Актрисы: Гавана Сэгранд и Кларис Таггарт
«Не превращай меня в «мама дорогая»». В центре истории о семье Вайссов – одна из самых известных клиенток Сэнфорда Вайсса; знаменитая, но слишком быстро исчезающая Гавана Сэгранд, которая очень долго жила в тени своей еще более легендарной матери, классической звезды Голливуда Кларис Таггарт, которая погибла от загадочного огня. Роль Гаваны и ее призрачного матриархата исполнили 4-кратная номинантка на Оскар Джулианна Мур и обладательница многих наград, канадская актриса Сара Гадон.
Мур была первым актером, подписавшимся на участие в «Звездной карте», за несколько лет до того, как начались съемки, и она оставалась верна этой роли. «У этого фильма есть две большие достопримечательности – Дэвид Кроненберг и Брюс Уэгнер», - объясняет она. – «Я всегда хотела поработать с Дэвидом, его работы такие уверенные, такие интересные. И Брюс, такой одаренный в своих работах, такой креативный, он действительно знает, как смешать смешное с возвышенным. Вы переживаете высоко комедийный момент, а уже в следующее мгновение оказываетесь в чем-то темном и драматичном. Так что, когда такой материал попадает в руки к такому режиссеру, как Кроненберг, это захватывающе».
Она видит эту историю частично историей о Голливуде, но также она выше Голливуда, касается человеческих амбиций и высокомерия во всех сферах жизни. «Это комментарий к тому, как мы живем сегодня, но все это показано через жизни знаменитостей», - сказала она. – «Это действительно фильм больше о человеческой природе, о том, чего люди хотят в столь короткий промежуток их жизни и о том, как они слепы по отношению к своей смертности».
Кроненберга удовлетворило сложное, мучительное и исполненное неврозами исполнение Мур Гаваны. «Джули такая забавная, такая способная, такая умелая и ловкая», - комментирует режиссер. – «И как только она вцепилась в этого персонажа, её нужно было лишь немного направить то тут, то там. Это на самом деле не очень частая практика, когда актриса может сыграть актрису – на самом деле, многие актеры не любят играть актеров – но Джули испытала большой энтузиазм из-за этой роли».
Он продолжил: «Она создала своего рода великолепного монстра, развратного, бесстыдного монстра. Она никогда не была запугана Гаваной, и вообще ничего не боялась».
Мур сказала, что ее изображение Гаваны основано на «амальгаме людей, которых я знаю и за которыми наблюдала. Она – та, кто живет жизнью в полной изоляции в этом выдуманном мире. У нее в действительности нет семьи и она все еще очень зла на свою мать, ведь чувствует, что ее подвергли насилию. Она всегда жила в тени своей матери, и в ее разуме это все перемешалось, такой себе фрейдовский беспорядок».
Этот психический хаос принимает еще более темный оборот, когда Гавана хочет получить роль ее матери в одном горячем, новом фильме – но проигрывает ее более молодым, более горячим актрисам. В разгар всего этого невыразимого страха, Гавана начинает видеть дразнящий ее призрак Кларисы, да еще и в самые неподходящие моменты, что придает роли Сары Гадон интригующие нотки.
Гадон уже работала с Кроненбергом в «Опасном методе» и «Космополисе», и он вновь позвал ее в свой новый фильм. «Сара – восходящая звезда и мы уже сняли два фильма вместе», - сказал он. – «Это может быть самая маленькая роль из тех трех, что мы сделали – но мысль о том, что она будет играть мать Джулианны Мур, была совершенно неотразимой. И это такая милая, необычная роль, ведь она просто призрачное воспоминание».
Вскоре спектральные воспоминания Гаваны Сэгранд и дальнейшая судьба связывают ее с семьей Вайсс – особенно когда давно отсутствовавшая дочь Сэнфорд Вайсса становится ее ассистентом в длинной череде неудачных партнерств.
Семья Вайссов
«Для изуродованного шизофреника вы отгородите город».
