Трис Приор смогла появиться на большом экране после Китнисс Эвердин из «Голодных игр», Клэри Фрай из «Орудий смерти» и принцесс из «Холодного сердца», но режиссер «Дивергента» Нил Бёргер видит в молодой героине этого фильма больше чем просто очередную героиню, которая может надрать задницу.
Скорее, говорит Бёргер, главная героиня этой экранизации романа-бестселлера Вероники Рот – пример классического мифического героя.
«Дивергент», чей дебют состоится в эту неделю в кинотеатрах, рассказывает историю Трис (Шейлин Вудли), когда она пытается найти свое место в будущем мире, где люди строго разделены на фракции, основываясь на их добродетелях. Трис родилась в Отреченных, фракции, которая превыше всего ценит самоотверженность, но ее личностный тест показывает, что она является дивергентом, а это значит, она не вписывается ни в одну из фракций. Это качество, которое может ее убить, и Трис предпочитает спрятать свою дивергентность и присоединиться к Бесстрашным, фракции, которая ценит храбрость.
О чем рассказывает этот фильм – более или менее – историю героини, когда Трис прокладывает собственный путь, узнавая, что ее, казалось бы, райское общество на самом деле является утопией.
«Hero Complex» пообщался с Бёргером, чьи предыдущие работы включают «Область тьмы», «Иллюзионист» и «Счастливчик», и теперь он поговорил с нами о путешествие Трис в «Дивергенте».
Hero Complex: Как вы решили, что хотите снять «Дивергент»? Что именно привлекло вас?
Нил Бёргер: Думаю, это была пара вещей. Как режиссеру, вам всегда интересно создать новый мир, и это также вызов, своего рода грандиозный вызов, ведь существует уже столько замечательных фильмов о футуристическом или пост-апокалиптическом или еще каком-то мире. Но все же это замечательная возможность для режиссера, придумать визуальный язык этого будущего. А затем мне действительно понравился сюжет этой книги, связанный с путешествием Трис. «Кто я? Чему я принадлежу? Предана я своей группе или своей семье или самой себе? И как далеко я могу зайти ради любого из них?». Мне понравились все эти мысли, и я подумал, что все эти идеи являются универсальными. Я подумал, что это интересно, являетесь ли вы девочкой-подростком или 20-, 30-, 40-летним мужчиной. Мне понравилось ее путешествие, я подумал, что эти идеи действительно тесно связаны с экшном этого фильма. Что на самом деле происходит в этом фильме – выражение этих идей, испытания, через которые она проходит, пытаясь найти свое место в этом обществе.
В последние несколько лет мы видели «Сумерки», «Голодные игры» и «Орудия смерти» - тонны книжек, которые рассчитаны на ту же возрастную группу, и которые были экранизированы. Чем отличается «Дивергент»?
«Дивергент» действительно рассказывает о том, как мы живем вместе, как мы всегда жили вместе, как сообщество. Он начинается с личного – она задается вопросом о том, каково ее место в этом обществе – а затем разрастается к вопросу о том, что же такое сообщество в целом. Как нам жить вместе, и что если ты не подходишь ему, и как сообщество справляет с этим? Здесь существует вся эта система фракций, способ, которым общество разделено в попытке сохранить мир и гармонию, и что случится, если такая система перестанет работать – что тогда ты будешь делать? И я думаю, что эти вопросы намного важнее. Этот фильм работает на гораздо большем холсте, все эти идеи пронизывают его, и я думаю, что этот баланс между личной историей этой молодой женщины, которая проделывает свое огромное путешествие, а затем становиться частью этого конфликта общества, заставляет нас самих начать задаваться вопросами о строении этого мира и последствия подобных проблем для нас.
То есть вы смотрите на «Дивергент» как на супергеройскую историю? Или геройский миф?
