Очень долго Роберт Паттинсон был только Сумеречным вампиром; секс-символом всех подростков в мире, любимцем таблоидов, которые упивались его сложным романом с коллегой Кристен Стюарт. А потом он встретил Дэвида Кроненберга и снялся в его фильме, «Космополисе», в 2012 году, открывшем новую страницу в его карьере и изменившем его имидж. От пригорода Барнса, где он родился, до его новой жизни в Голливуде, эта статья являет собой портрет жизни актера, жертвы очень долгого непонимания.
На протяжении веков ничто не нарушало покой города Монтепульчано, расположенного в самом сердце Тосканы, провинции Сиена. Его жители занимались сезонным сельским хозяйством, и каждый день любовались остатками эпохи Ренессанса, которая включала себя архитектурными останки, разбросанные по всему городу. Время здесь текло тихо и спокойно, современная жизнь сюда едва ли доходила, пока одним майским днем 2009 года Монтепульчано не пережило краткий, но такой интенсивный момент славы. И всего за несколько дней, на которые город дал согласие на проведение съемок американского блокбастера, и не просто блокбастера, а самой Сумеречной саги («Новолуния»), самого долгожданного подростками всей планеты фильма. Все было распланировано, чтобы избежать неожиданностей: съемки проходили на Пьяцца Гранде, откуда открывался вид на город, 1500 итальянцев присутствовали в этой сцене, а также множество телохранителей окружало актеров фильма, а именно актера-звезду Роберта Паттинсона. Но ничто не прошло так, как запланировали. «Все было очень странным, совершенно не таким, как планировалось», - вспоминает Крис Вайц, режиссер фильма. – «Город был захвачен автобусами с фанатами, которые приехали со всех уголков мира. Мы были поражены, но должны были держать ситуацию под контролем и защищать Роберта, ведь эти девочки были без ума от него». В общем, им пришлось отложить начало съемок, и режиссер вспоминает одно конкретное событие: «Среди фанатов была девушка в инвалидной коляске, и толпа потребовала, чтобы Роберт вышел поговорить с ней. Закончилось все тем, что он обменялся парой слов с девушкой. Честно говоря, я тогда думал, что она встанет и пойдет. Но нет».
Это шутка Криса Вайца прекрасно суммирует то, какой же была жизнь Роберта Паттинсона в последние годы. С 2008 по 2012 год, время Сумеречной саги, пять фильмов было снято по романам Стефани Майер, собравших в общей сумме около трех миллиардов долларов. Роберт Паттинсон стал одной из крупнейших поп-икон начала этого века. Благодаря своей роли романтичного вампира, он зарекомендовал себя как секс-символ целого поколения подростков, вызвав волну истерии, сравнимой разве что с истерией по Леонардо ДиКаприо времен «Титаника», к лучшему или худшему. Что же к лучшему: он стал мультимиллионером всего в 21 год, и он использовал свою популярность, чтобы затем сниматься в самых престижных проектах, таких как, например «Космополис» Дэвида Кроненберга в 2012 году, независимом фильме, который стал самым волнующим моментом в карьере актера. Худшее: он пожертвовал большую часть своей юности, и теперь на его плечи всегда будет давить вес «Сумерек». «Это уж слишком», - резюмирует актер, друг и режиссер Брэйди Корбет. – «Теперь ему каждый день приходится играть в прятки: он скрывается от фанатов и папарацци, думает о безопасности каждый раз, когда куда-либо выходит». «Даже когда мы шли ужинать с ним, мы должны были идти через черный ход», - сказал Дэвид Кроненберг, который предложил новую роль актеру в своем последнем фильме, «Звездной карте». – «Он больше не может жить как прежде, жить свободно. Он любит Торонто, мой город, потому что люди здесь его не беспокоят. Он может пойти в бар без телохранителей. В Лос-Анджелесе или любом другом городе это невозможно…».
Пиво, друзья и гитара:
В этой сюрреалистичной среде, где каждая поездка заранее организовывается целой кучей помощников, и где каждый его шаг затем обгладывают таблоиды, согласно логике, Роберт Паттинсон, снискавший славу благодаря ведущей роли, должен был присоединиться к длинному списку поп-икон, принесших свободу в жертву на алтарь известности. Но если верить его семье, кажется, что он выбрал другую судьбу. Все знакомые с актером описывают его как «естественного», «неиспорченного», «уравновешенного», «приземленного». Роберт Паттинсон, как нам говорят, в одночасье превратился из обычного парня в суперзвезду, обычный парень оказался на плакатах на стенах всех девочек-подростков по всему миру. «Вы были бы удивлены увидев его вне съемочной площадки: он по-прежнему очень неиспорченный и такой, каким был раньше, любит проводить время в барах и играть музыку с друзьями», - говорит Брэйди Корбет, который также живет в Лос-Анджелесе, и является частью близкого круга актера (куда также входит и еще один актер, Том Старридж).