С первого взгляда семья Вайссов казалась олицетворением современной жизни. Они, конечно, добились славы, материального богатства и узнаваемости, но они также страдают от сомнений, горечи и глубоких, темных секретов, которые угрожают изменить весь их образ жизни. И всему виной появившаяся давно отсутствующая, вычеркнутая из их жизни Агата.
После трагического несчастного случая, который оставил ей после себя ужасные шрамы, Агату ради ее же безопасности поместили в психиатрическую лечебницу… где она оставалась до сих пор. Недавно выпущенная, она возвращается в Лос-Анджелес, где залегает на дно и начинает работать на Гавану Сэгранд, с расстояния наблюдая за своей семьей, ожидая шанса сделать свой ход.
Миа Васиковски – восходящая звезда, которая вышла на первый план с помощью серии смелых ролей, начиная от возмущенной гимнастки в сериале «Пациенты» канала «HBO» до дочери искусственного оплодотворения в «Детки в порядке» и к главной роли Джейн Эйр в экранизации Кэри Фукунага.
Кроненберг заметил, что эта роль не легкая. «С Агатой, есть столько поворотов, что вам нужна актриса, которая чрезвычайно тонко чувствует своих персонажей. Вам нужен кто-то, кто чувствуется невероятно открытым и не кажется зловещим, кто выглядит невинным, пока не раскрывает всей глубины своей опасности», - сказал он. – «Агата продолжает говорить: «Я просто хочу загладить свою вину» - и вы должны верить этому, когда она говорит, что требуется действительно замечательная актриса, как Миа. Она – та, за кем я наблюдал многие годы, даже хотя она и очень молода, она уже снялась во многих прекрасных фильмах. Когда эта зловещая сторона открывается в ее Агате, это довольно ошеломляюще».
Васиковски сама впервые приехала в Голливуд подростком, и вспоминает это как «совершенно чужой мир, с очень специфическим светом и сильного рода чувствами».
Читая сценарий Уэгнера, она чувствовала, что он захватил эту смесь странного и заманчивого. «Эта история – преувеличенная версия жизни здесь, но я нахожу это действительно тревожным», - сказала она. – «Люди, которые кажутся самими близкими в этой истории, это также те люди, жизни которых совершенно запутались. Это очень соответствует Городу потерянных ангелов».
Васиковски особенно привлекла двойственность ее героини. «Я люблю Агату, ведь у нее есть темная сторона, но в то же время во многих отношениях она очень положительный персонаж. Есть в ней что-то очень милое и грустное, в этой девушке, которая росла среди своих одержимых знаменитостью родителей и у которой проблемное прошлое, и она просто действительно хотела вернуться в семью», - отмечает она. – «Они полностью отвергают ее, но в некотором смысле она отчаянно пытается имитировать их жизни. Она отчаянно пытается найти себя».
Погружаться глубже в Агату – это значит исследовать ее, начинать стоит с ее тела, отмечает Васиковски, которая проводила несколько часов в кресле визажиста каждый день, чтоб создать обгоревшую кожу Агаты.
«Она носит перчатки, чтобы скрыть свои ожоги, на лице у нее шрамы и у нее есть свои ритуалы со стихами и таблетками, которые она принимает», - объясняет актриса. – «И все это очень отличается от того, кем она является».
Этот фильм – первое сотрудничество Васиковски с Кроненбергом. В первый же съемочный день ей пришлось пройти испытание огнем, когда они снимали сцену, где Агату избивает ее отец, сыгранный Джоном Кьюсаком, после попытки наладить отношения с ее матерью. «Это была типичная инициация для фильмов Кроненберга», - смеется Васиковски. – «Но работать с Дэвидом замечательно. Он действительно спокоен и доверят вам создавать своего персонажа. Это всегда интересно, что люди, которые создают самые тревожные психологические фильмы, зачастую самые милые и добрые люди».
