Встреча с голливудской звездой обычно предполагает большой номер-люкс в пятизвездочном отеле и определенный уровень церемонии, который удовлетворит и Короля-Солнце (король Франции Людовик XIV – примечание переводчика). Так к чему готовится с Кристен Стюарт, которая в гордом одиночестве пришла в маленькое уютное кафе в Лос-Фелис, в тихом районе Лос-Анджелеса, и в течение трех часов беседовала со мной, а, собравшись уходить, попыталась оплатить счет за мой кофе без кофеина и свой миндально-молочный латте? И это актриса, слывущая требовательной и недружелюбной во время интервью.
Стюарт заработала такую репутацию в самый разгар «Сумеречной лихорадки». Она вела себя как девятилетняя, ведь ничто не подготовило ее к мировой истерии, сопровождавшей сложные отношения Беллы Свон с невероятно красивым вампиром Эдвардом Калленом, которого сыграл Роберт Паттинсон, ее бойфренд в реальности. В восемнадцатилетнем возрасте Стюарт провоцировали и преследовали, нападали толпой и охотились, на разных сайтах в глобальной сети каждый ее комментарий и наряд подвергались суровой критике. Неудивительно, что она, появляясь на торжественных мероприятиях и пресс-конференциях, казалась очень настороженной.
– Наличие такого большого количества человеческой энергетики давит на тебя, а затем, критически проанализировав, очевидно, обезоруживает, – говорит она, ссутулившись над своей чашкой кофе. – Проблемы с контролем раздражают меня. Эта неизвестность: что же произойдет. Виденное людьми было тем, что происходит, когда ты испуган. Ладони потеют, колени трясутся, кажется, что не могу стоять в каблуках, тяжело дышать, испытываю тошноту. Я сильно нервничаю, а затем организм пытается как-то успокоиться, и я становлюсь такой усталой, что просто... – и она валится на стол.
Стюарт явно нуждалась в силе. Часть ее пришла изнутри: – Я сделала шаг назад и немного ослабила контроль. Сейчас я просто проношусь мимо, хотя есть еще кое-что, из-за чего я до сих пор очень нервничаю. На самом деле я все еще лично заинтересована. Вы можете сесть со мной перед камерой на пятиминутное интервью и реально спровоцировать. Меня очень легко заставить нервничать. – Но она также научилась использовать в своих интересах моду. – Я начала работать в совершенно чуждой мне обстановке: фотосъемки, именитые фотографы, необходимость иметь дело с известными дизайнерами. Я чувствовала себя не на своем месте и молодой. И помню, как встречалась с наихудшими людьми, которых только можно представить. Просто опустошающие, беспощадные люди из мира моды, настоящие «Дьявол носит Прада».
А потом встретила и других людей: очень вежливых, естественных, творческих и увлеченных. Все, кого я встречала у Шанель, были замечательными, и работать с ними – одно удовольствие. – Так, Шанель от кутюр – ее броня? – Определенно. – Карл Лагерфельд же для нее «хорошо» обо всем осведомлен. – Как сторонний наблюдатель я думала: «Он, вероятно, безумно претенциозный», но он совершенно не такой, как вы думаете. Он забавный, находчивый и может поговорить с тобой обо всем: от заезженных фильмов до римских фонтанов, или в полной мере заменить собой фотографа, или весьма откровенно растолковать ситуацию.
Более тесными ее отношения с домом моды стали во время съемок фильма «Зильс-Мария», жемчужины киноиндустрии, поддержанного Шанель, в котором Стюарт сыграла Валентину, загадочную помощницу европейской актрисы, чью роль исполнила Жюльет Бинош. Автор сценария и режиссер – Оливье Ассайас, съемки велись, в основном, в Швейцарии. Это взгляд на славу, изоляцию, старение и запутанный поток любви между женщинами. – Положа руку на сердце – я была напугана, – делится воспоминаниями Стюарт. – Я не только покинула свою культурную среду, но и работала с одной из самых известных французских актрис всех времен. Так что это был быстрый процесс испытания не только перед ней, но, думаю, и перед собой тоже. При первой встрече между вами либо есть эта искра, либо ее нет. И мы влюбились друг в друга.