Режиссер «Помни меня», Аллен Култер, который встретился с Робертом Паттинсоном как раз перед выходом «Сумерек», также разделяет мнение этого консервативного парня насчет безумия СМИ: «Он был поражен этой популярностью. Он был смущен, ошеломлен. Он быстро стал известным в таком юном возрасте, а это не так-то просто…». Все, кто работал с ним, соглашаются, что Роберт Паттинсон сохранил хладнокровие в том, что касается «Сумерек». Сейчас он в основном придерживается независимых фильмов, и не склонен слишком резко менять свои предпочтения.
Рождение «странного» ребенка-звезды:
Чтобы понять эту устойчивость к соблазнам Голливуда, возможно, следует напомнить одну небольшую формальность: Роберт Паттинсон – британец. Он родился не в Лос-Анджелесе, в этой звездной системе, а в Барнсе, жилом пригороде Южного Лондона. Здесь жизнь течет тихо и спокойно, если не скучно: в городке есть несколько небольших павильонов, пабов и государственная школа. «Единственные иностранцы, живущие здесь – шведы», - мы останавливаем ребенка, который указывает нам путь к дому Паттинсонов. – «Вы узнаете этот дом по его фасаду, у его родителей есть деньги». Так вот в этой довольно буржуазной среде и родился Роберт Паттинсон, чей отец был дилером винтажных автомобилей, а мать работала в рекламном агентстве. У него было обычное детство с обучением музыке (его сестра, Элизабет, уже в 16 лет подписала контракт и стала петь в группе) и в обычной школе Харродиан, где он познакомился со своим приятелем Томом Старриджем. Единственная причина, которая привлекла его в театр – это был лучший способ познакомиться с девушками.
В нескольких километрах от дома Паттинсона находился Театральный клуб Барнс, небольшой местный пригородный театр, где он начинал свою карьеру и где до сих пор помнят молодого Роберта, читающего свои первые строки: «Среди пятнадцати ребят в театре всего пара стала профессионалами», - говорит Даррол Блейк, бывший директор «ВВС». – «У него было непреодолимое преимущество над своими конкурентами: определенный физический, сексуальный, андрогинный фактор, что принес ему первый контракт в модельном бизнесе в возрасте 12 лет и его заметила агент, Стефани Ритц. Первой его попыткой был германо-британский телефильм, «Кольцо Нибелунгов». Кэрол Дадли была тогда кастинг-режиссером. Она помнит тот день, когда Роберт Паттинсон вошел в дверь: «Именно что незнакомец. Это было странно, у него совершенно не было опыта», - сказала она. – «В этом возрасте у детей, которые обычно приходят на прослушивания, уже есть опыт. Говорят, что надо пройти свое первое прослушивание до того, как у вас выпадет ваш пятый зуб. Он же был застенчив, вы чувствовали, что он не в своей стихии. Но у него была голова на плечах, и он особенно хорошо смотрелся в этой среде».
Через год в 2005 он получил небольшую роль в «Гарри Поттере и Кубке огня», его первую роль в большом фильме. Все получилось, и о нем заговорили в Лондоне, а он продолжил посещать кастинги других фильмов. «Теперь он знал, что хочет полностью посвятить себя кино», - говорит Робин Шеппард, режиссер телевизионного фильма «ВВС» «Дневник плохой мамаши», которая вспоминает, насколько она была впечатлена актером. – «Роберту было едва ли двадцать лет, но выглядел он гораздо более зрелым. У него была способность к анализу и редкая мудрость для его возраста. Поразительно. Быть актером для него не обязательно было синонимом «стать знаменитостью»». На съемочной площадке он также выделился своей способностью работать: «Он был молодым человеком, постоянно начеку», - отмечает Кэмпбелл Митчелл, художественный руководитель одной из первых телевизионных драм, «Преследователь Тоби Джагга». – «В банальной сцене он должен был использоваться старую бритву, но никогда ранее он не пользовался ею. Что ж, он репетировал как сумасшедший, чтобы быть уверенным, что все сделает правильно. Он работал очень напряженно. Когда ему нужно было попотеть, побыть в крови, когда он подвергался насилию в той или иной форме, он не отказывался от этого». Погружение в своих персонажей, изучение своих героев – вот тот метод, которого всегда придерживается Роберт Паттинсон и которые иногда могут спасти фильм, о чем свидетельствует фильм режиссеров Деклана Доннеллана и Ника Ормерода «Милый друг». «Роберт был самым профессиональным актером на съемочной площадке. В отличие от других, он с уважением относился к тому, что должен был сделать. Мы много спорили с нашими актрисами во время съемок, но с ним никогда не было проблем».
