Америка, 1980-е. Специальный агент Роберт Мазур всю жизнь работает под прикрытием, раскрывая каналы поставок во Флориду наркотиков и оружия. Собравшись уже было на пенсию, Мазур натыкается на ниточку, которая может привести его и таможенную службу к деньгам и финансовым активам наркокартеля Пабло Эскобара, но ухватиться за нее совсем не просто. Чтобы вникнуть во все тонкости работы отмывочных банков, подставных фирм и фиктивных подрядчиков, совместно с полицией таможня отправляет Мазура на ответственейшее задание – под видом коррумпированного банкира Боба Музелло он должен втереться в доверие к людям, которые убивают при малейшем подозрении в «крысятничестве». Филигранная игра на нервах и полутонах приводит Роберта в ближний круг Эскобара, но от этого вероятность ошибки, которая будет стоить жизни, возрастает многократно…
Сложно с наскока сказать, сколько требуется времени, чтобы давать оценку тем или иным историческим, общественным или политическим событиям. Что-то можно оценить по горячим следам, пока факты не обросли оценками, мифами, толкованиями. Чему-то лучше отлежаться поколение или два, пока не утихнет боль очевидцев от случившихся трагедий и потрясений. Кое-какие же вещи и вовсе отлеживаются по сто лет и более, пока не сменится общественный строй, идеология или правящий класс. К событиям войны американской юстиции и разведки с латиноамериканскими наркокартелями Голливуд подбирался и раньше, и не сказать, что совсем безуспешно, но только сейчас документальные свидетельства, причем порой весьма кровавые, перешли в разряд современных мифов, из которых получаются неплохие фильмы с энергичным сюжетом, глубокой фактологической подложкой и массой возможностей для интерпретаций.
Вот и реальные события, легшие в основу сценария «Аферы под прикрытием», получили статус «легенды», этакой беллетристики с реальными корнями, но не лишенной здоровой части вымысла. Пытливые зрители могут и сами найти исходные материалы к фильму, благо Мазур с удовольствием раздавал интервью о своей деятельности и даже написал книгу воспоминаний о деле с картелем Эскобара, мы укажем лишь на самые откровенные нестыковки реальности и вымысла. Авторам картины пришлось выдумать эпизод с тортом в ресторане, не было никакого ожога, который отправил бы Мазура на пенсию, да и захват наркобоссов случился не на свадебной церемонии, а в ночь до назначенной даты. Однако все это сделано на благо динамике ленты и для пущей мотивации персонажей.
Так что же получилось из сочетания фактов и выдумки? А получился весьма неплохой триллер. «Афера под прикрытием» – крепкое кино, продолжатель традиций «Операции Арго» и «Американской аферы», удачно избавившееся от неуместного юмора и не впадающее в драму. Разумеется, без некоторого морализаторства не обошлось, все-таки главные герои, «разведчики» Мазур и его подставная невеста, проникаются к Роберто Алькаино, доверенному лицу Эскобара, определенной симпатией, но осуждается это походя и почти незаметным пунктиром. Мол, американское правительство смотрело на наркоденьги сквозь пальцы и даже откровенно наваривалось на трафике героина в Штаты, а после операции и вовсе выгребло деньги со счетов картеля и пустило на ирано-иракскую войну. В остальном же в картине прослеживается хорошо мотивированная железная воля главных героев сделать мир лучше, дать возможность детям расти на спокойных чистых улицах. Похвально, учитывая, что это по большому счету удалось.
Впрочем, захватывающая тема и увлекательный сюжет – не гарантия качества картины. Актерские работы в «Афере» совершенно невозможно не отметить. Причем мы даже не станем акцентировать внимание на Брайане Крэнстоне, это большой актер, демонстрирующий в картине весь свой огромный талант. Куда интереснее наблюдать в картине за вторым планом. За Джоном Легуизамо, играющим зависимого от адреналина спецагента, за Бенджамином Браттом, которому достался образ холеного аристократа-накродельца, за Эми Райан – «железной леди» местной таможни или Джозефом Гилганом, изображающим матерого бандюгана, консультирующего Мазура. Этот блистательный коллектив придает истории необходимый шарм, объем и привлекательность – в двухчасовой ленте совершенно нет проходных героев. Больше того, дополнительное измерение придают картине редкие камео значимых персонажей этой истории – фокус с Эскобаром заставит зрителя задуматься о том, чтобы отправиться на «Аферу» еще раз, ведь возможности «открутить» кадр назад в кинотеатре у вас нет.
В целом «Афера» оставляет благостное впечатление. Конечно, реальная история здесь упакована в обязательные для Голливуда «рюшечки», многое сценаристом и режиссером додумано, порой проскальзывают довольно дешевые штампы вроде «ухода на пенсию» или «кровавой посылки», но в остальном кино получилось эффектным и захватывающим. Любовь зрителей к тайным операциям неизбывна, так что Голливуд продолжит пользоваться трендом. Главное, чтобы от этого и в будущем не страдало качество.
С 11 августа в кино.
За информацию спасибо сайту https://www.film.ru.
Рецензия на фильм "Афера под прикрытием": В обители зла
|