Валентина должна защищать свою начальницу, Марию Эндерс, от папарацци (Валентина относится к ним не иначе, как к «тараканам», это также и собственный термин Стюарт для представителей бульварной прессы), заниматься удалением из гостиничного номера Марии обернутых в целлофан корзин с цветами, читать вместе с ней тексты роли, забирать ее пьяную из казино и фокусничать с телефонными звонками от бывшего мужа и его адвоката. Третий персонаж фильма – преследуемая поклонниками и фотографами ветреная звездочка Джо-Энн Эллис, чья жизнь в плане скандалов и внимания прессы – зеркальное отображение самой Стюарт. – Считаю весьма забавным, чистой случайностью, что из-за меня в некоторые сюжетные линии добавилась ирония, – говорит Стюарт. Первоначально предполагалось, что именно она исполнит роль Джо-Энн, принятую затем Хлоей Грейс Морец, – но это ни на секунду неприемлемо для меня, – говорит она. – Роль замечательная, но вы бы потеряли иронию. Я сыграла бы аналог себя, привлекая массовый интерес и вызывая комментарии о том, насколько все это смехотворно. Но играть более сдержанную, второстепенную роль наблюдателя, конечно же, принесло большое удовлетворение. Я настолько полюбила слова роли, что внутренне улыбалась. – Накопленный опыт знаменитости: неприкаянность и отчуждение, капризность, всеобщее внимание и одиночество – это, по ее словам «весьма точно. Очевидно, что мне это очень хорошо известно».
Стюарт – первая американская актриса, которая получила премию Сезар за роль. – Думаю, это вызвало здесь немного узнаваемости, – говорит она. – Перед Оскаром я видела это везде, – что может помочь продвижению фильма в Штатах. Другой ее недавний фильм «Все еще Элис» был отмечен на самой церемонии вручения премии Оскар, когда ее экранная мать, Джулианна Мур, получила Оскар за лучшую женскую роль, сыграв профессора лингвистики, страдающего от ранней стадии болезни Альцгеймера. Ручаюсь, что любой, посмотревший фильм, потеряет самообладание, а Стюарт говорит: – Вы рассказываете кому-то краткое содержание истории, и все хватаются за сердце. Это сокрушительный фильм. – Ее персонаж, Лидия, – младший ребенок Мур, начинающая актриса, в фильме у нее несколько самых трогательных сцен со своей матерью: – Джули на самом деле гений. Я уважаю то, каким образом она понимает кинопроизводство. Работа с ней походила на родственную связь. И мы составили очень хорошую команду. Мы непрестанно разговаривали.
Есть актеры, которые прикидываются, что не читают в прессе о себе самом. Стюарт не из их числа. – Я хочу знать, что происходит, – говорит она. – Абсолютно. Я не тот человек, который не читает отзывов. Я их читаю. Это завершает процесс. – Она также гуглит себя. – Если я нервничаю из-за платья или чего-то еще. Я не хочу выходить на улицу, не зная, что обо мне говорят люди. Когда обо мне начали появляться комментарии, это весьма обескураживало, но сейчас это весьма далекие воспоминания. Чихать мне с высокой колокольни, что обо мне написал какой-то ребенок из Монтаны. Но мне, как правило, хотелось бы знать, что было сказано, но только потому, что очень часто приходится взаимодействовать с этим из-за задаваемых вопросов.
Она выполняет свою комплексную проверку – и кое-что из этого бывает неприятно читать. Зрители могут вкладывать в эти изображения [фотографии Кристен и Алисии, сделанные папарацци] больший смысл из-за тенденции к слиянию экранных ролей Стюарт с ее частной жизнью. Так случилось, что она приняла решение играть сексуально неоднозначных персонажей. Ее превосходное представление рок-звезды Джоан Джетт в «Ранэвэйс» включает любовные сцены с Дакотой Фаннинг, а в «Зильс-Мария» отношения Валентины с Марией, по меньшей мере, содержат много невысказанного томления.