Мастурбация и много слез:
Роберт Паттинсон, казалось, был рожден для успеха: хорошо образованный, первый ученик в своем классе, трудяга, у него было все, чтобы стать звездой своего поколения. Но не стоит путать это с природой актера, который не является грешной машиной, готовой продать своих родственников ради роли. На самом деле самый известный секс-символ – это обычный взволнованный парень, который действительно мучается тем, кем является, давайте скажем, что ему просто сложно чувствовать непринужденным, когда дело касается его тела. Съемочная команда «Отголосков прошлого» может подтвердить это. В тот период, когда был выпущен фильм (2008), Паттинсон изображал художника Сальвадора Дали и у него было несколько сексуальных гей-сцен, включая и одну сцену мастурбирования, которая далась ему очень нелегко, и в тот момент он думал, что положит конец своей карьере. «Он был действительно смущен», - говорит режиссер Пол Моррисон. – «Я помню, однажды он отказался показаться полностью обнаженным на съемочной площадке, пока мы не заверили его на 100%, что здесь будут только те люди, которые необходимы для съемок этой сцены. Это была последняя стадия паранойи». Испанская актриса Марина Гэтелл вспоминает этот момент. «Любовник Дали, когда тот отвергает его, вступает в сексуальную связь с Магдаленой, которую играю я, сам же Дали в то время занимается мастурбацией и наблюдает за ними. Роберт делал ничто иное, как наблюдал и мастурбировал. Но ему это было совсем нелегко. Он не мог перестать плакать. В этой комнате атмосфера стала невероятно грустной, едва терпимой». Другие факты подобного типа подтверждают его образ хрупкого и чувствительного актера, не способного контролировать свои эмоции. На съемочной площадке «Воды слонам», очень ранимый секс-символ разделил с Риз Уизерспун то, что потом стало СМИ-путаницей. Прошел слух в прессе, что актер не может справиться с напряжением и что он заканчивает самые шаловливые сцены в слезах. Сочувствуя, Риз Уизерспун попыталась спасти положение, заявив в ТВ-интервью, что у него просто была простуда в то время. Но спустя какое-то время Роберт Паттинсон сам же опроверг слова своей коллеги и рассказал правду: да, он действительно плакал во время той сцены.
Это подтверждение гиперчувствительности, это в основном то, что объясняет огромную популярность актера. Для всех Сумеречных фанатов, в основном девочек-подростков, он является секс-символом, таким себе романтичным идеалом, опасным и трогательным одновременно. «Он не просто сексуальный мальчик, такой себе парень по соседству. Он обладает также уникальной и меняющейся внешностью. Каждый раз, когда я встречала его, я была впечатлена, насколько стара его душа – мы могли бы предположить, что он прожил уже век, и весь этот век был одиноким человеком», - вспоминает Кэтрин Хардвик, первый Сумеречный режиссер. Она также была той, кто убедил актера прийти прослушивание на вампирскую роль в ее фильме, увидев его в «Гарри Поттере и Кубке огня». Она описывает тот день: «У него были длинные каштановые волосы и небольшой живот. Думаю, он выпил слишком много пива. Он нервничал, но был очаровательным. Я пригласила его домой, чтобы познакомить с Кристен Стюарт, которую я уже выбрала на главную женскую роль. Я заставила их сыграть сцену в классе биологии в начале фильма. А затем, мы переместились в мою спальню, где я попросила их поцеловаться в постели. Химия между Робертом и Кристен возникла сразу же». Мы все знаем продолжение: пять Сумеречных фильмов, закончившихся в 2012 году, заработавших миллиарды долларов и Роберт Паттинсон, покинувший Лондон ради ведущих ролей в Голливуде.
