2016 год был многообещающим для фанатов комиксов. График премьер сулил один проект масштабнее другого. Тут вам и битва дня против ночи в «Бэтмене против Супермена», и противостояние Кэпа с гением, миллиардером, плейбоем, филантропом в «Первом Мстителе», и самый разрушительный во франшизе мутантов «Апокалипсис», и все плохиши DC в «Отряде самоубийц». Три из четырех супергеройских капустников уже вышли на экраны – без проблем никто из них не обошелся. Разница лишь в том, что кто-то в этих проблемах погряз по уши, а кто-то всего лишь не прыгнул выше головы и набирает миллиард не так быстро, как прогнозировалось. «Люди Икс» расположились посередине, ибо это не полный провал, каким оказался «Бэтмен против Супермена», но и до программируемого успеха Marvel им далеко.
Вообще, Брайан Сингер сделал сразу несколько шагов назад. Начнем с того, что «Люди Икс: Апокалипсис» – действительно возвращение к материалу, который студия уже «надкусила». Изначально планировалось, что синий мутант с разрушительной мощью и древними корнями появится после «Первого класса» Мэттью Вона. Режиссер «Пипца», пять лет назад возродивший франшизу, прорабатывал сценарий «Апокалипсиса» вместе с Саймоном Кинбергом. Но Вон отчалил, и его сменил Брайан Сингер. Родоначальник киношных «Икс-Менов» решил поностальгировать и свел на экране актерские составы начала двухтысячных и «Первого класса».
В «Днях минувшего будущего» создатели «Людей Икс» настолько закрутили сюжет во временных континуумах, что теперь студия получила возможность штамповать новые фильмы с нуля, не считаясь с предыдущими восемью фильмами. По сути, сценаристы устроили ребут без кастинговой встряски и перестановок у руля. Появился простор для творчества, идей и смелых решений… но Сингер и Кинберг им не воспользовались.
Креативный дуэт решил применить ранее не пользованный в комикс-вселенных жанр фильма-катастрофы. Древний злодей Апокалипсис, который в Египте считался богом и видел в простых людях лишь рабов, должен был появиться в XX веке. По задумке авторов самому древнему из мутантов претил бы мир восьмидесятых, и он вздумал устроить Судный день, дабы на земле остались лишь сильнейшие, то бишь мутанты.
«Тот размах и масштаб, о которых мы говорим, скорее свойственны фильму-катастрофе, фильму о вымирании. Что-то в стиле Роланда Эммериха, чего франшиза "Людей Икс” или любая другая супергеройская серия еще не видела. Я думаю, это просто великолепно», – сказал Кинберг на этапе предпродакшена.
После этого интервью пресса начала причитать, что в «Днях минувшего будущего» неожиданно появилась драма, а в «Апокалипсисе» от нее не останется и следа. Кинберг в ответ на это сделал небольшую поправку, пообещав философский смысл и реальные эмоции. Спустя 2 года после этого интервью мы узнаем, что обещания эти были пустыми. «Люди Икс» шагнули назад, растеряв драму и напрочь забыв про прорисовку персонажей.
«Проблема "Апокалипсиса” не в том, что франшиза оставила себе слишком мало материала концовкой предыдущего фильма, а в том, что Сингер, имея множество вариантов, выбрал самый неинтересный. "Апокалипсис” со своими мыслями о конце света следует формуле фильма-катастрофы. Иными словами, Сингер вместо того, чтобы изменить манеру повествования супергеройского кино, предпочитает пойти по самому простому, коммерчески безопасному пути», – упрекает создателей в лени Сэм Мэк (Sam Mac/Slant Magazine).
Главный злодей у Брайана Сингера и Саймона Кинберга тоже не вышел. И речь сейчас не о критике, которая обрушилась на создателей новых «Икс-Менов» после публикации обложки Entertainment Weekly.
Тогда у режиссера нашелся достойный ответ. Он припомнил фанатам негодование по поводу Ртути и то, как они же потом ликовали, увидев Куиксилвера в фильме. Сингер, чуть ли не приговаривая «Ой, все», пожаловался все тому же Entertainment Weekly, что каждый раз одно и то же. Стоит показать «Первый взгляд», все рвутся покритиковать, не дождавшись итогового результата. Постановщик призвал всех успокоиться и заверил, что у Апокалипсиса все будет по канону и с костюмом, и с цветом кожи, и с голосом, и даже с ростом. Правда, Сингер не подумал, что проблема его злодея не во внешних данных, а во вторичности. Апокалипсис просто влез в шкуру Джин Грей из «Последней битвы». Он одержим и разрушает все вокруг, а помогают ему Магнето, парень с крыльями, Гроза и Псайлок. Прямо дежавю какое-то.
«13 лет прошло, и "Люди Икс” стали масштабнее, а спецэффекты убедительнее. Но чего не хватает фильму, так это чувства восторга и удивления. Все бои, и взрывы, и разрушения уже на экране бывали», – жалуется Мэтт Сингер (Matt Singer/ScreenCrush).
«Жемчужины из "Людей Икс” не вышло. Это просто масштабный и длинный фильм (два с половиной часа, в последнее время стандартная продолжительность для таких продуктов). Попытка вплести во франшизу историю получилась неубедительной и какой-то сбивающей с толку», – пишет Майкл Филипс (Michael Philips/Chicago Tribune).
Шажок назад сделан и по качеству. Ни одной отрицательной рецензии на «Людей Икс» пока нет, но, в отличие от предыдущего фильма, на этот раз преобладают смешанные отзывы. Большинство пишет о том, что Сингер и Ко могли продвинуться и даже переиначить жанр комикс-муви, но предпочли пятиться назад.
«Лучше "Бэтмена против Супермена”, но ненамного. До захватывающего "Противостояния” мутантам далеко. Вдобавок "Люди Икс” на удивление склонны к садизму и не очень-то озабочены глобальными ядерными осадками, хотя когда-то именно эта проблема беспокоила "Икс-Менов”. "Апокалипсис” не поставит крест на франшизе, однако, возможно, серия зашла в тупик», – считает Тим Робби (Tim Robbie/The Telegraph).
«У "Апокалипсиса” при всех его недостатках хватило размаха, чтобы выставить киновселенную Marvel мелочной, и убедительности, чтобы вселенная DC – если таковая вообще существует – выглядела глупо. Если бы только герои были бы такими же сложными, как и идеи, за которые они сражаются. Тогда бы "Апокалипсис” мог стать новым началом для супергеройского кино», – разочарован Дэвид Эрлич (David Ehrlich/indieWire).
Так вышло, что тяжеловес с 200-миллионным бюджетом вчистую проиграл своему скромному 58-миллионному «одноклубнику» «Дэдпулу». Не исключено, что говорливый циник с рейтингом R и по кассе будет первенствовать.
В прокате «Люди Икс: Апокалипсис» со вчерашнего дня – с 19 мая. Не забудьте про сцену после титров, которая готовит вас к новой части «Росомахи». Она, если вы вдруг забыли, тоже будет с рейтингом R. Что до следующих «Людей Икс», Кинберг и Сингер хотят переместиться еще на 10 лет вперед и рассказать про мутантов в 90-х.
За информацию спасибо сайту http://www.film.ru.
Обзор иностранной прессы по фильму «Люди Икс: Апокалипсис»
|