– Я не намереваюсь дразнить людей, – говорит Стюарт. – Я тяготею к воплощению персонажей, которые не слишком далеко ушли от меня. Естественно, мне отчасти нравится жить в серой области жизни. Я не считаю логичным давать ясное определение - для меня это нецелесообразно. Так что существует двусмысленность, которую я смогла очень естественно сыграть в обоих этих фильмах. – Я спрашиваю: думает ли она, что сексуальность – это флюиды, диапазон, многообразие? – Совершенно верно. Да. Это то, чего я придерживаюсь. То, что я чувствую.
Та же двусмысленность – нечто, теряющееся в ее выборе одежды. – Мне требуется черная подводка для глаз, было бы странно обходиться без нее. Но я либо выгляжу очень сексуально, либо безумно андрогинно, – говорит она. – Вообще-то мне не нравится красивая прическа. Есть в этом что-то, заставляющее чувствовать, словно я ношу костюм. До тех пор, пока у меня обычная прическа, то со всем остальным я по полной программе могу согласиться. – Сегодня, она больше на андрогинном конце спектра: в полосатой рубашке с короткими рукавами и с тяжелой серебряной цепочкой на стройной шее. Новая татуировка – фрагмент из картины «Герника» Пикассо показывается на ее правом предплечье, когда она наклоняется вперед, остроумно, с умом и абсолютной честностью отвечая на вопросы. И именно это настолько замечательно в ней: она совершенно беззащитна. Настолько, что не может даже солгать для спасения репутации: – Я бы сказала, что это настолько очевидно, что даже нельзя назвать ложью.
В интервью она всегда находит, что похвалить в фильме, так что говорит: – Мне просто нужно действительно хорошенько сосредоточиться на всем, что было хорошего. Если у меня не получился контакт с режиссером, то я расскажу о великолепных отношениях с командой. – Или, в крайнем случае, – питание было невероятным, нас всех очень хорошо кормили на съемках этого фильма. – Не то, что бы питание для нее нечто особенное, хотя Стюарт любит готовить и умеет, она говорит: – на долгое время еда ужасна. Могу питаться и на заправочной станции. – Колебания ее веса незаметны, но она заявляет: – Я становлюсь немного больше, чем размеры образцов модной одежды, когда ем чизбургеры, но чувствую себя счастливой и спокойной. Если испытываю стресс или работаю – вес тут же падает. Мой вес и сон зависят от моей нервной системы. Иногда я могу спать по 12 часов в сутки, а иногда в течение нескольких месяцев сна для меня просто не существует. Я человек некрупный, но если я как выжатый лимон, то становлюсь слишком худой. Но когда я действительно счастлива... то весьма наслаждаюсь едой, и мне нравится выпить бокал красного вина.
Ей требуется месяц и персональный тренер, чтобы войти в «феноменальную» форму, но она может прекрасно справиться и за две недели простых отжиманий. – Если я не в лучшей форме, то могу сделать 10. Если пытаюсь набрать форму, то в течение дня каждые полчаса буду падать и делать 20. За один день могу сделать 250 отжиманий, что довольно впечатляюще. Но я человек, которому никогда недостаточно того, что он имеет. Я всегда подначиваю друзей на армрестлинг, пытаюсь жонглировать четырьмя мячами вместо трех и говорю: "Ох, а можете зажечь зажигалку мизинцем? Я могу».
Обе ее роли в «Зильс-Марии» и «Все еще Элис» интеллектуальные, скромные исполнения, но Стюарт также и экшен-героиня. Она не забывает атаку 100 других всадников на пляже в Уэльсе во время съемок «Белоснежки и Охотника»: – Обе ноги вылетели из стремян, и большой палец сломался, при этом я добела стиснула кулаки, и, в конце концов, они сказали: «Это здорово! Можем еще разок?», но я ответила: «Неа. Я только что почти умерла там». – Как же она сломала палец? – Удар гнома или что-то еще, – невозмутимо ответила она.