"Сумерки": золотая клетка:
Книги по поп-культуре продолжают утверждать, что Роберт Паттинсон стал знаменитым благодаря «Сумеркам», хотя сам актер в настоящее время пытается избавиться от этого образа и освободиться от Эдварда Каллена. Даже если он никогда и не объявлял об этом публично, ему все сложнее и сложнее было жить с «Сумерками», и в какой-то момент он стал почти «демонстрировать признаки депрессии», - объясняет Эллиотт Дэвис, главный оператор первого фильма. – «Он действительно отдавал всего себя на съемочной площадке, но, честно говоря, он не был счастлив. Успех первого Сумеречного фильма, вероятно, опустошил его, он понял, что ловушка захлопнулась». Эту ловушку Эллиотт Дэвис объяснила дальше: «Студия «Summit Entertainment» была на грани банкротства. Наш фильм же получил такой успех, что они продлили его: они нашли свою курицу, несущую золотые яйца. В этом смысле актеры подвергались огромному давлению. Без них сага не существовала. Так что они должны были остаться, переходить к следующему фильму, и не важно, заботилась ли студия о художественном качестве. Самым важным был бизнес. Роберт также нашел свой путь, конечно же. Если он и решил продолжить, то это было только из-за денег. У него не было никаких обязательств согласно контракту. Но все это причиняло ему невероятную боль». Дэвид Кроненберг подтвердил это в нашем разговоре об актере: «Он признался мне, что считал первые «Сумерки» арт-хаусным фильмом о вампирах. Он даже не представлял, что ждало его».
Что же ждало его – так это франшиза для девочек-подростков, и все проблемы, связанные с этим: фанатичные дети по всему миру, образ секс-символа и удушающее давление прессы, особенно когда они обзавелись навязчивой идеей свести Роберта Паттинсона с главной героиней «Сумерек», Кристен Стюарт. Они оба скрывали одну из крупнейших историй СМИ 2000-х годов, развлекая всех тайной об истинной природе их отношений. Маркетинговый ход, чтобы продавать «Сумерки» детям? Обычная дружба, искривленная СМИ в жаркую любовную историю? Все задавались этим вопросом о секретах их отношений все то время, что выходили фильмы. Но не Эллиотт: «Вы должны быть слепыми, чтобы не видеть, они были парой», - говорит она. – «Как только начались съемки, они постоянно были рядом. Они помогали друг другу, защищали друг друга от невероятного давления, последовавшего за фильмом. В реальной жизни их отношения начались с «Сумерками» и закончились с окончанием саги». Правда: несколько месяцев спустя после выхода пятого эпизода, заголовки всех СМИ объявили об их разрыве. Снимки показали Кристен Стюарт с другим мужчиной, режиссером Рупертом Сандерсом, из-за чего Роберт Паттинсон стал самым известным обманутым парнем в мире. В ответ депрессивный актер решил продать их дом в Лос-Анджелесе и поговорить о своих бедах в СМИ.
Конец Сумеречной эпохи был испытанием для Роберта Паттинсона, который подумывал о том – в очередной раз – чтобы отложить свою кинокарьеру и сосредоточиться на своей первой страсти: музыке. С момента его первой созданной рок-группы, когда он был еще подростком и жил в пригороде Лондона, актер никогда не прекращал создавать песни или давать импровизированные концерты со своим другом Бобби Лонгом в частности. Кроме того, это первое, что вспомнила Кэтрин Хардвик о своей встрече с Паттинсоном, которая предложила использовать несколько его композиций для саундтреков Сумерек»: «Мы были втроем в домике в горах, работая над музыкой. Роб взял гитару и стал играть, смотря законченный фильм на моем компьютере. Он был полностью погружен в музыку, казалось, он потерял свою природную застенчивость. Я не знала, что его голос может быть таким напряженным и изменчивым». Но вместо того, чтобы создать свой первый альбом («который выйдет совсем скоро», пообещал его друг Брэйди Корбет), Роберт Паттинсон в очередной раз попался в сети кино после своего Сумеречного периода, давая второй старт своей карьере, теперь переместившись в сферу независимого кино.
Леос Каракс, настоящий:
По-настоящему показать свой гений Роберту Паттинсону таки удалось, заново открывая себя всего в одном фильме, заставляя нас забыть о его подростковом знаменитом образе, впитавшемся в его кожу – когда, просто для сравнения, Райану Гослингу понадобилось десять лет, чтобы избавиться от прошлого одного из участников клуба «Disney». Эту возможность актер получил благодаря одному уникальному человеку: Колину Фарреллу. До начала 2011 года он был фаворитом Дэвида Кроненберга на главную роль в «Космополисе», экранизации одного из романов Дона ДеЛилло. Но американский актер колебался слишком долго, его агенты хотели слишком большого гонорара, и закончилось тем, что он выбрал фильм «Вспомнить все», оставляя вакансию открытой для второго избранника: Роберта Паттинсона. Понадобилось все упорство продюсера, Паулу Бранко, чтобы убедить актера согласиться на эту роль. «Поначалу он немного колебался, думаю, он был испуган этим вызовом», - вспоминает бизнесмен. – «Он начал отказываться, но мы настаивали, я и Дэвид, а затем он дал согласие: он понял, что это может стать поворотной точкой в его карьере». Самым сложным было разобраться с агентами и менеджерами, что окружали его, даже если Роберт Паттинсон и согласился радикально пересмотреть свой гонорар: он, заработавший 12,5 миллионов долларов за каждую часть «Сумерек», согласился на гонорар в 1,2 миллиона евро, в фильме с бюджетом всего в 15 миллионов евро.