Последний человек, которого когда-либо надеялась вновь увидеть Агата – глава семьи Вайсс: Сэнфорд, ТВ-психолог, чьи «Часы личной силы» предлагают банальности нового века и разбавленный анализ для масс, тогда как сам он занимается интимной психодинамичной работой со своими звездными клиентами, включающими и Гавану Сэгранд.
С первого же мгновения в свою роль влился и обладатель Золотого глобуса Джон Кьюсак. Кьюсак и сам вырос из ребенка-актера в молодого сердцееда, а затем в признанного актера, так что вероятно у него была уникальная возможность взглянуть изнутри на динамичность звездной жизни, которая началась еще в детстве. Вдобавок ко всему, Кроненберг сказал, что Кьюсак «не боялся прямо сейчас отправиться в самые темные глубины этого персонажа и, да, так или иначе, также был очень очарователен и соблазнителен».
Кьюсак встретил Брюса Уэгнера десять лет назад, когда они оба работали в фильме «Одно безумное лето», но его сценарий к «Звездной карте» удивил Кьюсака. «Это самая дикая деконструкция голливудской славы и их тайн и всего того токсичного варева, которое я видел», - сказал он.
Хотя Кьюсак и сообщил, что Голливуд всегда был смесью «грез и фантазий» в царстве зарабатывания денег, он также отметил, что все поменялось даже еще больше за последние несколько лет.
«Еще когда я начинал играть, все было по-другому. Тогда никто не задумывался о том, кому больше всего платят или какой фильм сколько собрал в минувшие выходные. Люди не интересовались тем, чтобы преследовать знаменитостей, узнать, где те завтракают и что значили их слова, сказанные кому-то. Эта одержимая знаменитостями культура родилась где-то десять-пятнадцать лет назад. Если вы хотели знать что-то об актере, вы должны были посмотреть на его работы, на фильмы, в которых он снялся – восхищение шло от работ актера, а не от его статуса».
Сэнфорд Вайсс чувствует эти глубокие, неудовлетворенные эмоциональные потребности, витающие вокруг него, и пользуется этой возможностью. «Он видит в себе целителя», - говорит Кьюсак. – «Он отчасти Тони Робинс, отчасти Рейк Мастер, отчасти шринк. Но его сын – настоящая звезда – известная подростковая звезда пошиба Бибера».
В создании отношений Сэнфорда со своим сыном – не говоря уже о дочери, которую он пытается держать подальше от их жизней – Кьюсак особенно наслаждался работой с Кроненбергом, впервые, кстати.
«Здесь есть ярость в том, как Дэвид исследует определенные темы, и это было частью этого фильма», - комментирует Кьюсак. – «Он пытался вывести всех на чистую воду. Как и некоторые другие, с кем я работал, Вуди Аллен и Клинт Иствуд, он не использует репетиции, так что вы действительно должны доверяться своим инстинктам и пытаться выбросить все лишнее прочь, и просто играть перед камерой».
Продюсер Мартин Катц был взволнован, наблюдая за тем, что происходило, когда снимался Кьюсак. «Как патриарх семьи Вайсс, Джон – это важнейший персонаж, гуру знаменитостей и автор книги бестселлера о самопомощи. Я нахожу его дьявольским в очень глубоком смысле и да, здесь присутствует очарование и восхищение, что и делает Сэнфорда Вайсса очень человечным и убедительным».
Большая часть эго Сэнфорда завернута в прибыльный успех его сына, подростка, звезды «Плохих нянек» и плохиша таблоидов, Бенджи Вайсса. Мало того, что 13-летний Бенджи пытается исправить путь, по которому пошла его карьера после пребывания в реабилитационном центре, он еще преследуем его собственным виноватым подростковым призраком.
Кроненберг был уверен, что сможет найти актера возраста Бенджи, который сможет передать остроту диалогов Брюса Уэгнера, и он нашел все это в канадском актере Ивэне Бёрде, которого увидел в американской версии телевизионного сериала «Убийство».