У Стюарт есть вкус к комедии: она почти призналась в роли в следующем проекте Вуди Аллена наряду с Джесс Айзенберг и Брюсом Уиллисом, беспечно, но говорит: – Я прочитала сценарий только один раз, а кто-то сидел возле моего дома и ждал, чтобы забрать его. Так что мне, вероятно, не разрешается говорить вам об этом. Но для меня большая честь работать с ним. Я чувствую себя довольно везучей. Не каждый в обязательном порядке получает этот шанс. – Она также получила небольшую роль в новом фильме Энга Ли и явно спокойна вне зависимости от того, главная это роль в фильме или нет. – Мое единственное опасение – относительно исполнения мелких деталей, – объясняет она, – они пытаются указать меня второй в анонсе или что-то в этом роде, но я участвую в трех сценах. Это неуместно и неловко. – Я прокомментировала, что там могут быть несколько актеров, которые отбиваются, чтобы не появиться в трейлере фильма. – Я нахожусь в довольно странной ситуации, – соглашается она. – Уверена, как и для Дженнифер Лоуренс, скажем, если она играет в фильме небольшую роль, или Эммы Уотсон, это – то же самое.
Кинокомпании часто используют эту тактику, чтобы заработать больше денег, и не без оснований. В 2012 году Стюарт была настолько рентабельной звездой, что приносила 40 долларов дохода на каждый доллар, потраченный на фильм, в котором снималась. – Это просто «Сумерки», – говорит она, пожимая плечами. – Это единственное кино, в котором я снималась, заработавшее столько денег. То есть с парой других было все нормально, но это – единственное в своем роде. Теперь я в списке и могу давать зеленый свет проектам. – Так чем же она хочет заняться следующим? – Я очень люблю большие американские фильмы, когда они хорошие. – По ее словам, голливудская машина может: – быть плодотворной, каждый раз это – рискованное предприятие и занимает очень много времени и энергии, но это может и оставить вас ни с чем. – Хотя, производство инди-фильмов: – это же во всем мире. Все снимают его без какой-либо причины, за исключением порыва и импульсивного желания творить, и это – замечательно. Мне нравится. Это подлинно. Это не дает известности или богатства. Популярность – хуже этого нет, она бессмысленна. Люди хотят стать знаменитыми, чтобы ничего не делать.
Рисует ли она акриловыми красками большие абстракции и увеличивает фотографии в своем гараже, или пишет стихи в свободной форме, переделывает сценарии или готовится режиссировать свой первый короткометражный фильм, Стюарт – творец. А больше всего в фильме она любит быть частью команды. Единственное время, когда она, по своим словам, проявляет страсть: – и довольно обоснованно, если кто-то плохо относится к другим людям, я чувствую что-то вроде праведности, когда говорю им. Я работала с мужчинами – режиссерами и главными операторами, которые просто становятся оскорбительными, и все дело в эго. – Первым примером, какой должна быть женщина, для нее стала Джоди Фостер, когда они снимались в «Комнате страха», а Стюарт было девять: – для нее было важно, чтобы к людям относились хорошо. Она была таким основательным матриархом и заботилась обо всех.
Работа с сильными женщинами – огромный выигрыш для Стюарт. – Мне лучше работается с женщинами, – говорит она. – Я очень многому научилась у мужчин, они меня вдохновляли, но, думаю, чтобы женщину услышали, ей неизбежно придется работать более усердно, чем мужчине. И есть определенные способы, которыми женщины достигают этого, что весьма уникально для них.
Стюарт нравилось думать о себе и с материнской стороны, как о наставнице: – Да, я уже веду себя подобным образом с моей небольшой компанией друзей. Надеюсь, что это так. Мне нравится готовить, я люблю своих собак, люблю быть дома. Я переросла изолированного человека, но природа сверхузнаваемости означает, что легче наслаждаться жизнью у себя дома.