Для обеих сторон «Космополис» был беспроигрышным вариантом: актер мог улучшить свою репутацию, работая с одним из самых знаменитых режиссеров, а Дэвид Кроненберг обеспечил себе шумиху в СМИ и финансирование с Паттинсоном в главной роли. Оставался простой вопрос: Сможет ли Роберт Паттинсон справиться с вызовом фильма, с его невероятно сложными диалогами? Сможет ли актер перейти от романтичных подростковых фильмов к изысканным фильмам? Выбор «Космополиса» для Каннского кинофестиваля в 2012 году подтвердил это. Паулу Бранко, который никогда не сомневался, говорит: «Как только я встретил Роберта, я понял, что у него есть характер, что он не может ограничиваться только своей славой», - говорит он. – «Кроме того я был удивлен его познанием о кино: он – парень, с которым вы можете вести долгие беседы о кино. Он признался, например, что «Любовники с Нового моста» Леоска Каракса один из его любимых фильмов». Еще один факт от Паулу Бранко, которым тот все еще поражен: «Чтобы подготовиться к этой роли, Роберт не только прочел «Космополис» Дона ДеЛилло, он прочел все его книги. И да, я не знаю никого, кто сделал бы это. Они также встречались, они говорили какое-то время, и, кажется, прекрасно поладили, несмотря на то, что ДеЛилло немного нелюдимый».
На съемочной площадке «Сумерек. Сага. Новолуние» режиссер Крис Вайц вспоминает, что он также был удивлен поведением знаменитости между сценами: «Он не был похож на других молодых актеров, вертящихся на съемочной площадке. Он предпочитал проводить время в одиночестве с книгой, и мы могли не видеть его часами». Подобные слова рисуют нам портрет сверх любопытного актера, почитателя Уэльбека и поклонника режиссера Эрнста Любича, работами которого он вдохновлялся перед съемками «Милого друга». Все больше и больше погружаясь в арт-хаусное кино – вскоре мы увидим его у Вернера Херцога и Джеймса Грэя – Роберт Паттинсон не просто ищет новый образ, но также подтверждает свой вкус и желание работать в особом кино.
Тем не менее, принятие в лоно независимого кино не обошлось без адапционного периода для этого актера. После нескольких лет купания в бульоне блокбастера Сумеречной саги, строгие требования знаменитых режиссеров казались слишком далекими от привычных ему, когда он начал сотрудничать с Дэвидом Кроненбергом. Канадский режиссер признался, что тогда у него сложилось впечатление, что он впервые столкнулся с ограничением по времени во время их первого сотрудничества в «Космополисе». «В начале съемок он сказал мне: «Я в жизни никогда не видел ничего подобного». Я ответил ему: «Не видел чего?». И он сказал: «Человека, как вы, на съемочной площадке. Вы принимаете все решения». И я ответил ему: «Роб, просто больше никого нет. Только мы. У нас нет студий за спинами. Только продюсеры заботятся о нашем счастье. Ты понимаешь, мы делаем этот фильм вместе. Только мы, только мы принимаем эти решения». Я думаю, он никогда действительно не снимался в фильмах подобного рода. До сих пор он всегда должен был ждать, пока режиссер свяжется со студией каждый раз, когда они хотели принять какое-то решение, изменить костюм или стрижку. Со мной, не было таких звонков». Кроме того, прямо подарок судьбы, в «Звездной карте», последнем фильме Кроненберга, он играет молодого мужчину-идеалиста, приехавшего из глубинки США в Голливуд, чтобы сделать карьеру, не зная правил игры, в которую влез. Когда мы спросили Кроненберга, видит ли он сходство между этой ролью и свалившейся на Паттинсона Сумеречной славой, режиссер не скрывает этого: «Здесь есть определенное сходство, да. Роберт никогда не ожидал стать знаменитостью. Он хотел быть актером, но оказался в ловушке, став знаменитым». Хорошие новости – он решил сохранить свою клетку, пока.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Журнал «Snatch»: Роберт Паттинсон: Хроники изменения иконы (Франция)
|