Я всегда чувствовал, что ее путешествие – это путешествие настоящего героя. Здесь есть все эти признаки, все эти шаги, которые предпринимали классические герои в мифологии. Трис – герой, но на самом деле не супергерой. У нее нет супергеройских сил. Она – дивергент, но это на самом деле просто значит, что она другая, и единственное ее преимущество, которое есть у нее – она может контролировать свои пейзажи страхов в тех психологических тестах, через которые они проводят ее, и это все. Это, как я полагаю, предоставляет ей определенное преимущество, но не наделяет ее никакой особой магией. Это не дает ей сверхъестественное преимущество. Что она делает и чем все это заканчивается – она действительно понимаем этот мир. Она понимает то, что происходит вокруг, она выживает и решает свои проблемы благодаря тяжелому, упорному труду и решимости, и это привлекло меня. Она попала в ситуации, где присоединяется к Бесстрашным, где она должна работать на грани своих сил и на карту поставлена ее жизнь – ведь если они узнают, что она дивергент, они убьют ее. Она другая в этом сообществе, где все должны быть одинаковыми. Она подвергается наибольшему риску в Бесстрашных, потому что они в действительности являются теми, кто могут убивать, так что она находится в логове льва. И тот путь, через который она проходит – это попытка скрыться у всех на виду, она должна быть еще более бесстрашной, нежели Бесстрашные. Она должна решить свои проблемы и выжить, приложив много усилий, пытаясь разобраться со всем сама.
Но я думаю, что у фильма есть и сходство – если вы подумаете о «Человеке-пауке», где герой также подросток, который чувствует свое несоответствие, бесполезность и одиночество, а затем его наделяют огромной силой. В этих путешествиях героев, является он мифологическим или супергероем, главный герой понимает, что он другой. И затем они должны научиться пользоваться своими новыми силами/способностями. С ней же, она отличается от других не великой силой, а великой решимостью. И что мне нравится здесь – она другая, но не отличается от нас. Вот что хорошего в самомнение. Она Дивергент, она чувствует себя другой, и в ее мире, где она другая, она в опасности. Это замечательно, потому что мы все чувствуем себя другими. Мы все чувствуем себя аутсайдерами. У нас всех есть эти вопросы: «Если я другой, смогу ли я влиться? Должен ли я соответствовать? Или я должен использовать свой голос, и следовать своему сердцу? И если я пойду собственным путем, чего это будет стоить мне?».
Значит это оригинальная история.
Я думаю, что это действительно правильное обозначение. Я думаю, что это оригинальная история. Это классическая оригинальная история в том плане, что «Дивергент» это первый фильм из планируемой трилогии. Книга «Дивергент» - первый акт огромной истории. И это оригинальная история – о том, кем был вначале наш герой, прежде чем она переживет свои дальнейшие приключения в следующем акте, в следующей книге, в следующем фильме. Я думаю, что это замечательно, и что схожего у этого фильма с супергеройскими историями – она также начинается как своего рода классическое путешествие героя.
Если бы Джозеф Кэмпбелл пришел и помог нам определить шаблон для этих героев, тогда все это начиналось бы с обычного человека в рамках его обычной жизни, а затем появляется эта замечательная возможность или тяга к приключениям. Трис начинает с того, что меньше всего похожа на человека, который спасет все сообщество. Она скромная, она кажется обычной, не похоже, что она обладает какой-то силой. И она проходит этот тест, как и каждый, чтобы узнать, чему же она принадлежит, с какой группой она свяжет свою жизнь; и все что она узнает в конечном итоге – она другая. Она дивергент. Но в некотором смысле это замечательная возможность, потому что неожиданно она оказывается перед выбором. Это не предопределено. Она может решать. Тест не определил, к чему же она будет принадлежать. Она должна принять это решение сама. И она принимает, она уходит к Бесстрашным. Она прыгает в темную бездну, в эту дыру. Она прыгает во мрак, рваную дыру, она похожа на горло дракона или чрево кита. И вы не знаете, что там, на дне, но она делает этот шаг и из-за этого изменяется.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Режиссер «Дивергента» Нил Бёргер: Геройский миф о Трис Приор (часть 1)
|