Я спрашиваю, считает ли она Голливуд сексистским, и та почти кричит в мой диктофон: – Боже мой, отвратительно! Отвратительно! Это безумие! Это очень обидно и сводит с ума. – Она гордится равной оплатой речи Патрисии Аркетт на Оскаре и говорит: – Недавно я получила пару просто смехотворных предложений. «Я снимусь в этом фильме? Я продам этот фильм? И мне не заплатят, только вам? Что, черт возьми?» Оскар – платформа, своеобразная трибуна. Когда я увидела Патрицию, это было, как: «Да! Может быть, я буду немного больше стоять за себя». Потому что в определенные момент вы скажете: «для девушки, это действительно хорошо». А этого больше недостаточно. – Я спрашиваю, чувствуют ли то же самое, что и она, молодые мужчины актеры, с которыми работает? – О, нет, они очень похожи на «Йю-хуу!», получая больше денег за ту же самую работу.
Что же касается более унижающего достоинство сексизма, Стюарт говорит, что она не чувствовала подобного: – Мне действительно повезло, что я никогда не чувствовала себя используемой или эксплуатируемой режиссером. – Это, пожалуй, отчасти потому, что вся ее семья занята в киноиндустрии. Она родилась в Лос-Анджелесе, ее мать – помощник режиссёра по сценарию и режиссер, отец – телепродюсер, и на съемках фильмов она чувствует себя как дома. Это также может быть потому, что отношение Стюарт к съемкам сексуальных сцен освежающе спокойное. – Я не против них, – пожимает она плечами. – Я ненавижу их лишь в том случае, когда они надуманные. Тогда это превращается в какой-то гротеск и неловкость. В «Сумерках» нам нужно было снимать самую эпичную сексуальную сцену изо всех [когда Белла Свон, наконец-то, выходит замуж за своего красавца-вампира]. Она должна была стать невероятной и потусторонней, нечеловеческой. Лучше, чем самый крутой секс, который только можно себе представить. И мы недоумевали: «Как, черт возьми, нам это сделать?» Мы очень смущались, осознавая все это: мы с Робом [Паттинсоном] и продюсеры. Это было мучительно. Какой отстой, потому что мне хотелось, чтобы это было здорово. За исключением этого, сцены секса такие же, как и любые другие обычные сцены. – Когда я сомневаюсь, что для нее на самом деле не существует никакой разницы быть топлесс и лежать под кем-то, она протестует: – Честно, нет. Думаю, мы на самом деле сумасшедшие самопосрамляющие чудаки по поводу секса. Я просто приравниваю вопрос, когда довольно успешная актриса, наконец-то, играет сцену в фильме, показывая свои сиськи, а до этого момента ей не приходилось такого делать, и, может быть, она совершила это лишь ради престижа, и на данный момент времени все нормально, потому что это классно, я думаю: «О боже, спасибо за открытие миру своих сокровищ». Я говорю: «Позволь это». Для меня смысл в том, как ты сокращаешь расстояние между собой и аудиторией, собой и персонажем. Я просто думаю, что люди немного встревоженные и странные по этому поводу.
На этом одна из наименее встревоженных и странных персон в Голливуде встает и спокойно покидает кафе, совершенно никем незамеченная. Которая, когда вы об этом задумаетесь, является одной из самых замечательных актрис в мире...
«Зильс-Мария» выходит по всей стране 15 мая (выход в свет в Великобритании).
Информация о фотосете:
Снято 17 февраля 2015 г. Алекси Любомирски в Малибу, ЛА, прическа – Адир, макияж – Джиллиан, маникюр – Эшли, стиль – Миранда Элмонд, интервью – Саша Слейтер. Все наряды – Chanel.
За кулисами:
Ади: «Я очень сильно люблю этого человека #KristenStewart #легкийденькогдавызависаетесдрузьями!» Перевод выполнен Lelishna специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Интервью Кристен Стюарт в журнале "Harpers Bazaar" (Великобритания): "Я чувствую себя довольно везучей"
|