«Чему дадим имя, то и укротить мы сможем» - совет доктора Сэнфорда Вайсса, гуру звездной самопомощи
«Звездная карта» соединяет дикую красоту Лос-Анджелеса писателя Брюса Уэгнера с приковывающим внимание кино режиссера Дэвида Кроненберга и звездным актерским ансамблем, который отвезет нас в мрачное комическое сердце голливудской семьи знаменитостей, которые столкнутся друг с другом и безжалостными призраками их прошлого. Результат – современная голливудская готика о хищной жажде 21 столетия – и также тоске, потери и хрупкости, скрывающихся в тени этого мира.
Зажигательная смесь Уэгнера и Кроненберга разрабатывала этот фильм два десятилетия.
Истоками история восходит к 1990-м, когда Уэгнер – тогда начинающий актер/писатель работал водителем лимузина, как и персонаж Роберта Паттинсона в «Звездной карте» - и начал запечатлевать свой опыт в Голливуде в сценарии. В то, что стало его карьерой в дальнейшем, он нырнул с головой, в эти всеохватывающие ситуации противоречия: во славу и лукавство, амбиции и мании, невероятный успех и впечатляющие падения. История обросла многими поворотами за эти годы, Уэгнер превратился в известного писателя и сценариста, но спустя десять лет Уэгнер решил показать свою работу Кроненбергу, поскольку они уже давно поговаривали о совместной работе.
«Учитывая эту тему темной стороны амбиций и славы, я чувствовал, что только Дэвид может сделать этот фильм», - сказал Уэгнер.
Действительно, хотя понадобилась парочка лет, прежде чем проект обзавелся нужным актерским составом и финансированием, Кроненберг сразу же был заинтригован бесстрашным сценарием Уэгнера, который балансировал на тонкой линии между комедией, ужасом и бодрящей честностью.
«Это история, которая действительно подходит этому времени, и при этом столь же яростно нападает на время, в котором мы живем, культуру, поп-культуру, технологию и все в том же духе, чем я действительно восхищаюсь. Я думаю, что в этом сила Брюса. Он не боится», - сказал режиссер. – «Сила сценария Брюса была в убедительности и такой харизматичности, что я почувствовал, что должен сделать это».
Кроненберг одинаково известен как тем, что, не дрогнув, возьмется за сложный сюжет, так и тем, что создает фильмы, которые бросают вызов устоям общества и существующему порядку вещей, захватывающие и визуально привлекательные. В начале своей карьеры он создал ряд ярких, фантастических триллеров, среди которых «Сканнеры», «Видеодром», «Муха», «Связанные насмерть», «Обед нагишом», «Экзистенция» и «Паук». Совсем недавно его режиссура стала более экспансивной с высоко стилизованным криминальным триллером «Оправданная жестокость» и «Пороком на экспорт», психологической, исторической драмой о Фрейде и Юнге, «Опасный метод», и его экранизацией «Космополиса», события которого почти полностью происходят внутри лимузина миллиардера во время одной роковой поездки по городу.
Для Кроненберга «Звездная карта» стала еще одним шансом перевернуть все устои – с тем, что он назвал «семейная драма, но не совсем обычная семейная драма».
Поставленная в центр истории семья Вайссов состоит из гуру самопомощи отца, подростка-красавчика сына, недавно вышедшего из реабилитационного центра, матери-менеджера, которая поддерживает высокие гонорары своего сына, итак уже достающие до стратосферы, и изгнанной, с мистическими шрамами дочь, у которой есть еще и опасная одержимость и которая пытается вернуться в лоно семьи. Живя среди ненасытно богатых-и-знаменитых, они никогда не останавливаются, не находя покоя от темных сил, от которых не могут сбежать.
«Конечно, семья в Голливуде, откусившая от голливудского яблока – вкусившая желания стать знаменитым и быть известным в глазах общественности – никогда не будет нормальной семьей», - говорит Кроненберг. – «Отец Брюса был в этом бизнесе и он вырос среди всего этого, так что я думаю, он действительно способен показать этот искаженный мир и давление на семью, которая вынуждена играть в эту игру».
Со всей этой возмутительной остротой семьи Вайссов, Кроненберг увидел, что у сценария Уэгнера есть не только сатирическая сторона – и он воспользовался им, чтобы исследовать сложные глубины этих персонажей.