«Нам нужно было, чтобы Бенджи был таким себе странным авторитетом», - объясняет Кроненберг. – «Удивительно, Ивэн, когда мы выбрали его, ему было только 12 и как раз исполнилось 13 за месяц до того, как мы начали съемки – и да, он обладает этим авторитетом, этой иронией и сарказмом, и в то же время в нем чувствовалось ребячество и уязвимость».
Бёрд был немедленно покорен сложностями этой роли. «Я люблю сложные истории с глубокими персонажами, или то, что не так уж весело снимать», - объяснил он. – «Что заинтересовало меня в Бенджи – на самом деле он не знает, что такое любовь и все же у него нет никаких ограничений. Так что он может исследовать все. Он заработал слишком много денег, он пользовался слабостями своих родителей, и он действительно облажался».
Поработать с Джоном Кьюсаком в роли эксплуататорского отца Бенджи – это также заинтриговало Бёрда. «Это было действительно волнительно встретиться с ним, ведь он большая звезда, но все же он приземленный, не как те люди, о которых вы слышали, но ведь этот фильм как раз об этом, да?» - любопытствует Бёрд.
Он также был заинтриговать сыграть кого-то, за кем в буквальном смысле охотится привидение – в случае с Бенджи его навешает больная девушка, которую он встретил в больнице, которую посещал в рамках рекламы. «У Бенджи есть этот призрак, который никогда не оставляет его одного», - объясняет Бёрд. – «Это бесит его, ведь он хочет быть нормальным. Он не хочет сойти с ума, как его сестра. И все же он продолжает видеть эту девушку».
Неважно, что Бенджи делает, существует один человек, который всегда будет защищать его как горячий товар Голливуда – его менеджер-мать, Кристина. На ее роль Кроненберг давно присмотрел Оливию Уильямс, известную своим широким кругом ролей от теперь-классической призрачной истории «Шестое чувство» до «Академии Рашмор» Уэса Андерсона и «Призрака» Романа Полански. Он знал, что ему нужна очень универсальная актриса, которая могла бы не только воплотить беспощадную сценическую мать, но и женщину с особо скрытными отношениями с мужем.
«Я положил глаз на Оливию еще много лет назад», - сказал режиссер. – «Она фантастическая и совершенно другая в каждом фильме. Я ухватился за возможность пригласить ее на эту роль, ведь чувствовал, что она сможет действительно сыграть этого персонажа, приехавшего в ЛА из ниоткуда, но готового яростно играть в игру Голливуда, игру матери знаменитости. И они с Джоном создали отличную харизматичную пару. У них была своеобразная жара, которая пошла на убыль, но все же сохранился этот разрушительный магнетизм между ними».
На первом чтении Уильямс нашла сценарий как забавным, так и пугающим. «Это опасно смешно, как сатира», - описала она. – «Но здесь есть и серьезные вещи – подсознание, безумие, паранойя, подавляемая правда – и я нахожу, что он невероятно мотивирующий и сердечный, но в то же время абсурдный».
Уильямс также привлекла траектория падения Кристины. «Она очень амбициозная женщина, и мы увидим ее падение с высот ее власти», - сказала она. – «Она работает в мире, где кто-то может быть самым противным человеком на земле и превратить вашу жизнь в ад, но вы все еще хотите, чтобы он снялся в вашем фильме, ведь это поможет вам заработать большие деньги».
Конечно Бенджи Вайсс – не тот актер, с которым все мечтают поработать – ругающийся со своими агентами и руководством, когда не тусит на вечеринках, несмотря на его нежный возраст – но Кристина больше волнуется за его будущее, нежели за его физическое здоровье. Однако и более глубокие семейные проблемы скрываются под агрессивной сосредоточенностью Кристины на ее сыне. Уильямс застенчиво отмечает: «Давайте просто скажем, что у нас с Джоном Кьюсаком очень сложные отношения на экране, которые можно описать как – что же это за слово? – зажигательные?».
