Мифология
вампиризма оперирует понятиями инстинктов и природы, а не
культуры и цивилизации. Иногда в популярных книгах и
журналах смешивают вампиризм и каннибализм, по крайней мере,
их иногда ставят рядом. Но каннибализм так или иначе может быть
частью цивилизации, пусть извращённой и девиантной, но
цивилизации. А вампиризм – нет, он не от мира сего. И то, что
его взяли на вооружение новые моралисты, провозвестники
новейшего конца времён, вполне сочетается с верой в ад,
который есть буквально могила. Вампир восстал из своей могилы
чуть раньше Страшного суда и призвал паству к праведному
поведению.
Вампиры – вегетарианцы, мяса они не едят, им вообще не нужна еда.
Людовико Синистрари (он жил в XVII веке) утверждал в
своём труде о демонологии, что вампиры – это сущности из
параллельного мира, они никогда и не были людьми. Спустя век
кардинал Джузеппе Даванцати отстаивал мысль о
маргинальности и дикости «вампирских» суеверий,
существующих лишь на задворках цивилизации.
Мысль своевременная, обнародованная в Италии в
восемнадцатом веке, она звучит сейчас диссонансом. В
противном случае надо признать «задворками» весь мир.
Но вернёмся к готической литературе. XIX век произвёл
изобилие вампирских романов: от немецких романтиков и их
последователей и подражателей до Дэниеля Коркери,
автора кельтского эпоса. И, собственно, произведение Брэма
Стокера не выходило из этого ряда. По сюжету оно явно
уступало Раймеру, а по глубине разработки темы – немецким
романтикам. Но здесь произошёл определённый культурный и
технический прорыв: появился кинематограф, и именно
Дракула стал первым киногероем, звездой, символом, маской и
т.д. и т.п. А суть вампиризма и суть кинематографа как явления
весьма близки.
Короче, алхимическая свадьба состоялась, и осталось
ждать только результата. Тысяча лет проходит как один день, и
столетие кинематографа пронеслось мгновением – в
исторической перспективе. Задумывался кто-нибудь, а
сколько примерно фильмов на вампирскую тематику было создано
за эти сто с лишним лет? Нет? Так вот, чуть более 1500 картин.
Конечно, как считать, но в это число не входят фильмы, где просто
упоминается термин, либо представлены «чупакабры».
В качестве справки: роман «Дракула» вышел в 1897 году, первый киносеанс состоялся в декабре 1895 года.
Киносага «Сумерки» имеет литературную основу – серию бестселлеров Стефани Майер,
но фильмы в результате получились совсем о другом. И более
религиозными, конечно. В США книг на эту тему вообще великое
множество. Их пишут и издают сериями: Лиза Джейн Смит – «Дневники вампира», Райчел Мид
– «Академия вампиров». Реклама последней книги этой серии
расклеена в московском метро, напоминая постеры начала
1990-х с проповедью Билли Грэма. Собственно, это и есть «Билли Грэм», только на другом уровне.
Действительно, «не все умрём, но все изменимся».
Кого ещё напоминают вампиры в нашей современной
мифологии? Нацистов. То есть нацистов, которые победили и
стали подобным сообществом: они влиятельны, но не афишируют
себя, о них многие знают, но не каждый решится тиражировать
определённые данные. Не подполье, но замкнутое сообщество,
периодически взаимодействующее с миром.
Интересно, что реальный кровопийца Джон Хейг,
написавший собственную автобиографию в тюрьме, был повешен в
Англии в 1949 году по приговору суда, обвинителем на
котором был сам Хартли Шоукросс. Именно он был
прокурором от Великобритании на Нюрнбергском трибунале. Это
важная деталь в свете наших наблюдений.
Вампирами не исчерпывается современная мифология. Есть
ещё зомби, мутанты и, конечно, инопланетяне. По
популярности они соперничают с кровососами. Но о них
поговорим в другой раз.
Сергей РЮТИН
Вампиры как герои последних времен
|