«Что заинтересовало меня в сценарии Брюса – напряжение, которое он создал между сатирой и очень напряженной реальностью», - объяснил режиссер. – «Мы могли бы показать семью Вайссов с более комичной стороны, но я хотел немного приглушить это. Я хотел, чтобы каждого персонажа сыграли настолько реалистично и приземленно, насколько это возможно при их очень напряженных обстоятельствах жизни».
На протяжении всех этих лет и даже в процессе съемок, Уэгнер и Кроненберг продолжали обновлять сценарий так, чтобы он чувствовался частью современного мира. «Каждый раз, когда мы в очередной раз читали его и пытались создать фильм, мы с Брюсом проходились по сценарию и говорили: «О, лучше нам забывать об этом, сегодня оно уже устарело», - говорит Кроненберг.
Уэгнер сказал, что он доверился Кроненбергу. «Не было никакого компромисса при написании сценария, к лучшему или худшему. Он действительно пришел из той тьмы, которая, как я надеюсь, сменится светом в конце», - комментирует автор. – «Я знал, что Дэвид понимает как эту тьму, так и этот свет, ведь эти качества видны во всех его работах. Так что я очень благодарен судьбе и просто счастлив».
Между тем в 2011 году Кроненберг показал сценарий продюсеру Мартину Катцу, когда они работали над «Космополисом», и вскоре проектом занялись не на шутку. Катц сказал: «Я прочел много романов Брюса и наслаждался, читая его работы в «The New Yorker» - так что меня привлек тон этого фильма. Этот проект также обозначает первый раз, когда Дэвид снимает в США, и учитывая, что это фильм о западной культуре одержимости знаменитостями, сама возможность снимать фильм в Голливуде была острой и захватывающей. Фундаментально, что это история о том, как создавалась семья».
Когда работа над фильмом началась, Уэгнер продолжал очень тесно сотрудничать с процессом, Кроненберг пригласил его посетить съемочную площадку и дописывать необходимые сцены буквально на лету. День за днем Кроненберг засыпал Уэнера вопросами о тонкостях диалогов, даже произношении. «Брюс был идеальным способом все проверить», - сказал режиссер. Уэгнер продолжил: «Дэвид был добр, позволив мне быть частью процесса, но я действительно чувствовал, что все, что я написал, находится в его надежных руках. И он привнес что-то мистическое в то, что создал я».
Мистика - это действительно элемент сценария Уэгнера, который изобилует немертвыми так, как и любой старый дом с привидениями или шекспировская трагедия. Кроненберг сказал, что нашел свою призрачную историю, которая стала для него большим вызовом, хотя он и знал, как соединить вместе научную фантастику и ужас, но никогда не снимал ничего со сверхъестественными нотками.
«Я никогда в действительности не задумывался о призраках, ведь я не верю в них», - сказал он. – «Но мысль о том, что за вами охотятся воспоминания… для меня это очень реально. Я понимаю это. Я потерял своих родителей много лет назад, и я могу сказать что да, они преследуют меня, я могу слышать их, видеть, я могу чувствовать их. Я не думаю, что они, как призраки, существуют где-то, но они существуют в моих воспоминаниях, в моем разуме. Так что создавать персонажей, за которыми охотятся призрачные воспоминания – мне это казалось идеальной идеей, психологически и эмоционально».
Уэгнер признался, что призраки всегда были частью пейзажа Голливуда – царство сверхъестественного, скрытого и вывернутого наизнанку; построенного на вершине напряжения, нематериальных воспоминаний, мимолетных надежд и нерешенных потребностей. «Здесь есть, конечно же, призраки на бульваре Сансет», - сказал он, имея в виду классика нуара Билли Вайлдера, одного из тех, кто вдохновил его на эту историю, – «и в этом фильме также есть призраки, которые, как я считают, придают этой картине элементы смерти, разврата и воскрешения, но в очень современный способ».
Эти темы и пьянящая смесь Кроненберга и Уэгнера вскоре привлекли и актерский состав из звезд первой величины, которые воплотили своих персонажей без каких-либо ограничений.
Продолжение следует...
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Звездная карта»: Производственные заметки (часть 1)
|