Водитель лимузина
«Вдобавок мы оба запутаны вдвойне» Когда Агата Вайсс возвращается Лос-Анджелес, она мгновенно заводит отношения с первым человеком, который встречается на ее пути: водителем ее лимузина, будущим писателем, который работает наемным шофером довольно успешно, и который все больше запутывается, пытаясь разобраться в ее жизненной драме.
Роль Жерома досталась звезде, Роберту Паттинсону, который хотел поработать вновь с Кроненбергом после его главной роли в «Космополисе» (тогда Паттинсон играл миллиардера, который провел весь фильм на заднем сидении лимузина).
Он был одним из первых актеров, которые подписались на фильм, что, как сказал Мартин Катц, помогло привлечь финансирование к этому проекту. «Энтузиазм Роберта к «Звездной карте» - одна из тех вещей, что действительно помогла нам в начале. Жером – это небольшая роль, но она имеет очень важное значение в этой истории и его присоединение к актерскому составу придало нам потрясающий импульс», - вспоминает продюсер. – «В некотором смысле он играет Брюса Уэгнера, который сам начинал с водителя лимузина и безработного писателя».
Кроненберг был взволнован воссоединением с Паттинсоном и в такой другой роли. «Я думаю, Роб действительно счастлив быть частью этого ансамбля», - сказал он. – «Жером - это также критический персонаж, прекрасный персонаж, и это был шанс для Роба сыграть более реалистичную роль. Я знал, что он будет невероятным, и он таким был».
Опыт работы Паттинсона в «Космополисе» с Кроненбергом был настолько глубоким, что он согласился на роль Жерома еще до того, как прочел сценарий. Но когда он наконец-то сел и ознакомился с ним, он вспоминает: «Уже после двух страниц я подумал «вау», он совершенно другой и забавный. Я даже не знал, что люди будут делать с этим, но проект чувствовался опасным. Он вроде как сатиричен, но это также и история о призраках, и в то же время это триллер. Он бросает вызов жанрам».
Он видит в «Звездной карте» больше чем очередную историю о ЛА. «Это действительно история о людях, которые лгут сами себе – вплоть до самого конца», - подвел итог он.
Тем не менее, Паттинсон видит Жерома как самого обыкновенного из всех героев этого фильма, обманутых и отчаянных – типичный мечтатель ЛА, которого вы видите каждый день, обычный парень с обычной работой, который, тем не менее, всегда считает, что он всего в одном шаге от того, чтобы стать известным актером или писателем.
«Жером никогда не согласится, что он просто водитель лимузина. Я думаю, он чувствует, что просто ждет своего прорыва», - говорит Паттинсон. – «И все же он кажется единственным в этой истории, кто не сходит с ума – или кого не преследуют призраки. Он довольно нормальный парень, слегка странный для меня, правда».
Возможность поработать со своими предыдущими коллегами было еще одной причиной, что привлекла Паттинсона. О Джулианне Мур он сказал: «Она забавная и очень здравомыслящая, и очень иронично, что именно ей досталась роль Гаваны Сэгранд. И она так тонко влилась в своего персонажа, что вы просто не замечаете, что она делает. Это удивительно».
Наиболее тесно он сотрудничал с Мией Васиковски, Агатой, которая вынуждена полагаться на Жерома как на своего единственного друга в этом городе. «Я знал, что Миа будет замечательна в этой роли», - сказал он. – «Она такая милая, что для меня было ужасным наблюдать, как над Агатой издевается вся ее семья».
Для Кроненберга шанс поработать с такими актерами как Паттинсон и Гадон несколько раз – один из самых отрадных аспект в его работе. «Это действительно прекрасно для меня, видеть этот расцвет и эволюцию актеров, с которыми я работаю», - заключил он.
Прочитать первую часть производственных заметок вы можете тут.
Продолжение следует...
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Звездная карта»: Производственные заметки (часть 2)
|