«Космополис», адаптация типично провокационного романа Дона ДеЛилло, является первым фильмом с 1999 года («Экзистенция»), в котором Дэвид Кроненберг выступал и режиссером, и сценаристом. Именно это и объясняет, почему «Космополис» достиг такого триумфа: благодаря своей исключительной адаптации и замечательной работы съемочной группы.
Кроненберг внес небольшие, но все же важные изменения в первоначальный роман Дона ДеЛилло. Эти изменения, которые прекрасно описал один из героев как «незначительные изменения», доказали, что Кроненберг уделил много внимания тому, что должно, а чего не должно быть в адаптации оригинальной книги автора, при этом сохранив диалогическую структуру романа. Например, в фильме Кроненберга у Эрика Пэкера (достоверно представленного Робертом Паттинсоном), противоречивого и саморазрушительного серого кардинала, нет секса с собственной женой, как это было в романе ДеЛилло. Еще одним изменением было то, что Пэкер инвестировал на изменения устойчивого роста китайской йены в фильме, а не японской, как это было в книге. Эти изменения заметно обогащают оригинальную историю ДеЛилло, что делает «Космополис» еще более стоящим благодаря его головокружительности.
Логично, что Паттинсон, про которого сегодня говорят «Этот» парень, играет Пэкера, учитывая, каким является Пэкер Кроненберга. Бывший ребенок-вундеркинд, 28-летний Пэкер до смешного одержим смертью. «Мы умираем каждый день», - проговорил он скептически одному из своих советников, которых у него огромное число. Пэкер проходит каждодневные осмотры у врача, потому что он наслаждается рутиной, но также и потому, что хочет подтвердить свои подозрения. Он убежден, что понял кое-что, когда ему сказали, что у него ассиметричная простата. Довольно забавно смотреть на Паттинсона, этого молодого, пока еще не слишком опытного актера, когда он играет Пэкера – махинатора, который считает себя лучше всех остальных, но сейчас он не может спать, потому что боится, что теперь он больше никому не нужен.
В обеих версиях «Космополиса» Пэкер ищет что-то, что разрушит эту рутину. Несмотря на совет его телохранителя Торвала (Кевин Дюран), он продолжает свое движение на другой конец города через анархистско-демократический бунт и пробки, вызванные визитом Президента, желая подстричься. Ритуал, а также значимость этого ритуала – вот что важно для Пэкера. Пэкер настаивает на этой поездке именно из-за этих самых беспокойств, о которых Торвал предупреждал его, объяснял он во время одной из своих многочисленных декламационных речей. Он больше не ждет своей смерти, он ищет ее.
Пэкер является по своей сути, впрочем, как позже и будет сказано в одной из его речей, противоречивой фигурой. Например, он позволил Виджи Кински (Саманта Мортон), одной из наиболее решительных и откровенных его советников, сказать ему, что эти атикапиталистические протестующие, которые препятствуют его успеху, на самом деле являются еще одной частью капиталистической системой. Пэкер Паттинсона безразлично согласился с такой оценкой, но все меняется, когда он видит одного протестанта, который поджег себя. Кински настаивает, что подобный жест этой акции не важен, но Паттинсон сердито возражает, говоря, что это важно. И Паттинсон недовольно морщился, когда принялся опровергать негативную оценку Мортон. Здесь его желание умереть раздражает, чего в книге нельзя почувствовать.
Кроненберг и Пэкер Паттинсона показали нам отличительный вид суицидальных наклонностей, ведь их персонаж играет не последнюю роль в организации собственной гибели. В романе ДеЛилло «Космополис» Пэкер знает, что происходит с йеной, стоимость которой продолжает расти, но не принимает эти знания близко к сердцу. В изменениях, внесенных Кроненбергом, он менее уверен. Пэкер, таким образом, более непосредственно показывает свое разочарование в связи с крахом своих возможностей. Он ищет другие решения своей проблемы и видит, что его всегдаподтакивающая команда может только подтвердить его бессилие. Он не организовывает свое собственное падение, нет, он просто отчаянно ищет его, не зная точно, действительно ли найдет то, что ищет. Пэкеру удается это только благодаря счастливой случайности: у этого мужчины и убийцы, который ищет его, намного больше общего, чем они оба считают.
В то же время Кроненберг ничуть не преуменьшает масштабный и наполненный рассказ ДеЛилло, вырезанные сцены только добавляют размаху этому роману. Несколько сцен, включая интерес Пэкера насчет покупки капеллы, как и его визит в ночной клуб, полного рейверов, были необходимы, чтобы создать единую канву повествования Кроненберга. Но в этом смысле эти сцены так же важны, как и те, где Кински и Торвал дают совет Пэкеру. Все важно в «Космополисе» Кроненберга, но не обязательно все должно быть так, как было в книге ДеЛилло. И это сделало фильм своеобразной дискуссией о взаимосвязанности-противоречивости денег и мыслей, безумно богатым и невероятно комплексным. И мы не можем дождаться, чтобы снова увидеть его.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Обзор Канн: «Космополис» Дэвида Кроненберга – это и восхитительная адаптация, но также и богатое, комплексное изучение главного героя
|